Петровская эпоха - переломный момент в истории России. Страна активно менялась, ставила перед собой амбициозные цели по укреплению государства. Но существовавшая на тот момент система образования уже не могла в полной мере обеспечить реализацию этих планов.
Новые цели России требовали новых знаний
К концу XVII века перед Россией остро встали вопросы укрепления обороноспособности, экономического и территориального развития. Чтобы решить эти задачи, нужны были новые знания из самых разных областей.
В Петровскую эпоху знаний получаемых в церковных школах стало не хватать, это ни для кого не секрет, а все потому, что перед страной ставились все новые и новые цели.
Главной стратегической целью Петра I стал выход России к морям. Для этого требовались обширные знания в области кораблестроения, навигации, гидротехнических сооружений. Нужно было строить военный и торговый флот, морские порты и верфи. А церковные школы таких специальностей не давали.
Еще одним важнейшим направлением было освоение огромных территорий Сибири и Дальнего Востока. Здесь требовались геодезисты, топографы, геологи - для изучения, описания и картографирования новых земель.
- геологи, чтобы находить месторождения полезных ископаемых;
- инженеры, чтобы строить на новых территориях города, дороги, мосты;
- врачи, чтобы обеспечить медицинское обслуживание в суровых условиях осваиваемых регионов.
Но подготовить таких специалистов в рамках церковного образования было невозможно.
Еще одним важнейшим направлением развития государства Петр считал промышленность и торговлю. Уже при его предшественниках в России появлялись первые мануфактуры и заводы. Но для их дальнейшего развития и роста эффективности требовались квалифицированные инженеры, технологи, экономисты.
Не менее важной была сфера военного дела. Чтобы успешно воевать с сильными европейскими державами, России нужно было новейшее вооружение - пушки, винтовки, пистолеты. А для этого - развитая металлургия, производство пороха, военная логистика. Здесь тоже требовались узкопрофильные инженеры, технологи, военные специалисты.
Таким образом, по всем ключевым направлениям развития страны возникал вопрос подготовки квалифицированных кадров, обладающих современными научными и техническими знаниями. Этой задачей система церковных школ, дававшая в основном гуманитарное образование, заниматься была не в состоянии.
Почему в петровскую эпоху знаний получаемых в школах при монастырях и церквах стало недостаточно? Причины кроются в амбициозных планах преобразователя России и объективном запросе на подготовку квалифицированных кадров для их реализации.
Ограничения системы образования того времени
Давайте теперь рассмотрим, какие именно ограничения были присущи системе образования в России на рубеже XVII-XVIII веков.
Главной чертой большинства тогдашних школ была их церковная направленность. Обучение в них велось по церковным книгам, преподавались в основном Закон Божий, письмо и счет. Светские, технические и естественнонаучные дисциплины либо не преподавались вовсе, либо их объем был минимальным.
Существовали также жесткие сословные ограничения при поступлении в школы. Дети крепостных крестьян фактически не имели возможности получить образование. Дети торговцев и ремесленников также практически не допускались к обучению. Так что школы готовили в лучшем случае пополнение для духовенства или немногочисленных чиновников.
Массовая неграмотность населения
В итоге общий уровень грамотности в России был крайне низок. По оценкам историков, в начале XVIII века грамотными были не более 5% населения. Соответственно подавляющее большинство людей не могли не только получить какие-то специальные знания, но и вообще овладеть элементарными навыками чтения и письма.
Во многие специальные учебные заведения стали принимать только детей дворян. Дети крепостных крестьян в государственных школах обучаться не имели права.
Так что даже если государство и создавало новые светские учебные заведения, поступить в них могли лишь представители привилегированных сословий. А большинство населения оставалось неграмотным и не имело возможности получить образование и овладеть нужными для развития страны специальностями.
Почему система образования не соответствовала потребностям времени
Итак, почему же сложившаяся к тому времени система образования в России уже не могла в полной мере отвечать на вызовы Петровской эпохи?
- Узкая церковная направленность обучения;
- Отсутствие многих важных светских дисциплин;
- Сословные ограничения при поступлении в школы;
- Малое общее количество учебных заведений в стране;
- Крайне низкий уровень грамотности населения.
По всем этим причинам традиционная система образования не могла в необходимых объемах готовить специалистов по тем областям знаний, которые требовались для успешного развития России при Петре I.
Почему петровскую эпоху знаний получаемых не хватало
Итак, ответ на вопрос "почему в петровскую эпоху знаний получаемых не хватало" кроется в:
- Потребности решать масштабные практические задачи по развитию страны.
- Несоответствии старой системы образования этим задачам.
- Недостатке специалистов в конкретных областях знаний.
Эти три ключевых фактора и обусловили острую нехватку образованных людей, способных обеспечить реализацию петровских реформ.