Дизельный двигатель - надежный и экономичный. Но иногда он может пойти в разнос и разрушиться за считанные минуты. Узнайте здесь, как распознать эту опасность и предотвратить катастрофу.
1. Что такое "дизель в разнос"
Разнос дизельного двигателя - это неконтролируемое увеличение оборотов коленвала, которое в конечном итоге приводит к выходу из строя двигателя.
Основные симптомы разноса:
- Резкий рост оборотов коленвала при отпущенной педали газа
- Двигатель не глохнет при выключении зажигания
- Резкий металлический звук разгоняющегося мотора
- Густой черный дым из выхлопной трубы
Типичные последствия разноса дизеля:
- Разрушение поршней, шатунов или коленвала от перегрева
- Оплавление поршней и клапанов из-за неконтролируемого повышения температуры
- Возможны взрыв и возгорание двигателя
2. Почему дизель идет в разнос
Существует две основные причины, которые приводят дизельный двигатель в разнос:
Проблема 1: Неисправность топливной системы
Ключевым элементом здесь является топливный насос высокого давления (ТНВД). Если в нем заклинит регулятор оборотов, поступление топлива в цилиндры будет неконтролируемым. Это и запустит разнос дизеля - чем больше обороты, тем больше топлива подается, ускоряя вращение еще сильнее.
Проблема 2: Попадание моторного масла в цилиндры двигателя
Это может произойти из-за износа маслосъемных колпачков, сальников турбины или прокладки головки блока цилиндров. Масло будет воспламеняться в цилиндрах как топливо, ускоряя вращение коленвала.
3. Как предотвратить разнос дизеля
Чтобы минимизировать риск разноса дизеля, рекомендуется:
- Регулярно проверять техническое состояние ТНВД и других узлов топливной системы
- Следить за расходом и возможными утечками моторного масла
- Своевременно менять изношенные детали - сальники, прокладки, маслоотражательные колпачки
- При появлении первых признаков разноса (дым, шум, рост оборотов) немедленно останавливать двигатель
- Не экспериментировать с регулировками двигателя без необходимых знаний
Соблюдение этих несложных правил позволит во многих случаях избежать разноса дизельного мотора и серьезного ремонта.
4. Что делать, если дизель пошел в разнос
Если вы заметили явные признаки начинающегося разноса дизеля, необходимо как можно быстрее заглушить двигатель, пока не произошли необратимые разрушения.
Существует три основных способа экстренной остановки разносящегося дизеля:
- Перекрыть воздухозаборник плотной тканью, чтобы прекратить подачу воздуха
- Перекрыть подачу топлива, перегнув или перекусив топливопровод
- Заблокировать колеса и дать двигателю заглохнуть от перегрузки трансмиссии
Наиболее быстрый и безопасный способ - перекрыть подачу воздуха. Это позволяет мгновенно заглушить двигатель и избежать дальнейших повреждений.
Действовать нужно очень быстро, так как буквально за считанные минуты или даже секунды неисправный дизельный мотор может серьезно разрушиться и даже взорваться.
5. Как восстановить двигатель после разноса
Если удалось вовремя остановить разнос дизеля, то дальнейшие действия зависят от масштаба полученных повреждений. Необходимо:
- Провести диагностику с проверкой компрессии в цилиндрах, измерением люфтов в коленвале и распредвале
- Выявить все разрушенные, деформированные или перегретые детали
- Заменить или отремонтировать поврежденные узлы и агрегаты
После восстановления двигателя обязательно нужно провести профилактические мероприятия, чтобы предотвратить повторный разнос:
- Замена масла и фильтров
- Проверка работы ТНВД и регулировка топливной аппаратуры
- Устранение возможных причин попадания масла в цилиндры
6. Истории владельцев: как мы пережили разнос
Многие автолюбители на своем горьком опыте узнали, что такое разнос дизеля. Давайте послушаем их истории.
Случай 1. На стоянке в супермаркете двигатель вдруг начал резко набирать обороты. К счастью, удалось вовремя заглушить мотор, перекрыв воздухозаборник. Через некоторое время выяснилось, что причиной послужила разрушившаяся турбина.
Случай 2. После остановки на заправке двигатель пошел в разнос. Водитель успел заблокировать колеса и выключить сцепление. К сожалению, при этом вышла из строя коробка передач.
Случай 3. Во время движения сломалась топливная рейка и дизель ушел в разнос. Удалось перекрыть подачу воздуха при помощи куртки. Мотор уцелел, обошлось заменой ТНВД.
7. Мифы о разносе дизельных двигателей
Существует несколько распространенных заблуждений о разносе дизелей:
- Миф 1: Разнос возможен только на дизельных двигателях
- Миф 2: Разнос вызван исключительно проблемами топливной системы
- Миф 3: Перекрыв топливопровод можно всегда предотвратить разрушение мотора
Эти и некоторые другие мифы мы развенчаем в данной статье, опираясь на мнения экспертов и реальный опыт автовладельцев.
8. Когда нужно менять дизель после разноса
После разноса в некоторых ситуациях двигатель не подлежит ремонту и его нужно менять. Это необходимо в случае:
- Разрушения или сильных деформаций коленвала или блока цилиндров
- Повреждения нескольких деталей сразу - поршней, шатунов, клапанов
Если требуется установка нового двигателя, то это может быть как новый, так и б/у или отремонтированный мотор. Все зависит от бюджета и предпочтений автовладельца.
9. Стоимость ремонта дизеля после разноса
Стоимость восстановления дизельного двигателя после разноса может сильно варьироваться - от 10-15 тысяч рублей до полной стоимости нового мотора. Все зависит от марки, объема, степени и характера повреждений.
Также большое влияние оказывает стоимость необходимых запасных частей и объем требуемых работ. Дорогие импортные агрегаты с турбонаддувом будут стоить намного дороже в ремонте, чем менее сложные отечественные атмосферные дизели.
10. Как избежать разноса турбодизеля
Турбонаддув повышает мощность и экономичность дизеля, но также увеличивает риск его разноса. Чтобы этого избежать, следует:
- Регулярно проверять состояние турбины и своевременно устранять утечки масла
- Не эксплуатировать двигатель на предельных режимах, особенно сразу после прогрева
- После замены турбины обязательно очищать все масляные каналы
- Использовать только рекомендованное масло хорошего качества
При появлении признаков разноса на турбодизеле действовать нужно аналогично, перекрывая в первую очередь подачу воздуха в двигатель.
11. Частые вопросы о разносе дизелей
Рассмотрим несколько типичных вопросов от автовладельцев про разнос дизельных двигателей.
Вопрос: Почему дизель идет в разнос?
Ответ: Как правило, причинами являются неисправности топливной аппаратуры или попадание масла в цилиндры из-за изношенных сальников и колпачков.
Вопрос: Можно ли избежать разноса дизеля?
Ответ: При регулярном техобслуживании и контроле работы двигателя риск разноса существенно снижается.
Вопрос: Что делать при разносе: глушить двигатель или нет?
Ответ: Нужно экстренно глушить мотор, перекрывая воздухозаборник. Иначе не избежать серьезных поломок.
12. Профилактика разноса старых дизелей
У дизелей с большим пробегом риск разноса возрастает. Для его минимизации рекомендуется:
- Регулярно менять масло, топливные и воздушные фильтры
- Проверять качество топлива и отсутствие воды в нем
- Использовать присадки к топливу и маслам
- Следить за расходом масла - признак износа мотора
Также полезно установить датчики температуры и давления масла, чтобы вовремя заметить нарушения в работе двигателя.
13. Сравнение бензиновых и дизельных двигателей по склонности к разносу
Хотя разнос характерен в первую очередь для дизелей, он возможен и на бензиновых моторах.
Основные отличия:
Критерий | Бензиновый двигатель | Дизель |
Причины разноса | Неисправности системы зажигания, проблемы с регулятором оборотов | Нарушения в топливной системе, попадание масла в цилиндры |
Частота случаев | Крайне редко | Относительно часто |
14. Диагностика разноса дизеля в автосервисе
Чтобы выявить все последствия разноса и спланировать необходимый объем работ, двигатель подвергают комплексной диагностике. В нее входит:
- Проверка компрессии в цилиндрах - позволяет определить повреждения поршней, колец, клапанов
- Измерение люфтов коленвала и распредвала - выявляет деформации и нарушение фаз газораспределения
- Анализ структуры металла основных деталей методами неразрушающего контроля
- Исследование масла на содержание металлических частиц разной природы
По завершении диагностики составляется подробная карта дефектов двигателя и план восстановительных работ.
15. Последствия запоздалого глушения разносящегося дизеля
Разнос дизеля опасен стремительным развитием - за считанные минуты масштаб повреждений может кратно возрасти. Поэтому при задержке с экстренной остановкой двигателя происходит:
- Разрушение поршневой группы, шатунов, стенок цилиндров из-за перегрева и высоких нагрузок
- Оплавление и разрушение клапанов, седел, направляющих из-за неконтролируемого повышения температуры
- Возрастают риск возгорания и взрыва двигателя
В таких случаях двигатель, как правило, подлежит полной замене.
16. Первая помощь дизелю после разноса
Сразу после экстренной остановки разнесшегося дизеля следует:
- Дать двигателю полностью остыть и убедиться в отсутствии течей топлива и масла
- Проверить целостность основных узлов (отсутствие трещин в блоке, поломок шатунов и т.д.)
- Заменить вытекшее или сильно разжиженное масло
- Запустить двигатель на короткое время, чтобы определить работоспособность механизмов
Эти меры нужны, чтобы после разноса избежать дальнейших поломок из-за остаточных дефектов.
17. Как спасти турбодизель после начала разноса
Глушение турбодизеля - особенно сложная задача из-за высокого разряжения на входе компрессора турбины.
Эффективные решения:
- Использовать несколько слоев плотной ткани для надежного перекрытия воздухозаборника
- Применить щит или фанеру, чтобы мгновенно закрыть вход в компрессор турбины
- Если доступно - отключить питание электроклапана wastegate турбины, это ограничит подачу воздуха
Главное правило - действовать максимально быстро, иначе спасти турбодизель не удастся.