Правила поведения в конфликтной ситуации, советы психологов

Конфликтные ситуации неизбежны в нашей жизни. Как же вести себя правильно, чтобы разрешить конфликт мирным путем и сохранить отношения? В этой статье мы рассмотрим несколько простых и действенных правил поведения в конфликтных ситуациях. Применяйте эти советы - и вы всегда сможете найти конструктивный выход!

1. Дайте выговориться оппоненту

Одно из главных правил поведения в конфликтной ситуации - дать возможность другому человеку полностью высказаться. Это позволит понять причины его недовольства и заложит фундамент для конструктивного диалога.

Прежде чем отвечать, выслушайте собеседника. Это основа эффективной коммуникации и разрешения конфликтов.

Как же правильно реагировать во время высказываний оппонента? Вот несколько рекомендаций:

  • Сохраняйте нейтральное выражение лица
  • Периодически кивайте в знак согласия
  • Задавайте уточняющие вопросы
  • Не перебивайте и не вступайте в пререкания

А вот что делать категорически нельзя:

  1. Перебивать оппонента
  2. Критиковать и высказывать свое мнение
  3. Демонстрировать явные признаки раздражения
    конфликт фото

Дайте человеку полностью выговориться - и вы значительно продвинетесь в разрешении конфликта. Это первое важное правило поведения в конфликтной ситуации.

2. Определите предмет конфликта и не расширяйте его

Следующий важный шаг - четко определить предмет конфликта, то есть конкретную причину претензий и недовольства вашего оппонента. Это позволит сузить обсуждение до ключевого вопроса и не даст конфликту разрастись.

Что делать Чего не делать
- Точно сформулировать претензию - Обсуждать посторонние темы
- Уточнить детали проблемы - Переходить на личности

Например, ваш коллега сердится, что вы не выполнили вовремя важный проект. В данном случае предмет конфликта - просроченный проект. А вот обсуждать ваши личные качества или другие рабочие моменты не стоит - это только разожжет конфликт.

Таким образом, четко выявив предмет конфликта, мы закладываем фундамент для конструктивного решения проблемы без лишних разногласий.

3. Предложите конструктивное решение проблемы

Когда предмет конфликта определен, настало время предложить конструктивный вариант его разрешения. Это может быть компромисс, взаимные уступки или иное конструктивное решение.

Например, в ситуации с просроченным проектом вы могли бы предложить:

  • Завершить проект в ближайшие дни
  • Перенести сроки сдачи по согласованию с руководством
  • Привлечь других сотрудников для ускорения работы

Главное при этом - предлагать конкретные конструктивные действия, а не абстрактные обещания или оправдания. Это поможет превратить конфликт в совместную работу по решению общей проблемы.

4. Соблюдайте спокойный тон общения

Даже если ваш оппонент горяч и агрессивен, старайтесь сохранять спокойствие. Ваша задача - нейтрализовать негатив и вернуть диалог в конструктивное русло.

Для этого полезно придерживаться таких правил:

  • Говорить ровным, уверенным тоном
  • Избегать резких жестов и повышения голоса
  • Не отвечать грубостью на грубость

Спокойствие и выдержка - ваши главные союзники для урегулирования любого конфликта. Это важнейшее правило поведения в конфликтных ситуациях.

5. Не бойтесь извиниться

Если вы действительно были не правы, честные извинения значительно снизят накал страстей. Главное - искренность.

Искренние извинения способны творить чудеса. Но они должны исходить от сердца.

Правильно сформулированные извинения могут стать первым шагом к примирению. Но помните: извиняться имеет смысл, только если вы действительно совершили ошибку по отношению к человеку.

Расстроенная сотрудница эмоционально разговаривает со своим руководителем в небольшом переговорном помещении с столом и стульями. Она сердито тычет пальцем в бумаги на столе, чтобы подкрепить свою позицию. Ее босс скрестил руки и хмурится, пока слушает ее

6. Договоритесь о дальнейших действиях

Кульминацией разрешения конфликта должна стать четкая договоренность о дальнейших шагах для реализации найденного решения. Это заложит фундамент для восстановления нормальных рабочих отношений.

Например, если речь идет о том же просроченном проекте, необходим конкретный план действий:

  • Установить срок завершения на следующую неделю
  • Каждый день предоставлять отчет о прогрессе
  • По завершении проанализировать причины появления проблемы

Такая четкая и согласованная договоренность - залог успешного разрешения конфликта и предотвращения подобных ситуаций в будущем.

7. Сохраняйте деловые отношения

Даже самый острый конфликт не должен разрушать деловые отношения между людьми. После урегулирования разногласий полезно:

  • Подвести конструктивный итог переговоров
  • Поблагодарить оппонента за совместную работу по поиску решения
  • Подчеркнуть заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве

Это поможет загладить возникшие в конфликте обиды и восстановить нормальный рабочий климат. Главное - искренность намерений.

8. Анализируйте конфликты

Полезно после урегулирования конфликта провести его анализ - что послужило причиной, как развивались события, что сработало на разрешение ситуации. Это поможет извлечь уроки и в будущем избегать или более конструктивно разрешать подобные конфликты.

9. Развивайте коммуникативные навыки

Умение общаться, слушать, находить компромиссы - залог эффективного предотвращения и разрешения конфликтов. Поэтому полезно регулярно развивать свои коммуникативные навыки.

Для этого можно, например:

  • Пройти тренинги по коммуникации
  • Читать специальную литературу
  • Анализировать успешный опыт других

Это поможет приобрести бесценные навыки конструктивного общения, так необходимые для предотвращения и урегулирования конфликтов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.