Галерка — это верхние ряды в театральном зрительном зале. Эти места самые дешевые и находятся дальше всего от сцены.
История возникновения
Слово "галерка" произошло от слова "галерея". Галереей изначально называли верхние ярусы в зданиях. Когда появились театры с ярусным расположением зала, верхние ряды тоже стали называть галереей.
Со временем слово "галерея" в этом значении устарело. А его уменьшительно-пренебрежительная форма "галерка" закрепилась в разговорной речи именно для обозначения самых дешевых мест.
Кто чаще всего сидит на галерке
Из-за низкой цены билетов на галерке чаще всего сидят:
- Студенты
- Малообеспеченные слои населения
- Люди, которые хотят сэкономить
Также на галерке можно увидеть настоящих ценителей театра, которых не смущает расположение.
Особенности галерки как места в театре
Галерка имеет ряд особенностей:
- Большое расстояние от сцены - сложно разглядеть мелкие детали и мимику актеров
- Плохая слышимость - приходится напрягать слух
- Небольшой угол обзора сцены из-за бокового расположения
- Некомфортные кресла
Но, несмотря на эти минусы, на галерке часто царит атмосфера непринужденности и веселья.
Зрители галерки обычно бурно реагируют на происходящее на сцене, подбадривают актеров.
Выражения со словом "галерка"
В русском языке есть несколько устойчивых выражений, связанных со словом "галерка":
- Галерка аплодировала - очень сильные, бурные аплодисменты
- Поднять/устроить переполох на галерке - начать скандал, шум
- Галерка гогочет - смех громкий и несдержанный
Также иногда выражение "на галерке" используется переносно - для обозначения чего-то далекого, труднодоступного.
Например: Его мечты всегда на галерке - они кажутся ему недосягаемыми.
Галерка в современных театрах
В настоящее время во многих театрах галерка сохранилась как отдельный ярус с дешевыми местами. Однако условия там стали получше по сравнению с прошлым:
Copy code
Раньше | Сейчас |
Плохая видимость сцены | Хороший обзор благодаря современному оборудованию |
Скамейки вместо кресел | Удобные кресла |
Тем не менее, галерка по-прежнему ассоциируется с дешевыми, дальними от сцены местами в зале. И для многих театралов галерка остается самым доступным вариантом посетить спектакль.
Расположение галерки в театре
Галерка в театре обычно располагается вдоль боковых стен зрительного зала. Она может иметь несколько рядов, идущих вверх под углом. Иногда галерка идет вдоль только одной из стен, а иногда - с двух сторон зала, образуя подковообразную форму.
Редко, но встречается расположение галерки не по бокам, а в самом конце зала, за последними рядами партера. В таком случае галерка наиболее отдалена от происходящего действа на сцене.
Поведение зрителей на галерке
Зрители на галерке обычно ведут себя более непринужденно и эмоционально, чем на других местах в зале. Здесь можно встретить как бурные овации, так и громкий смех или неодобрительные выкрики.
Галерка часто реагирует очень активно даже на незначительные элементы спектакля. Например, если актер случайно споткнулся или забыл текст. В отличие от партера, где такие мелочи, как правило, остаются незамеченными.
Галерка в переносном смысле
Иногда выражение "галерка" используется в переносном смысле для других мест, не связанных с театром. Это подчеркивает их периферийное положение, удаленность от чего-то важного.
Например, в учебной аудитории последние ряды тоже могут называть "галеркой". А о работниках, которые трудятся в подсобных помещениях вдали от руководства, говорят: "Они на галерке этой фирмы".
Галерка в кинотеатрах
В отличие от театров, в кинотеатрах обычно нет четкого разделения зрительских мест на "галерку" и "партер". Хотя есть залы, где последние ряды все же называют "галеркой".
Главное отличие кинотеатров - цена билета не зависит от расположения места в зале. Поэтому зрители сами выбирают, где им смотреть фильм.
Галерка и театральные традиции
На протяжении истории галерка часто становилась инициатором театральных традиций вроде бурных оваций или одобрительного свиста.
Кроме того, именно зрители галерки чутко улавливали изменения в общественных настроениях и выражали их порой скандальной реакцией на спектакль.
Таким образом, галерка нередко задавала тон всему залу, влияя и на партер, и на актеров, и даже на постановщиков.