Самоанализ урока математики: путь к совершенствованию методики преподавания

Самоанализ позволяет учителю объективно оценить эффективность проведенного урока, выявить его сильные и слабые стороны и наметить пути совершенствования методики преподавания.

Цели и задачи самоанализа урока математики

Самоанализ урока математики - это разбор и оценка учителем собственной деятельности с целью ее оптимизации и повышения эффективности процесса обучения.

Основными целями самоанализа урока математики являются:

  • выявление сильных и слабых сторон урока;
  • определение степени достижения поставленных целей;
  • разработка рекомендаций по совершенствованию методики преподавания.

Для достижения этих целей учитель решает следующие задачи:

  1. анализирует структуру и содержание урока;
  2. оценивает выбор методов и технологий обучения;
  3. определяет уровень усвоения материала учениками;
  4. выявляет психологические особенности класса;
  5. разрабатывает рекомендации по совершенствованию методики.

Регулярное проведение самоанализа урока математики дает учителю следующие преимущества:

  • повышение качества обучения предмету;
  • возможность оперативно реагировать на проблемы;
  • создание индивидуальной траектории профессионального развития.

Основные критерии анализа урока математики

Математические формулы на школьной доске

Чтобы самоанализ урока математики был объективным и полезным, учитель должен выбрать правильные критерии оценки. Рассмотрим основные из них.

  1. Соответствие ФГОС - стандарт определяет обязательные требования к структуре, содержанию и результатам обучения на уроке.
  2. Достижение целей и решение задач - насколько полно реализованы образовательные, развивающие и воспитательные цели урока.
  3. Логика этапов урока - плавные логические переходы между этапами, их содержательное наполнение.
На уроке математики в 1 классе самоанализ показал несоответствие этапов урока возрастным особенностям детей - вместо одной динамической паузы их было три.

Далее идут такие критерии как:

  • эффективность методов и технологий обучения;
  • активность и результативность работы учеников на уроке;
  • психологическая атмосфера в классе.

Рассмотрим 3 последних критерия более подробно.

Эффективность методов и технологий обучения

При анализе этого параметра оценивается:

  • соответствие выбранных методов и технологий целям урока;
  • их разнообразие и сочетание разных форм работы;
  • степень активизации познавательной деятельности учеников.

Например, использование на уроке математики в 5 классе технологии развития критического мышления через чтение и письмо позволило активизировать работу всех учеников и повысить интерес к предмету.

Активность и результативность работы учеников

При анализе оцениваются:

  • степень вовлеченности учеников в работу;
  • качество выполнения ими заданий разного типа;
  • объем и глубина усвоенных на уроке знаний.

Например, самоанализ урока математики в начальной школе показал недостаточную самостоятельность учеников при работе в группах - они постоянно обращались к учителю за помощью.

Психологический климат на уроке

Здесь анализируется:

  • эмоциональный настрой и желание учеников работать;
  • характер взаимодействия учителя и учеников;
  • проявление интереса к изучаемому материалу.

Например, анализ урока в 8 классе выявил, что недостаточное количество заданий практико-ориентированного характера снизило интерес школьников к теме "Квадратные уравнения".

Дети на уроке математики в начальной школе

Этапы проведения самоанализа

Процесс самоанализа урока математики условно можно разделить на 5 этапов.

Подготовка

На этом этапе учитель:

  • выбирает аспекты урока, которые будет анализировать;
  • определяет инструменты сбора информации (наблюдение, опрос и т.д.);
  • формулирует критерии оценки в соответствии с целями анализа.

Непосредственный анализ урока

Здесь происходит:

  • сбор данных об уроке с помощью подготовленных инструментов;
  • обработка и структурирование собранной информации;
  • анализ урока на предмет соответствия заданным критериям.

Выявление сильных и слабых сторон

Осуществляется:

  • выделение успешных элементов урока;
  • определение недостатков и проблемных зон;
  • установление их причин.

Разработка рекомендаций

Происходит:

  • планирование изменений для оптимизации урока;
  • формирование перечня конкретных рекомендаций;
  • определение сроков реализации запланированных улучшений.

Планирование дальнейшей работы

Осуществляется:

  • корректировка календарно-тематического планирования;
  • внесение изменений в рабочую программу по предмету;
  • составление плана профессионального саморазвития учителя.

Рекомендации по проведению эффективного самоанализа

Для того чтобы самоанализ урока математики действительно способствовал совершенствованию методики преподавания, учителю стоит придерживаться нескольких полезных рекомендаций.

Критерии должны:

  • соответствовать целям и типу анализируемого урока;
  • охватывать все важные аспекты урока;
  • быть измеримыми и проверяемыми.

Для объективности нужно:

  • опираться на факты, а не на эмоции или предположения;
  • оценивать не только результат, но и процесс урока;
  • учитывать объективные трудности или дополнительные возможности при анализе.

Можно использовать:

  • видеозапись урока и его расшифровку;
  • наблюдение коллег;
  • опросы и анкетирование учеников.

Результаты анализа стоит:

  • обсуждать с коллегами и руководством;
  • применять для корректировки планирования уроков;
  • использовать для непрерывного профессионального развития.

Для формирования привычки полезно:

  • выделить специальное время для анализа после каждого урока;
  • вести записи по его результатам;
  • делиться опытом анализа с коллегами.
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.