Барка - это плавучее средство передвижения

Барка издавна использовалась как водное транспортное средство для перевозки грузов по рекам России. Это плоскодонное деревянное судно без палубы отличалось простой и надежной конструкцией, что позволяло перевозить до 1200 тонн груза.

Особенности конструкции барок

Барки строили из полуобработанного леса на деревянных гвоздях всего на один навигационный сезон. Их отличали:

  • Плоское днище без киля.
  • Высокие прямые борта.
  • Отсутствие палубы.
  • Небольшая осадка для плавания по мелководным рекам.
  • Управление с помощью рулевых весел на носу и корме.

После окончания навигации барки часто разбирали на дрова и стройматериалы.

По своей форме барка походит на громадную, восемнадцать саженей длины и четыре сажени ширины, деревянную черепаху, у которой с носа и кормы, как деревянные руки, свешиваются громадные весла-бревна.

Длина барок достигала 64 метров, ширина - 17 метров, а грузоподъемность - до 1200 тонн. Это позволяло использовать их для массовых речных грузоперевозок с XVIII по XX века.

Разновидности барок

Существовало множество региональных типов барок с разными названиями:

  • "Белозерка";
  • "Беляна";
  • "Волгарка";
  • "Коломенка";
  • "Любецкая барка (люца)";
  • "Мариинка";
  • "Мокшан";
  • "Тихвинка".

Они отличались особенностями конструкции и размерами, подстраиваясь под условия конкретных рек.

Барка сегодня

В наши дни барка уже утратила былое транспортное значение. Теперь барка - это исторический символ российского судостроения и речного флота.

Действующие парусные барки используются в основном для обучения курсантов мореходных учебных заведений. К их числу относятся знаменитые «Крузенштерн» и «Седов» - крупнейшие действующие парусники в мире.

В музее под открытым небом группа туристов фотографируется рядом с традиционной баркой, наполненной сеном и бочками.

Устройство барок

Конструкция барок отличалась продуманностью и надежностью. Основу составлял плоский деревянный корпус из толстых досок с высокими бортами по бокам.

Внутри располагалась система из поперечных брусьев и уторов для прочности. Сверху барки зачастую настилалась легкая съемная крыша из досок.

Достоинства и недостатки

Главным преимуществом барок как транспорта была их высокая грузоподъемность при относительно небольшой осадке. Это позволяло использовать барки на мелководных реках.

В то же время отсутствие двигателя и зависимость от бурлацкой тяги сильно снижали скорость движения по сравнению с пароходами.

Закат эпохи парусных барок

К концу XIX века барки постепенно теряют свое транспортное значение. На смену им приходят паровые суда и баржи.

Одна из последних коммерчески успешных барок - это легендарная «Русь», перевозившая зерно по Волге вплоть до 1911 года.

Барка и барк

Не стоит путать речные грузовые барки с морскими парусными барками. Последние относятся к другому классу парусных судов.

Хотя как плавсредство барка тоже является разновидностью лодки.

Барки в культуре

Несмотря на утрату практического значения, традиционные барки сохранились в культуре и фольклоре как символ российских рек и судоходства.

Изображения барок встречаются в живописи, литературе, кинофильмах. А мотивы бурлацких песен до сих пор живут в народном творчестве.

Спуск барок на воду

Процесс спуска построенных барок на воду был важным этапом. Его старались проводить торжественно и с соблюдением традиций.

Когда корпус барки был готов, под него подводили специальные деревянные подставки. Затем тараном выбивали переднюю опору, и барка начинала соскальзывать к воде.

При закладке, когда кормовой и носовой пни поставлены, строитель кричит: "Молись Богу, православные!" При спуске молятся, когда берутся за барс; при выходе судна в путину, хозяин или водолив кричит: "С коня долой, православные (к борту), молись Богу!"
Крупным планом старая обшарпанная барка с отслаивающейся краской на боках. Сквозь щели в бортах проникает солнечный свет.

Бурлаки на Волге

Основной тягловой силой, перемещавшей барки вверх по течению рек, были бурлаки. Их работа считалась крайне тяжелой.

Бурлаки тянули бечеву, прикрепленную к мачте барки, идя берегом. Скорость движения сильно зависела от количества бурлаков и была невысокой.

Влияние на развитие судоходства

Хотя сами барки, в конечном счете, уступили место более современным судам, их эпоха сыграла большую роль в развитии речного флота России.

Опыт массового использования барок определил дальнейшее направление судостроительных технологий и логистики грузоперевозок по рекам страны.

Барки в живописи

Традиционные речные барки часто изображались на полотнах русских художников как символ национального судоходства и торговых путей.

Известная картина И. Репина "Бурлаки на Волге" демонстрирует тяжелый быт этих тружеников реки. А на другом полотне художник запечатлел процесс сплава деревянных барок.

Музеи под открытым небом

Для сохранения культурного наследия в некоторых городах создают музеи деревянного зодчества под открытым небом. В их экспозициях можно увидеть и традиционные барки.

Такие мини-музеи есть в Томске, Костроме, на острове Кижи. Они позволяют живо представить быт и ремесла ушедших эпох.

Вышивка и резьба на барках

Помимо чисто утилитарного значения, барки также являлись носителями декоративно-прикладного искусства.

Мастера украшали их элементами резьбы по дереву, а также яркими вышивками на парусах. Эти узоры несли сакральный смысл, оберегая судно и экипаж.

Памятники бурлакам

В России установлено несколько памятников легендарным бурлакам - безымянным труженикам рек, благодаря которым функционировала речная логистика.

Такие монументы есть в Твери, Нижнем Новгороде, Рыбинске и других городах. Они напоминают о героическом прошлом страны.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.