Скрип тормозов - частая проблема велосипедистов. Этот неприятный звук не только раздражает, но и сигнализирует о возможных неисправностях. Давайте разберемся, почему скрипят дисковые тормоза на велосипедах и как это исправить.
Типы тормозных систем на велосипедах
Чтобы понять, почему скрипят дисковые тормоза, сначала разберемся в основных типах тормозных механизмов на велосипедах.
Ободные тормоза
Ободные тормоза воздействуют непосредственно на обод колеса. Их принцип работы заключается в следующем:
- При нажатии на рычаг тормоза специальные колодки прижимаются к ободу.
- Возникает трение, которое и останавливает вращение колеса.
К достоинствам ободных тормозов относят:
- Простота конструкции.
- Дешевизна.
- Легкость в обслуживании.
Однако у них есть и минусы:
- Низкая эффективность торможения в сырую погоду.
- Быстрый износ обода и тормозных колодок.
Дисковые тормоза
В дисковых тормозах остановку обеспечивает трение между колодками и отдельным диском, соединенным с втулкой колеса.
Преимущества дисковых тормозов:
- Высокая эффективность торможения.
- Стабильная работа в любых погодных условиях.
- Долгий срок службы диска.
Гидравлические и механические тормоза
По типу привода различают механические и гидравлические тормоза.
Механические | Гидравлические |
Тросовый привод от рычага к колодкам | Жидкостной привод по замкнутой гидросистеме |
Менее эффективны | Высокая эффективность |
Проще в обслуживании | Сложнее в ремонте |
Таким образом, механические тормоза проще по конструкции, а гидравлические отличаются большей мощностью и скоростью срабатывания.
Основные причины
Основные причины скрипа дисковых тормозов:
- Непритертые колодки и диски на новом велосипеде.
- Загрязнения на поверхностях трения от пыли, грязи, масел.
- Повреждения поверхности диска: царапины, задиры.
- Некачественные или изношенные колодки.
- Попадание влаги между колодками и диском.
- Неправильная регулировка зазора в тормозном механизме.
Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных причин.
Непритертые колодки и диски
На новом велосипеде колодки и диски еще не приработались друг к другу. Их поверхности неровные, с микроскопическими выступами и впадинами.
При торможении эти неровности зацепляются, из-за чего и возникает скрип. Эта проблема решается естественным путем - по мере приработки колодок и диска.
Загрязнения на поверхностях трения
На диск и колодки часто попадает пыль, грязь, частички почвы. Также при некорректной мойке или смазке велосипеда на тормоза может попасть масло.
Все эти загрязнения нарушают плавное скольжение колодок по диску, из-за чего при торможении и возникает неприятный скрип.
Починка скрипящих тормозов
Чтобы устранить скрип дисковых или ободных тормозов на велосипеде, необходимо:
- Очистить тормозные колодки и диск от загрязнений.
- При наличии царапин отшлифовать диск.
- Отрегулировать зазор между колодками и диском.
- Заменить изношенные или некачественные колодки.
Чистка и обезжиривание
Для очистки тормозов понадобятся:
- Специальная жидкость для чистки тормозов
- Технические салфетки
- Наждачная бумага с мелким абразивом
Последовательность действий:
- Снимаем тормозные колодки, выкручивая блокирующие винты или шпильки.
- Демонтируем диск с втулки колеса (или снимаем все колесо).
- Обрабатываем поверхности диска и колодок очищающей жидкостью, удаляя загрязнения.
- Протираем детали чистыми салфетками, убирая остатки жидкости.
- При наличии царапин шлифуем диск наждачной бумагой, снимая поврежденный поверхностный слой.
- Еще раз протираем диск и колодки от шлифовальной пыли.
Установка колодок
Перед установкой колодок нужно убедиться, что зазор между ними отрегулирован правильно. Равномерный зазор с обеих сторон диска гарантирует эффективное, бесшумное торможение.
Проверить и отрегулировать зазор можно с помощью плоского предмета, например лезвия ножа, вставляя его в просвет между колодкой и диском.
Обкатка отремонтированных тормозов
После установки почищенных или новых колодок нужно произвести обкатку тормозов, чтобы они притерлись.
Алгоритм обкатки:
- Разгоняем велосипед до скорости 25-30 км/ч.
- Тормозим, стараясь не блокировать колесо.
- Повторяем разгон и торможение 10-15 раз.
Постепенно колодки притрутся к диску, и тормоза перестанут скрипеть.
Причины скрипа ободных тормозов
Помимо дисковых, скрипеть могут и ободные тормоза. Причины этой неисправности:
- Загрязнение колодок и обода.
- Износ или установка слишком твердых колодок.
- Повреждение поверхности обода.
- Попадание воды в механизм при движении по лужам.
Устранение скрипа ободных тормозов
В случае скрипа ободных тормозов необходимо:
- Почистить тормозные колодки и обод от загрязнений.
- Проверить состояние обода, при наличии повреждений отшлифовать его.
- Отрегулировать натяжение тросика в механизме.
- При износе заменить колодки.
Выбор тормозных колодок
При замене изношенных колодок следует правильно подобрать новые. Основные критерии выбора:
- Материал колодок: органические, полуметаллические, металлокерамические.
- Твердость колодок: мягкие, средние, жесткие.
- Тип крепления: с усиками, без усиков.
- Размер и форма (должны соответствовать тормозному механизму).
Колодки из органических смесей обеспечивают хорошее сцепление и тихую работу. Металлокерамические отличаются долгим сроком службы, но тормозят с характерным скрипом.
Правила эксплуатации тормозов
Чтобы избежать скрипа и продлить срок службы тормозов, придерживайтесь следующих правил:
- Периодически мойте диски и колодки, не допуская сильных загрязнений.
- Следите за износом колодок и меняйте их вовремя.
- Избегайте попадания на тормозной диск масла, смазок и влаги.
- Не допускайте механических повреждений дисков и ободов.
- Храните велосипед в сухом месте, защищенном от пыли.
Ошибки при торможении
К скрипу колодок и ускоренному износу тормозов приводят такие ошибки при торможении:
- Слишком резкое или частое интенсивное торможение, вызывающее перегрев.
- Блокировка колеса юзом, приводящая к проскальзыванию.
- Резкое отпускание тормоза во время движения.
- Нажатие тормоза всей пятерней, а не двумя пальцами.