Семафор является важным элементом системы сигнализации и управления движением поездов на железной дороге. Рассмотрим подробнее, что представляет собой этот объект железнодорожной инфраструктуры.
Назначение семафора
Семафор это сигнальное устройство в виде металлической мачты с подвижными крыльями, которое регулирует движение поездов на железной дороге. Основное его назначение - показывать машинисту поезда, разрешен или запрещен проезд данного участка пути.
Устройство семафора
Семафор состоит из следующих основных элементов:
- Металлическая мачта
- Одно, два или три подвижных сигнальных крыла
- Сигнальные фонари разного цвета
- Механизм управления с приводом и гибкими тягами
Днем машинист ориентируется по положению крыльев семафора, а ночью - по цвету сигнальных огней. Горизонтальное положение крыла обозначает запрещающий сигнал, а поднятое под углом к мачте - разрешающий.
Виды семафоров
Различают следующие основные виды семафоров:
- По количеству крыльев: Copy code
- Однокрылые Двукрылые Трехкрылые
- По назначению: Copy code
- Входные Выходные Маршрутные Проходные
Наиболее распространены двукрылые входные семафоры, регулирующие въезд поезда на станцию с перегона.
Принцип работы
Управление семафором производится дежурным по станции при помощи специального пульта или рычага, соединенного гибкими тягами с крыльями. При переводе рычага в нужное положение тяги приводят в движение механизм, меняя положение крыльев.
Расстояние от пульта управления до семафора может достигать 1-1,5 км. Это необходимо, чтобы машинист заблаговременно видел сигнал семафора при подъезде к станции.
Для предотвращения несанкционированного перевода семафора используются специальные блокирующие устройства.
Семафор и безопасность движения
Правильная работа семафоров имеет большое значение для обеспечения безопасности движения поездов. От квалификации работников, обслуживающих семафоры, зависит надежность функционирования этого оборудования.
В случае отказа аппаратуры или ошибочных действий персонала семафор может подать ложный сигнал, создавая угрозу столкновения поездов. Поэтому к эксплуатации семафоров предъявляются повышенные требования надежности.
Перспективы применения
На современных железных дорогах преобладают централизованные системы управления с использованием компьютеров и светофоров. Тем не менее, семафоры до сих пор используются на ряде железных дорог России и СНГ.
Семафор это один из старейших и надежных способов сигнализации, зарекомендовавший себя за десятилетия применения.
Поэтому в обозримой перспективе отказ от семафоров в пользу более современных технологий будет происходить постепенно.
Требования к техническому состоянию
Для поддержания работоспособности семафоров на железной дороге необходимо обеспечивать их техническое обслуживание и ремонт. К техническому состоянию семафоров предъявляется ряд обязательных требований.
Во-первых, металлические конструкции семафоров (мачты, крылья, тяги) должны быть в исправном состоянии, без видимых повреждений и деформаций. Необходимо своевременно очищать их от ржавчины и обновлять защитно-декоративные покрытия.
Во-вторых, механизмы управления семафорами с приводами и тросовыми передачами должны работать плавно, без заеданий. Люфт в шарнирах не допускается.
В-третьих, система сигнальных огней семафора обязана функционировать исправно как днем, так и ночью. Необходимы своевременная замена перегоревших ламп и протирка светофильтров.
Требования к размещению семафоров
Помимо технического состояния, важно правильное размещение семафоров на перегонах и станциях в соответствии с действующими нормативами.
Семафоры устанавливают на расстоянии не менее 50 метров от оси ближайшего железнодорожного пути. При этом должна обеспечиваться видимость семафора машинистом со стороны перегона на расстоянии не менее 500 метров.
На станциях семафоры размещают так, чтобы машинист имел возможность заблаговременной подготовки к остановке поезда или проследованию без остановки по главному пути.
Требования к электроснабжению
Для работы семафоров требуется электропитание. Обычно используется напряжение 12 или 24 вольта постоянного тока от аккумуляторных батарей.
Должно быть предусмотрено автоматическое переключение на резервный источник электропитания при отказе основного. Резервное энергоснабжение обеспечивается от независимого аккумулятора.
Падение напряжения в сети электроснабжения семафоров ниже допустимого предела не разрешается. Предусматривается защита от коротких замыканий и перегрузок.
Контроль работоспособности
Работники железнодорожного транспорта обязаны регулярно контролировать исправность действия семафоров путем внешнего осмотра, проверки горения огней и изменения показаний по командам из пункта управления.
Перед приемом и отправлением поездов дежурный по станции убеждается в правильном показании закрытого или открытого сигнала семафором согласно положению рычага на пульте.
В случае обнаружения неисправностей семафор должен быть оперативно отключен до устранения дефектов.