Вы когда-нибудь испытали ужас от того, что педаль тормоза в вашем автомобиле вдруг "провалилась" и перестала работать? Эта ситуация опасна для жизни! Давайте разберемся, почему такое может происходить и как с этим бороться.
Устройство тормозной системы автомобиля
Чтобы понять, почему "проваливается" педаль тормоза при торможении, нужно сначала разобраться в устройстве этой системы.
- Тормозная система современных автомобилей гидравлическая и состоит из главного тормозного цилиндра, соединенного шлангами с рабочими цилиндрами на каждом колесе.
- Жидкость под давлением от главного цилиндра подается по магистрали к суппортам с колодками, которые прижимаются к тормозным дискам или барабанам.
- Кроме того, автомобили оборудованы стояночным тормозом, который работает механически.
Таким образом, при нажатии на педаль тормоза создается гидравлическое давление в системе, и колодки прижимаются к тормозным механизмам. При отпускании педали давление падает, и колодки отводятся обратно.
Основные причины "проваливания" педали тормоза
Почему "проваливается" педаль тормоза при торможении? Существует несколько распространенных причин.
Завоздушивание из-за трещин в шлангах - самая частая причина провала педали тормоза (до 30% случаев). Воздух сжимается в системе, и давление не передается к колодкам.
- Утечки тормозной жидкости через изношенные уплотнения (20%).
- Выработка колодок и дисков, увеличение зазора (15%).
- Загрязнение тормозной жидкости водой из-за плохого качества (10%).
- Механические повреждения шлангов, трещины в главном или рабочих цилиндрах (10%).
- Некачественная, агрессивная тормозная жидкость, разъедающая детали (5%).
- Неправильная регулировка зазоров между колодками и дисками/барабанами (5%).
- Выход из строя электрических блоков АБС, ESP (5%).
Таким образом, это может иметь множество причин как гидравлического, так и механического характера. Рассмотрим некоторые наиболее распространенные подробнее.
Завоздушивание из-за трещин
Самая частая причина провалов педали тормоза - попадание воздуха в гидравлическую систему. Воздух сжимается при нажатии на педаль и не передает давление должным образом. Источником завоздушивания чаще всего являются:
- Трещины в резиновых шлангах под давлением.
- Негерметичные соединения в гидравлической магистрали.
- Износ манжет главного или рабочих цилиндров.
Даже микроскопическая трещина приводит к засасыванию воздуха в систему. Эту проблему можно решить путем замены поврежденных элементов и прокачки тормозов для удаления воздуха.
Утечки тормозной жидкости
Еще одна распространенная причина - утечки тормозной жидкости через изношенные уплотнительные элементы:
- манжеты поршней главного и рабочих цилиндров;
- прокладки в местах соединения трубопроводов.
Утечки приводят к падению уровня жидкости в системе, и педаль тормоза проваливается из-за нехватки объема, необходимого для передачи давления.
Выработка колодок и дисков
Еще одна распространенная причина провала педали тормоза - износ трущихся элементов системы:
- колодок;
- тормозных дисков;
- барабанов.
По мере изнашивания увеличивается зазор между колодками и дисками/барабанами. Чтобы его преодолеть и создать необходимое давление, требуется больший рабочий ход поршней в гидравлических цилиндрах.
При частичном нажатии на педаль этого хода не хватает, чтобы прижать колодки, поэтому при торможении педаль тормоза проваливается. Лишь при резком или повторном нажатии поршни выдвигаются на всю длину и осуществляется торможение.
Решением является замена изношенных колодок и дисков/барабанов в сервисном центре.
Загрязнение тормозной жидкости
Тормозная жидкость со временем намагничивает в себя влагу из воздуха. При содержании воды более 3% она закипает в системе при интенсивном торможении.
Паровые пробки препятствуют нормальной передаче гидравлического давления, что приводит к проваливанию педали тормоза. Кроме того, кипящая жидкость разрушает внутренние поверхности деталей системы.
Для решения необходима полная замена тормозной жидкости в системе качественной, рекомендованной производителем.
Механические повреждения элементов
Возможные механические повреждения, вызывающие провал педали тормоза:
- Трещины или разрывы защитных шлангов и трубопроводов.
- Поломка корпуса главного или рабочего гидроцилиндров.
- Обламывание рычагов или деталей педального узла.
Подобные поломки приводят к потере герметичности системы и некорректной передаче усилия. Для их устранения требуется замена поврежденных элементов.
Некачественная тормозная жидкость
Использование некачественной или поддельной тормозной жидкости также может привести к провалам педали тормоза. Такая жидкость обладает повышенной коррозионной активностью и при взаимодействии с металлическими деталями тормозной системы приводит к их повреждению.
Признаки некачественной ТЖ:
- Ярко выраженный запах.
- Мутность, наличие осадка.
- Нестандартный цвет.
Использование такой жидкости может привести к ускоренному износу и выходу из строя узлов тормозной системы.
Последствия применения некачественной ТЖ:
- Коррозия деталей из стали и чугуна.
- Потеря эластичности и разрушение резиновых шлангов и манжет.
- Уменьшение рабочих объемов гидроцилиндров.
- Появление внутренних утечек.
Все это в конечном итоге приводит к провалам педали тормоза и снижению эффективности торможения.
Неправильная регулировка зазоров
Еще одной причиной провала педали тормоза может быть неправильная регулировка зазора между тормозными колодками и дисками/барабанами.
Причины нарушения регулировки:
- Износ тормозных колодок.
- Деформация дисков или барабанов.
- Ослабление пружин, отводящих колодки.
- Неправильная установка при замене деталей.
Все это приводит к увеличению межколодочного зазора. Чтобы его преодолеть, требуется приложить большее усилие к педали тормоза.
Последствия нарушения регулировки:
- Провал педали тормоза из-за недостаточного усилия.
- Неравномерный износ колодок.
- Перекос и вибрации при торможении.
- Повышенный расход топлива.
Для исправления ситуации необходимо отрегулировать зазор в соответствии с нормативами завода-изготовителя.