УВД — это система организации воздушного пространства для безопасности полетов

УВД это комплексная система управления воздушным движением страны, от эффективности которой зависят жизни людей. Давайте разберемся, как она устроена, чтобы оценить масштабы ответственности тех, кто ею управляет.

История создания системы организации воздушного движения

Первой вехой в истории организации управления полетами стал 1920 год, когда в аэропорту Кройдон в Лондоне появилась первая в мире диспетчерская вышка. Это положило начало координации движения самолетов с земли для повышения безопасности.

В 1920 году аэропорт Кройдон в Лондоне стал первым аэропортом в мире, который ввел управление воздушным движением.

В США первый центр УВД появился в 1935 году в Ньюарке, штат Нью-Джерси. За ним в 1936 году последовали центры в Чикаго и Кливленде. К середине XX века аналогичные службы уже действовали во всех крупных аэропортах мира.

  • 1935 год - открытие первого центра УВД в США (Ньюарк)
  • 1936 год - запуск центров УВД в Чикаго и Кливленде

В Российской империи регулярные перевозки пассажиров и почты по воздуху начались в 1910-е годы. После Октябрьской революции вопросами управления воздушным движением занимался Высший совет народного хозяйства РСФСР.

С развитием гражданской авиации в СССР росли объемы воздушных перевозок, как пассажирских, так и грузовых. В 1940 году длина воздушных линий Советского Союза составляла уже 146 тысяч километров. По этим маршрутам в воздухе одновременно могли находиться несколько самолетов, поэтому остро вставал вопрос обеспечения безопасных интервалов между рейсами и предотвращения столкновений.

1940 год длина авиамаршрутов в СССР 146 000 км

В связи с этим 25 февраля 1941 года приказом НКГВ гражданской авиации была впервые введена должность диспетчера службы движения. Эта дата считается днем рождения отечественной системы организации воздушного движения.

25 февраля 1941 года приказом НКГВ гражданской авиации была впервые введена должность диспетчера службы движения.

В том же 1941 году начала работать Шереметьевская диспетчерская вышка, с которой осуществлялось управление полетами на подходах к Москве.

Позже по мере роста количества рейсов и усложнения маршрутов воздушных судов появлялись новые элементы системы - районные и зональные диспетчерские центры, отвечавшие за безопасность в воздушном пространстве определенных территорий. Так закладывались основы современной структуры УВД.

Диспетчер за пультом

Структура и принципы работы современной системы УВД

Система УВД это слаженная иерархия подразделений, каждое из которых выполняет свои задачи по обеспечению безопасности воздушного движения:

  • Аэродромное диспетчерское управление отвечает за выполнение взлетов, посадок и руления по территории конкретных аэропортов
  • Районное диспетчерское управление контролирует полеты в пределах своей зоны в радиусе нескольких аэродромов
  • Зональный (территориальный) центр управляет движением на больших высотах в воздушном пространстве определенного региона

Такая система, похожая на матрешку, позволяет эффективно и с минимальным риском сбоев координировать огромные потоки воздушных судов вне зависимости от метеоусловий, времени суток и других факторов.

Для наблюдения за воздушной обстановкой диспетчеры УВД используют специальные дисплеи и радиолокационные системы, которые отображают местоположение и параметры движения всех самолетов в зоне ответственности конкретного диспетчера. Наличие такой информации позволяет заранее предотвращать опасные сближения рейсов.

Технологии, используемые в системе УВД

Одним из важнейших технических компонентов являются радиолокаторы, которые обнаруживают воздушные цели и определяют их местонахождение в пространстве с высокой точностью.

Первичные радиолокаторы работают автономно, а вторичные используют сигналы от бортовых ответчиков самолетов. Комбинация этих данных дает максимально полную картину для принятия решений диспетчером УВД.

Самолет в горах

Диспетчерские вышки

Еще один ключевой элемент - диспетчерские вышки в аэропортах. С них ведется непосредственное управление взлетами, посадками и рулением аирпо летного поля. Диспетчер передает экипажам команды по рации, опираясь на визуальное наблюдение и данные радиолокации.

Средства связи

Для обмена информацией между пилотами и органами УВД, а также между различными диспетчерскими пунктами задействуется разветвленная система радиосвязи и передачи данных. Эта система должна быть максимально защищена от сбоев и взломов.

Подготовка специалистов для системы УВД

Управление воздушным движением - задача огромной сложности и ответственности, требующая соответствующей квалификации исполнителей. Подготовкой авиадиспетчеров в России занимаются специализированные вузы и колледжи гражданской авиации.

Программы обучения включают изучение авиационного законодательства, английского языка (обязатен для всех диспетчеров), аэронавигации, метеорологии и других дисциплин.

После теоретической подготовки курсанты проходят обязательную стажировку под руководством опытных наставников непосредственно в диспетчерских центрах. Только после этого они могут приступить к самостоятельной работе.

Роль человеческого фактора в системе УВД

Несмотря на все технические новшества, ключевая роль в обеспечении безопасности полетов по-прежнему принадлежит специалистам - диспетчерам и их руководителям во главе с начальником УВД. Именно от их квалификации, внимательности и выдержки зависят жизни пассажиров и экипажей воздушных судов.

К сожалению, в истории известны трагические инциденты, произошедшие из-за ошибок диспетчеров. Например, в 2002 году столкновение самолетов над Германией, повлекшее гибель всех пассажиров и членов экипажа обоих рейсов.

Чтобы минимизировать вероятность подобных происшествий, для специалистов УВД МВД проводятся регулярные проверки квалификации и тренировки. Кроме того, внедряются полуавтоматические системы, способные предупреждать диспетчеров о потенциально опасных ситуациях.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество