Уникальный концепт-кар ВАЗ-1151: история создания и особенности

Концепт-кар ВАЗ-1151 "Гном" - уникальное творение инженеров АвтоВАЗа конца 1980-х годов. Этот миниатюрный автомобиль длиной всего 2,65 метра должен был стать самым компактным легковым авто в истории отечественного автопрома.

Предпосылки создания ВАЗ-1151 "Гном"

В конце 1980-х годов группа молодых инженеров АвтоВАЗа во главе с Петром Прусовым выдвинула идею создания микроавтомобиля для езды по городу. Как отмечал Прусов, "стремительный рост числа автомобилей в городах создавал потребность в компактных машинах, способных быстро маневрировать в плотном потоке".

Разработка концепции автомобиля длиной менее 3 метров началась в 1988 году. Целью было создать доступный городской автомобиль на 2+2 человека. Для экономии средств было принято решение максимально использовать узлы и агрегаты от серийной модели ВАЗ-1111 "Ока".

Двигатель ВАЗ-1151

Премьера ВАЗ-1151 на Московском автосалоне 1992 года

Первый опытный образец микроавтомобиля ВАЗ-1151 под названием "Гном" был представлен широкой публике в 1992 году на Московском международном автосалоне. Машина произвела настоящий фурор - ее длина составляла всего 2,65 м при массе 490 кг. Автомобиль разрабатывался по классической компоновке с двигателем спереди и приводом на заднюю ось. Для размещения 4 человек использовалась схема 2+2: два полноценных передних сиденья для взрослых и два укороченных задних места для детей.

Петр Прусов, главный конструктор ВАЗ-1151: "Мы вдохновлялись образами лесных гномов - маленьких, ловких и сообразительных существ, способных проскользнуть в самые тесные лазейки. Ваз-1151 "Гном" задумывался как небольшой, но очень проворный автомобиль для города".

Из-за миниатюрных размеров инженерам пришлось пойти на крайности в компоновке - так, капот сделали настолько коротким, что для доступа к двигателю его приходилось снимать полностью. Однако в целом ВАЗ-1151 производил впечатление очень современного и перспективного автомобиля.

ваз 1151 технические характеристики

  • Кузов: микро-хэтчбек, 2+2 места
  • Длина / ширина / высота: 2650 / 1520 / 1410 мм
  • Колесная база: 1995 мм
  • Масса снаряженная: 490 кг
  • Двигатель: 2-цилиндровый, 0,65 л, 30 л.с.
  • Коробка передач: 3-ст. механическая
  • Разгон до 100 км/ч: 19 секунд
  • Максимальная скорость: 110 км/ч

После автосалона 1992 года появились планы наладить производство ВАЗ-1151 на мощностях фирмы "Теза" в Ивановской области. Ожидалось, что микроавтомобиль будет пользоваться спросом как дешевая и экономичная машина для города. Однако в итоге из-за отсутствия финансирования серийное производство так и не было организовано. Единственный экземпляр ВАЗ-1151 до сих пор хранится в музее истории АвтоВАЗа.

ВАЗ-1151 едет по улице

Конструктивные особенности ВАЗ-1151

Несмотря на крайне компактные размеры, концепт-кар ВАЗ-1151 имел довольно продвинутую на то время конструкцию и техническое оснащение.

ВАЗ 1151 двигатель

В качестве силового агрегата на "Гноме" использовался двухцилиндровый двигатель ВАЗ-11183 объемом 649 куб. см от серийной "Оки" мощностью 30 л.с. Короткий капот и колесная база всего 1995 мм обеспечивали минимальную длину автомобиля. К двигателю подключалась 3-ступенчатая механическая КПП от "классики". Подвеска была независимой со стабилизатором поперечной устойчивости, тормоза - с вентилируемыми дисками спереди и барабанами сзади.

В целом компоновка ВАЗ-1151 получилась очень рациональной, что позволило совместить миниатюрные габариты с достаточным уровнем комфорта и безопасности. Этот автомобиль мог бы стать прорывом для отечественного автопрома, если бы был запущен в серийное производство.

Дизайн и интерьер ВАЗ-1151 "Гном"

Концепт-кар ВАЗ-1151 отличался смелым и необычным дизайном, который подчеркивал "игрушечный" характер этого микро-автомобиля. Передняя часть имела клиновидную форму со стреловидным обтекателем на капоте. Высокий угол наклона лобового стекла обеспечивал аэродинамику. На представленном в 1992 году прототипе кузов был окрашен в ярко-зеленый металлик и отделан хромированными деталями.

ВАЗ 1151 фото

В салоне ВАЗ-1151 применили оригинальную цветную отделку в клетку, использовались откидные спинки задних сидений. Приборная панель была заимствована у "Оки", рулевая колонка регулировалась по высоте и вылету. В целом интерьер получился очень эргономичным, несмотря на тесноту.

Перспективы производства ВАЗ-1151

Несмотря на то, что серийное производство ВАЗ-1151 так и не было налажено в 1990-х годах, у этого автомобиля был большой потенциал. Главный конструктор Петр Прусов отмечал, что в случае выпуска модель могла бы комплектоваться электродвигателем вместо бензинового. Эта идея была воплощена в 1995 году в прототипе электромобиля ВАЗ-1152 "Эльф".

Технические инновации ВАЗ-1151

Для своего времени ВАЗ-1151 имел ряд интересных технических новинок. Так, в конструкции подвески были применены алюминиевые стойки и поперечины, позволившие снизить неподрессоренные массы и повысить плавность хода небольшого автомобиля. Дисковые тормоза спереди также можно отнести к достижениям инженеров, так как в то время на отечественных микро-авто использовались барабанные механизмы.

Преимущества компактных автомобилей

Хотя ВАЗ-1151 и не пошел в серию, этот концепт наглядно продемонстрировал потенциал миниатюрных машин как транспорта для городских условий. К основным преимуществам компактных авто можно отнести:

  • Экономичность - низкий расход топлива благодаря малой массе
  • Маневренность - легко парковаться и проскакивать в узких местах
  • Вместимость - на компактной платформе можно разместить 2-4 человека
  • Экологичность - меньше вредных выбросов на единицу массы

Перспективы малолитражных электромобилей

Современные реалии, связанные с ростом цен на топливо и ужесточением экотребований, делают перспективным возрождение идеи бюджетного электрического микро-автомобиля для города. Концепт ВАЗ-1152 "Эльф" 1995 года фактически предвосхитил эту тенденцию. Сегодня ряд компаний разрабатывает и запускает в производство мини-электрокары, активно используя опыт проекта ВАЗ-1151.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.