Барка издавна использовалась как водное транспортное средство для перевозки грузов по рекам России. Это плоскодонное деревянное судно без палубы отличалось простой и надежной конструкцией, что позволяло перевозить до 1200 тонн груза.
Особенности конструкции барок
Барки строили из полуобработанного леса на деревянных гвоздях всего на один навигационный сезон. Их отличали:
- Плоское днище без киля.
- Высокие прямые борта.
- Отсутствие палубы.
- Небольшая осадка для плавания по мелководным рекам.
- Управление с помощью рулевых весел на носу и корме.
После окончания навигации барки часто разбирали на дрова и стройматериалы.
По своей форме барка походит на громадную, восемнадцать саженей длины и четыре сажени ширины, деревянную черепаху, у которой с носа и кормы, как деревянные руки, свешиваются громадные весла-бревна.
Длина барок достигала 64 метров, ширина - 17 метров, а грузоподъемность - до 1200 тонн. Это позволяло использовать их для массовых речных грузоперевозок с XVIII по XX века.
Разновидности барок
Существовало множество региональных типов барок с разными названиями:
- "Белозерка";
- "Беляна";
- "Волгарка";
- "Коломенка";
- "Любецкая барка (люца)";
- "Мариинка";
- "Мокшан";
- "Тихвинка".
Они отличались особенностями конструкции и размерами, подстраиваясь под условия конкретных рек.
Барка сегодня
В наши дни барка уже утратила былое транспортное значение. Теперь барка - это исторический символ российского судостроения и речного флота.
Действующие парусные барки используются в основном для обучения курсантов мореходных учебных заведений. К их числу относятся знаменитые «Крузенштерн» и «Седов» - крупнейшие действующие парусники в мире.
Устройство барок
Конструкция барок отличалась продуманностью и надежностью. Основу составлял плоский деревянный корпус из толстых досок с высокими бортами по бокам.
Внутри располагалась система из поперечных брусьев и уторов для прочности. Сверху барки зачастую настилалась легкая съемная крыша из досок.
Достоинства и недостатки
Главным преимуществом барок как транспорта была их высокая грузоподъемность при относительно небольшой осадке. Это позволяло использовать барки на мелководных реках.
В то же время отсутствие двигателя и зависимость от бурлацкой тяги сильно снижали скорость движения по сравнению с пароходами.
Закат эпохи парусных барок
К концу XIX века барки постепенно теряют свое транспортное значение. На смену им приходят паровые суда и баржи.
Одна из последних коммерчески успешных барок - это легендарная «Русь», перевозившая зерно по Волге вплоть до 1911 года.
Барка и барк
Не стоит путать речные грузовые барки с морскими парусными барками. Последние относятся к другому классу парусных судов.
Хотя как плавсредство барка тоже является разновидностью лодки.
Барки в культуре
Несмотря на утрату практического значения, традиционные барки сохранились в культуре и фольклоре как символ российских рек и судоходства.
Изображения барок встречаются в живописи, литературе, кинофильмах. А мотивы бурлацких песен до сих пор живут в народном творчестве.
Спуск барок на воду
Процесс спуска построенных барок на воду был важным этапом. Его старались проводить торжественно и с соблюдением традиций.
Когда корпус барки был готов, под него подводили специальные деревянные подставки. Затем тараном выбивали переднюю опору, и барка начинала соскальзывать к воде.
При закладке, когда кормовой и носовой пни поставлены, строитель кричит: "Молись Богу, православные!" При спуске молятся, когда берутся за барс; при выходе судна в путину, хозяин или водолив кричит: "С коня долой, православные (к борту), молись Богу!"
Бурлаки на Волге
Основной тягловой силой, перемещавшей барки вверх по течению рек, были бурлаки. Их работа считалась крайне тяжелой.
Бурлаки тянули бечеву, прикрепленную к мачте барки, идя берегом. Скорость движения сильно зависела от количества бурлаков и была невысокой.
Влияние на развитие судоходства
Хотя сами барки, в конечном счете, уступили место более современным судам, их эпоха сыграла большую роль в развитии речного флота России.
Опыт массового использования барок определил дальнейшее направление судостроительных технологий и логистики грузоперевозок по рекам страны.
Барки в живописи
Традиционные речные барки часто изображались на полотнах русских художников как символ национального судоходства и торговых путей.
Известная картина И. Репина "Бурлаки на Волге" демонстрирует тяжелый быт этих тружеников реки. А на другом полотне художник запечатлел процесс сплава деревянных барок.
Музеи под открытым небом
Для сохранения культурного наследия в некоторых городах создают музеи деревянного зодчества под открытым небом. В их экспозициях можно увидеть и традиционные барки.
Такие мини-музеи есть в Томске, Костроме, на острове Кижи. Они позволяют живо представить быт и ремесла ушедших эпох.
Вышивка и резьба на барках
Помимо чисто утилитарного значения, барки также являлись носителями декоративно-прикладного искусства.
Мастера украшали их элементами резьбы по дереву, а также яркими вышивками на парусах. Эти узоры несли сакральный смысл, оберегая судно и экипаж.
Памятники бурлакам
В России установлено несколько памятников легендарным бурлакам - безымянным труженикам рек, благодаря которым функционировала речная логистика.
Такие монументы есть в Твери, Нижнем Новгороде, Рыбинске и других городах. Они напоминают о героическом прошлом страны.