Впускные и выпускные клапаны: как правильно выбрать для двигателя

Клапаны являются одними из важнейших деталей двигателя внутреннего сгорания. От их работы напрямую зависит мощность, экономичность и ресурс автомобильного мотора. Поэтому правильный подбор впускных и выпускных клапанов при ремонте или тюнинге двигателя имеет принципиальное значение.

Выпускной клапан автомобиля

Назначение и принцип работы впускных и выпускных клапанов

Для начала давайте разберемся с устройством четырехтактного двигателя и ролью клапанов в его работе.

Клапана двигателя работают в тяжелом режиме в области сильного давления и высокой температуры, поэтому изготавливаются из достаточно прочных материалов.

Вся магия превращения топлива в механическую энергию происходит благодаря четырем фазам:

  • Впуск - клапаны открываются, в цилиндр поступает топливовоздушная смесь
  • Сжатие - клапаны закрыты, смесь сжимается
  • Рабочий ход - сжатая смесь воспламеняется, давит на поршень
  • Выпуск - отработавшие газы выходят через открытые выпускные клапаны

Впускные клапаны отвечают за подачу топливовоздушной смеси или воздуха в цилиндры на такте впуска. После этого они закрывают камеру сгорания перед началом сжатия. Выпускные клапаны выпускают отработавшие газы после рабочего хода поршня. Соответственно названию, впускной клапан находится с впускной стороны головки блока цилиндра, а выпускной со стороны выпуска.

Особенности конструкции и материалов впускных и выпускных клапанов

Несмотря на кажущуюся простоту, впускные и выпускные клапаны имеют достаточно сложную конструкцию. В общем виде клапан представляет собой:

  • Тарелку
  • Стержень
  • Пружины
  • Сальники

Тарелка является непосредственно запирающим элементом, который посадочной кромкой прижимается к седлу. Стержень соединяет тарелку с остальным механизмом газораспределения. Пружины отвечают за быстрый возврат клапанов после открытия, а также прижим тарелки к седлу с необходимым усилием. Сальники не дают проходить маслу из системы смазки двигателя в камеры сгорания.

Материалы для впускных и выпускных клапанов должны обладать высокой прочностью, стойкостью к коррозии, малым коэффициентом теплового расширения. Для тарелок клапанов обычно применяются высоколегированные жаропрочные стали, а для стержней - жаростойкие хромоникелевые сплавы. Выпускные клапаны работают в более тяжелых условиях, поэтому их тарелки покрывают специальными защитными материалами.

Впускные и выпускные клапана имеют разную геометрию и не являются взаимозаменяемыми. Главное отличие - диаметр тарелки: у впускных клапанов она обычно больше. Кроме того, у выпускных меньшая длина стержня, так как они находятся ближе к оси коленвала. При подборе клапанов для конкретного двигателя нужно строго следовать технической документации.

Требования к материалам и конструкции клапанов достаточно жесткие ввиду тяжелых условий работы. Тем не менее, с течением времени даже качественные изделия периодически выходят из строя.

Основные причины выхода клапанов из строя

Несмотря на кажущуюся простоту конструкции и достаточно большой ресурс, впускные и выпускные клапаны периодически выходят из строя. Чаще всего страдают выпускные клапаны, работающие в более тяжелых условиях.

К основным неисправностям клапанов относятся:

  • Прогар тарелки
  • Трещины и сколы
  • Деформация тарелки или стержня
  • Потеря герметичности из-за износа седел

Рассмотрим подробнее явление прогара клапана. Это локальный перегрев тарелки, приводящий к расплавлению материала. Причин может быть несколько:

  • Малый или нулевой зазор между клапаном и кулачком распредвала
  • Использование неподходящего топлива
  • Перегрев двигателя
Детали двигателя и клапан при разборке

Впускные выпускные клапана ВАЗ: особенности и типичные проблемы

На автомобилях ВАЗ устанавливаются довольно простые и недорогие клапанные механизмы. Типичная проблема - прогар выпускных клапанов из-за малых зазоров и перегрева некачественным топливом.

Особенности подбора новых впускных и выпускных клапанов

Подобрать клапаны на замену вышедшим из строя можно несколькими способами:

  1. По геометрии и размерам штатных клапанов
  2. По каталожному номеру для конкретной марки двигателя
  3. По внешнему виду - точное визуальное соответствие

Первые два способа более предпочтительны, третий подходит в сложных случаях при отсутствии документации.

Размеры впускных и выпускных клапанов для тюнинга двигателя

При тюнинге мотора клапаны часто заменяют на более производительные:

  • С большим диаметром тарелки
  • С полыми натриевыми стержнями
  • С вогнутыми или выпуклыми тарелками

Подбор осуществляют исходя из параметров модернизированных цилиндров, распредвалов и прочих узлов. Необходим строгий расчет размеров. Установка новых клапанов - ответственный этап, требующий специальных знаний и навыков. Рассмотрим последовательность действий.

Правила монтажа впускных и выпускных клапанов

Установка новых клапанов - ответственный этап, требующий специальных знаний и навыков. Рассмотрим последовательность действий при замене клапанов:

  1. Демонтаж старых клапанов
  2. Подготовка посадочных мест
  3. Установка новых клапанов
  4. Регулировка клапанных зазоров
  5. Проверка герметичности
  6. Обкатка двигателя

Демонтаж старых впускных и выпускных клапанов

Старые изношенные клапаны выпрессовываются из головки блока цилиндров с помощью специального приспособления. Необходимо следить, чтобы не повредить посадочные места.

Перед установкой клапанов нужно тщательно очистить их гнезда в головке блока от загрязнений, нагара и старой прокладочной мастики.

Установка новых впускных и выпускных клапанов

Собственно запрессовка клапанов производится на специальном стенде с контролем усилия. Важно строго соблюдать инструкцию производителя двигателя.

После установки клапанов нужно отрегулировать зазор между торцом стержня и кулачком распредвала согласно нормативам.

Проверка герметичности

С помощью специальных жидкостей или мелковой стружки проверяют герметичность посадки клапанов в седлах.

После замены клапанов требуется плавная обкатка двигателя с постепенным наращиванием оборотов. Это позволит избежать задиров новых деталей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.