Речь является важнейшим средством коммуникации между людьми. С помощью речи мы передаем информацию, выражаем мысли и чувства, воздействуем на окружающих.
Понятие и функции речи
Речь - это язык в действии, процесс говорения с использованием языковых средств для общения. Речь выполняет следующие основные функции:
- Коммуникативная - обеспечение обмена информацией
- Познавательная - участие в процессе мышления, получение новых знаний
- Регулирующая - регуляция и координация деятельности людей
Таким образом, с помощью речи осуществляется передача и прием информации в процессе общения, а также взаимодействие людей в совместной деятельности.
Виды речи
По форме выражения различают два основных вида:
- Устная речь - произносимая вслух в разговоре
- Письменная речь - излагаемая письменно
По характеру взаимодействия собеседников бывает:
- Диалогическая речь - разговор двух или более людей
- Монологическая речь - высказывание одного человека
Также различают внешнюю речь, произносимую вслух, и внутреннюю речь - "про себя".
Этапы речевой деятельности
Процесс речи можно разделить на следующие основные этапы:
- Возникновение мотива для высказывания
- Формулирование мысли и намерения выразить ее словами
- Перевод внутренней речи во внешнюю
- Произнесение или запись высказывания
- Контроль и коррекция высказывания по реакции собеседника
Таким образом, речь является сложным процессом, включающим мышление, внутреннюю речь, восприятие, а также речедвигательные и речеслуховые анализаторы.
Речь - проявление сознания в языковой форме, это превращение мысли в слово и слова в мысль.
Сообщение на тему речь
Рассматривая речь как средство коммуникации, можно выделить несколько основных характеристик.
Свойства речи
Речь как процесс обладает определенными свойствами, к которым относятся:
- Смысловое единство и связность
- Точность и понятность изложения информации
- Логичность и последовательность мышления
- Выразительность, эмоциональность
- Ориентация на адресата и ситуацию общения
Эти качества речи во многом определяют эффективность коммуникации и понимания передаваемой информации.
Функциональные стили речи
В зависимости от цели и сферы общения выделяют различные функциональные стили речи:
- Разговорный
- Публицистический
- Официально-деловой
- Научный
- Художественный
Каждый стиль речи имеет характерные особенности в использовании языковых средств и построении высказывания.
Сообщение на тему "речь"
Когда мы говорим о сообщении на тему речи, то имеем в виду передачу некой информации, касающейся вопросов и проблем в области речевой коммуникации.
Такое сообщение может быть посвящено, например, исследованиям механизмов речепорождения и восприятия речи, изучению нарушений речи, оптимизации обучения речевым навыкам и другим актуальным направлениям.
Смысл сообщения
Сообщение в самом общем смысле представляет собой информацию, предназначенную для передачи в процессе коммуникации от одного человека другому или группе людей.
Основными компонентами сообщения являются:
- Содержание, тема - о чем идет речь
- Цель - с какой целью передается информация
- Адресат - кому адресовано сообщение
- Кодирование - выбор знаковой системы для передачи смысла
Невербальные средства коммуникации
Помимо собственно речи, в процессе общения люди используют и невербальные средства - язык жестов, мимику, позы:
- Жесты подчеркивают и дополняют сказанное
- Мимика передает эмоции и отношение к собеседнику
- Поза и контакт глаз сигнализируют об открытости/закрытости, заинтересованности в общении
Гармоничное сочетание вербальных и невербальных сигналов свидетельствует об искренности и конгруэнтности человека.
Социальные аспекты речевой коммуникации
Речевое общение имеет и важные социальные аспекты. Речь отражает:
- Принадлежность к определенной социальной группе
- Уровень образования и культуры
- Личностные качества и психологические особенности
В процессе коммуникации по речи собеседника мы делаем вывод о его происхождении, образовании, характере и других социально значимых чертах.
Речевой этикет
Вежливое, корректное речевое поведение, соблюдение правил речевого этикета является неотъемлемой частью культуры общения. К основным требованиям речевого этикета относятся:
- Уважительное отношение к собеседнику
- Точность и ясность выражения мыслей
- Искренность и правдивость высказываний
- Сдержанность в проявлении эмоций