Что такое гать - это...

Гать - это настил из бревен или хвороста, который укладывается поперек топкого или заболоченного участка для возможности проезда по нему. Гати известны человечеству с древности и являются одним из старейших типов дорожного покрытия.

История гатей

Археологические раскопки показали, что гати использовались еще в каменном веке. Например, в торфяных болотах около Гластонбери были найдены остатки гати, датируемые приблизительно 4000 годом до н.э.

Первое письменное упоминание о гатях на Руси относится к 1144 году, когда киевский князь Всеволод Ольгович приказал воинам "чинити гати комуждо своему полку" во время военного похода.

Во времена Петра I основные дороги России, в том числе из Москвы в Петербург, Пермь и Тобольск, все еще строились в виде гатей.

Применение гатей

Гати находили широкое применение на протяжении многих веков благодаря простоте и надежности этого типа дорожного покрытия. В кислых почвах и определенных климатических условиях гать может служить десятилетиями.

Например, в 1943 году участок Аляскинского шоссе в Юконе был построен в виде гати из гравия, которая впоследствии была заасфальтирована. Такая гать выполняла роль термоизоляции и прослужила до конца 1990-х годов.

Гать это настил из бревен или хвороста для проезда через болото или топкое место.

В XX веке гати также использовались при прокладке нефте- и газопроводов в Западной Сибири для защиты вечной мерзлоты. Без такой изоляции фундаменты опор трубопроводов могли деформироваться от потепления грунта.

Крупный план двух рабочих, строящих бревенчатую гать через илистое болото в пасмурный весенний день

Как строят гать

Для устройства гати в первую очередь готовят основу из хвороста, камыша, веток или другого подручного материала. Затем поверх него укладывают бревна, чаще всего перпендикулярно направлению движения.

Сверху гать засыпают землей, мелким камнем, галькой или другими инертными материалами для большей прочности и ровности.

Оптимальная ширина гати - около 3 метров, чтобы можно было разъехаться двум грузовым автомобилям.

Гать это настил из бревен или хвороста для проезда через болото или топкое место.

Типы гатей

Существует несколько разновидностей гатей в зависимости от используемых материалов и назначения:

  • Деревянные гати - из бревен, колотых или окоренных стволов деревьев.
  • Фашинные гати - с плетенным основанием из прутьев, хвороста, камыша.
  • Комбинированные гати - с деревянным настилом и фашинным основанием.
  • Гати-насыпи - полностью из грунта, камня, гравия без использования древесины.

Кроме того, бывают гати временные, используемые непродолжительное время, и постоянные - рассчитанные на длительную эксплуатацию.

Группа царских солдат пересекает примитивную бревенчатую гать через снежный лес в разгар зимы

Преимущества гатей

Гати обладают рядом существенных преимуществ по сравнению с другими типами дорожных покрытий:

  • Простота и дешевизна строительства.
  • Использование местных и возобновляемых материалов.
  • Экологичность, не нарушают естественных ландшафтов.
  • Хорошая несущая способность.
  • Стойкость к низким температурам.

Благодаря этим качествам гати остаются актуальным решением для устройства дорог и проездов в труднодоступной местности.

Недостатки гатей

Однако у гатей есть и некоторые недостатки:

  1. Ограниченный срок службы, особенно деревянных гатей.
  2. Требуют периодического ремонта и восстановления.
  3. Зависимость от погодных условий, могут разрушаться наводнениями.
  4. Не подходят для интенсивного движения транспорта.

Поэтому в наше время гати чаще используются для временных и вспомогательных дорог с небольшой транспортной нагрузкой.

Современное использование

Несмотря на активное развитие дорожного строительства, гати не утратили своей актуальности и сейчас.

Они используются при прокладке линий электропередач, трубопроводов, оптоволоконной связи и других коммуникаций в тундре и лесной зоне. Гати позволяют минимизировать нарушение растительного покрова.

Кроме того, временные гати часто строят во время спасательных операций, чрезвычайных ситуаций для эвакуации людей и техники из отрезанных водой населенных пунктов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.