Почему скрипят тормоза при торможении на авто: рассмотрим износ колодок и дисков, попадание загрязнений, деформация компонентов системы

Скрип тормозов - распространенная проблема, с которой сталкивается каждый автовладелец. Этот неприятный звук не только раздражает слух, но и сигнализирует о возможных неполадках в тормозной системе.

Причины скрипа тормозов

Существует несколько основных причин, по которым скрипят тормоза при торможении на авто:

  1. Износ тормозных колодок
  2. Низкое качество или несовместимость колодок
  3. Отсутствие антивибрационных элементов
  4. Загрязнение тормозных механизмов
  5. Деформация тормозных дисков
  6. Недостаточная смазка подвижных деталей
  7. Износ компонентов тормозной системы

Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных причин.

Износ тормозных колодок

Самая распространенная причина скрипа - это износ фрикционного слоя на рабочей поверхности колодок. Когда основной материал стирается, начинают тереться о диск металлические элементы колодки, что и создает характерный скрежет.

Как правило, такие звуки появляются, когда толщина колодки достигает предельных значений. У большинства моделей это порядка 3-4 мм. При меньшей толщине колодки теряют эффективность и нуждаются в замене.

Однако иногда скрипят новые колодки почему? Это может быть связано с тем, что они не прошли должную обкатку и не притерлись к поверхности дисков.

Вид с высоты на извилистую горную дорогу в туманное утро, на которой красный автомобиль резко тормозит, оставляя полосы на мокром асфальте. Ранний утренний свет создает меланхоличную сцену.

Низкое качество или несовместимость колодок

Колодки ненадлежащего качества или не предназначенные для данной модели автомобиля также могут стать источником скрипа. Это обусловлено особенностями их химического состава и геометрии, которые влияют на трение об диски.

Часто на дешевых колодках отсутствует специальное антивибрационное покрытие, компенсирующее возникающие при торможении колебания. В итоге происходит сильный контакт металлической основы колодки с диском, что и порождает скрип.

Отсутствие антивибрационных элементов

Даже качественные колодки могут начать скрипеть, если в конструкции тормозной системы отсутствуют специальные элементы для гашения вибраций и шума. Речь идет об антивибрационных накладках, прокладках и пластинах, устанавливаемых производителями на заводе или входящих в комплект запасных частей.

Без этих элементов конструкции при торможении возникает сильный резонанс, усиливающий естественные колебания тормозных механизмов и провоцирующий скрип.

Крупный план тормозного суппорта автомобиля, покрытого грязью и мусором, на черном фоне. Направленное освещение четко выделяет все углубления, забитые загрязнениями.

Загрязнение тормозных механизмов

Тормозная система автомобиля может скрипеть из-за наличия в ней инородных частиц - песка, грязи, мелких камешков.

Эти загрязнения попадают в зазор между колодками и дисками через неплотности в уплотнителях и прочие щели. Затем, при торможении, они вызывают лишний шум и скрежет, царапая поверхности трения.

Особенно часто такая проблема возникает после поездок по грунтовым дорогам или глубоким лужам. Для ее решения требуется разборка и очистка тормозных механизмов.

Деформация тормозных дисков

Еще один распространенный источник скрипа - деформация тормозных дисков. Под воздействием высоких температур и механических нагрузок диски могут коробиться, терять идеальную форму. Это нарушает равномерность контакта с колодками и вызывает вибрации, скрип, а в дальнейшем - ускоренный износ.

В таких случаях необходима замена дисков, так как восстановить их исходную геометрию невозможно.

Недостаточная смазка деталей

Многие элементы тормозной системы являются подвижными и нуждаются в периодической смазке для обеспечения плавности хода.

Когда смазочный материал высыхает или его становится недостаточно, возникает заедание деталей и лишние колебания при работе механизмов. Это также может послужить одной из причин скрипа тормозов.

Износ компонентов системы

Помимо основных элементов вроде колодок и дисков, в конструкции тормозов есть множество вспомогательных деталей, обеспечивающих их работу.

Сюда относятся направляющие пальцы, поршни, уплотнения, возвратные пружины и прочие элементы. Со временем они также подвергаются естественному износу.

Из-за этого может нарушаться взаимодействие компонентов системы, приводя к появлению лишних зазоров, вибраций и скрипа при работе механизмов.

Для решения проблемы требуется детальная диагностика ходовой части и замена изношенных деталей.

Как избавиться от скрипа тормозов

Итак, мы разобрали основные причины, по которым скрипят тормоза на машине. Чтобы избавиться от этой неприятной проблемы, можно предпринять следующие действия:

  • Проверить состояние и толщину тормозных колодок
  • Очистить тормозные механизмы от загрязнений
  • Проверить наличие и целостность антивибрационных элементов
  • Заменить деформированные или изношенные диски
  • Смазать все подвижные соединения системы
  • Заменить вышедшие из строя детали (поршни, направляющие, пружины и т.д.)

Если скрип не исчезает после всех перечисленных мероприятий, возможно, проблема кроется в несовместимости или низком качестве установленных колодок. В таком случае поможет только их замена на рекомендованные производителем.

Надеюсь, эта информация поможет разобраться, почему скрипят тормоза при торможении на авто и как можно устранить эту неисправность.

Диагностика причин скрипа тормозов

Чтобы точно определить, почему скрипят тормоза при торможении авто, необходимо провести диагностику тормозной системы. В первую очередь проверяется толщина тормозных колодок. Если она меньше предельных значений, указанных производителем, колодки подлежат замене.

Затем оценивается состояние тормозных дисков - наличие трещин, глубоких рисок, ovality (овальность поверхности). При обнаружении дефектов диски также меняются.

Роль смазки в работе тормозов

Как уже упоминалось, недостаточная смазка может стать причиной скрипа тормозов. Поэтому важно периодически смазывать все подвижные соединения этой системы. Речь идет как о механизмах суппорта, так и ступичных подшипниках колес. Правильная смазка уменьшает трение, предотвращает заедание и коррозию деталей.

Как правило, заводские интервалы замены тормозной жидкости с заправкой привода вполне достаточны. Однако на старых авто или в сложных условиях эксплуатации это лучше делать чаще.

Влияние манеры вождения на износ тормозов

Интенсивность изнашивания тормозных механизмов напрямую зависит от особенностей эксплуатации авто и манеры вождения.

Частые резкие торможения, движение с высокими скоростями, неправильное использование коробки передач ведут к повышенным нагрузкам.

В таких условиях детали тормозной системы быстрее приходят в негодность, поэтому скрипят тормоза торможении авто почему чаще, чем при спокойной езде.

Профилактика неисправностей

Для предотвращения проблем со скрипом и увеличения ресурса тормозной системы рекомендуется:

  • Избегать резких торможений без необходимости
  • Не держать ногу на педали во время движения
  • Контролировать износ колодок и состояние дисков
  • Своевременно менять тормозную жидкость
  • Регулярно промывать тормозные механизмы

Соблюдение этих несложных правил заметно продлевает работоспособность тормозов и снижает вероятность скрипа.

Материалы фрикционных накладок

От материала накладок колодок также во многом зависит склонность тормозов к скрипу.

Самые распространенные компоненты фрикционных смесей:

  • Металлокерамика
  • Медь
  • Латунь
  • Сталь
  • Кевлар

Разные производители используют собственные запатентованные составы. Как правило, чем выше содержание металлических включений, тем выше склонность к скрипу, но и эффективность торможения больше. В статье подробно разбираются причины возникновения скрипа тормозов при торможении на авто.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.