Когда и почему дизель идет в разнос: признаки, причины и способы предотвращения

Дизельный двигатель - надежный и экономичный. Но иногда он может пойти в разнос и разрушиться за считанные минуты. Узнайте здесь, как распознать эту опасность и предотвратить катастрофу.

1. Что такое "дизель в разнос"

Разнос дизельного двигателя - это неконтролируемое увеличение оборотов коленвала, которое в конечном итоге приводит к выходу из строя двигателя.

Основные симптомы разноса:

  • Резкий рост оборотов коленвала при отпущенной педали газа
  • Двигатель не глохнет при выключении зажигания
  • Резкий металлический звук разгоняющегося мотора
  • Густой черный дым из выхлопной трубы

Типичные последствия разноса дизеля:

  1. Разрушение поршней, шатунов или коленвала от перегрева
  2. Оплавление поршней и клапанов из-за неконтролируемого повышения температуры
  3. Возможны взрыв и возгорание двигателя

2. Почему дизель идет в разнос

Существует две основные причины, которые приводят дизельный двигатель в разнос:

Поврежденный двигатель дизеля

Проблема 1: Неисправность топливной системы

Ключевым элементом здесь является топливный насос высокого давления (ТНВД). Если в нем заклинит регулятор оборотов, поступление топлива в цилиндры будет неконтролируемым. Это и запустит разнос дизеля - чем больше обороты, тем больше топлива подается, ускоряя вращение еще сильнее.

Проблема 2: Попадание моторного масла в цилиндры двигателя

Это может произойти из-за износа маслосъемных колпачков, сальников турбины или прокладки головки блока цилиндров. Масло будет воспламеняться в цилиндрах как топливо, ускоряя вращение коленвала.

3. Как предотвратить разнос дизеля

Чтобы минимизировать риск разноса дизеля, рекомендуется:

  • Регулярно проверять техническое состояние ТНВД и других узлов топливной системы
  • Следить за расходом и возможными утечками моторного масла
  • Своевременно менять изношенные детали - сальники, прокладки, маслоотражательные колпачки
  • При появлении первых признаков разноса (дым, шум, рост оборотов) немедленно останавливать двигатель
  • Не экспериментировать с регулировками двигателя без необходимых знаний

Соблюдение этих несложных правил позволит во многих случаях избежать разноса дизельного мотора и серьезного ремонта.

4. Что делать, если дизель пошел в разнос

Если вы заметили явные признаки начинающегося разноса дизеля, необходимо как можно быстрее заглушить двигатель, пока не произошли необратимые разрушения.

Существует три основных способа экстренной остановки разносящегося дизеля:

  1. Перекрыть воздухозаборник плотной тканью, чтобы прекратить подачу воздуха
  2. Перекрыть подачу топлива, перегнув или перекусив топливопровод
  3. Заблокировать колеса и дать двигателю заглохнуть от перегрузки трансмиссии
Наиболее быстрый и безопасный способ - перекрыть подачу воздуха. Это позволяет мгновенно заглушить двигатель и избежать дальнейших повреждений.

Действовать нужно очень быстро, так как буквально за считанные минуты или даже секунды неисправный дизельный мотор может серьезно разрушиться и даже взорваться.

5. Как восстановить двигатель после разноса

Если удалось вовремя остановить разнос дизеля, то дальнейшие действия зависят от масштаба полученных повреждений. Необходимо:

  1. Провести диагностику с проверкой компрессии в цилиндрах, измерением люфтов в коленвале и распредвале
  2. Выявить все разрушенные, деформированные или перегретые детали
  3. Заменить или отремонтировать поврежденные узлы и агрегаты

После восстановления двигателя обязательно нужно провести профилактические мероприятия, чтобы предотвратить повторный разнос:

  • Замена масла и фильтров
  • Проверка работы ТНВД и регулировка топливной аппаратуры
  • Устранение возможных причин попадания масла в цилиндры

6. Истории владельцев: как мы пережили разнос

Многие автолюбители на своем горьком опыте узнали, что такое разнос дизеля. Давайте послушаем их истории.

Случай 1. На стоянке в супермаркете двигатель вдруг начал резко набирать обороты. К счастью, удалось вовремя заглушить мотор, перекрыв воздухозаборник. Через некоторое время выяснилось, что причиной послужила разрушившаяся турбина.

Случай 2. После остановки на заправке двигатель пошел в разнос. Водитель успел заблокировать колеса и выключить сцепление. К сожалению, при этом вышла из строя коробка передач.

Случай 3. Во время движения сломалась топливная рейка и дизель ушел в разнос. Удалось перекрыть подачу воздуха при помощи куртки. Мотор уцелел, обошлось заменой ТНВД.

7. Мифы о разносе дизельных двигателей

Существует несколько распространенных заблуждений о разносе дизелей:

  • Миф 1: Разнос возможен только на дизельных двигателях
  • Миф 2: Разнос вызван исключительно проблемами топливной системы
  • Миф 3: Перекрыв топливопровод можно всегда предотвратить разрушение мотора

Эти и некоторые другие мифы мы развенчаем в данной статье, опираясь на мнения экспертов и реальный опыт автовладельцев.

8. Когда нужно менять дизель после разноса

После разноса в некоторых ситуациях двигатель не подлежит ремонту и его нужно менять. Это необходимо в случае:

  1. Разрушения или сильных деформаций коленвала или блока цилиндров
  2. Повреждения нескольких деталей сразу - поршней, шатунов, клапанов

Если требуется установка нового двигателя, то это может быть как новый, так и б/у или отремонтированный мотор. Все зависит от бюджета и предпочтений автовладельца.

Сломанный грузовик на обочине

9. Стоимость ремонта дизеля после разноса

Стоимость восстановления дизельного двигателя после разноса может сильно варьироваться - от 10-15 тысяч рублей до полной стоимости нового мотора. Все зависит от марки, объема, степени и характера повреждений.

Также большое влияние оказывает стоимость необходимых запасных частей и объем требуемых работ. Дорогие импортные агрегаты с турбонаддувом будут стоить намного дороже в ремонте, чем менее сложные отечественные атмосферные дизели.

10. Как избежать разноса турбодизеля

Турбонаддув повышает мощность и экономичность дизеля, но также увеличивает риск его разноса. Чтобы этого избежать, следует:

  • Регулярно проверять состояние турбины и своевременно устранять утечки масла
  • Не эксплуатировать двигатель на предельных режимах, особенно сразу после прогрева
  • После замены турбины обязательно очищать все масляные каналы
  • Использовать только рекомендованное масло хорошего качества

При появлении признаков разноса на турбодизеле действовать нужно аналогично, перекрывая в первую очередь подачу воздуха в двигатель.

11. Частые вопросы о разносе дизелей

Рассмотрим несколько типичных вопросов от автовладельцев про разнос дизельных двигателей.

Вопрос: Почему дизель идет в разнос?

Ответ: Как правило, причинами являются неисправности топливной аппаратуры или попадание масла в цилиндры из-за изношенных сальников и колпачков.

Вопрос: Можно ли избежать разноса дизеля?

Ответ: При регулярном техобслуживании и контроле работы двигателя риск разноса существенно снижается.

Вопрос: Что делать при разносе: глушить двигатель или нет?

Ответ: Нужно экстренно глушить мотор, перекрывая воздухозаборник. Иначе не избежать серьезных поломок.

12. Профилактика разноса старых дизелей

У дизелей с большим пробегом риск разноса возрастает. Для его минимизации рекомендуется:

  1. Регулярно менять масло, топливные и воздушные фильтры
  2. Проверять качество топлива и отсутствие воды в нем
  3. Использовать присадки к топливу и маслам
  4. Следить за расходом масла - признак износа мотора

Также полезно установить датчики температуры и давления масла, чтобы вовремя заметить нарушения в работе двигателя.

13. Сравнение бензиновых и дизельных двигателей по склонности к разносу

Хотя разнос характерен в первую очередь для дизелей, он возможен и на бензиновых моторах.

Основные отличия:

Критерий Бензиновый двигатель Дизель
Причины разноса Неисправности системы зажигания, проблемы с регулятором оборотов Нарушения в топливной системе, попадание масла в цилиндры
Частота случаев Крайне редко Относительно часто

14. Диагностика разноса дизеля в автосервисе

Чтобы выявить все последствия разноса и спланировать необходимый объем работ, двигатель подвергают комплексной диагностике. В нее входит:

  • Проверка компрессии в цилиндрах - позволяет определить повреждения поршней, колец, клапанов
  • Измерение люфтов коленвала и распредвала - выявляет деформации и нарушение фаз газораспределения
  • Анализ структуры металла основных деталей методами неразрушающего контроля
  • Исследование масла на содержание металлических частиц разной природы

По завершении диагностики составляется подробная карта дефектов двигателя и план восстановительных работ.

15. Последствия запоздалого глушения разносящегося дизеля

Разнос дизеля опасен стремительным развитием - за считанные минуты масштаб повреждений может кратно возрасти. Поэтому при задержке с экстренной остановкой двигателя происходит:

  • Разрушение поршневой группы, шатунов, стенок цилиндров из-за перегрева и высоких нагрузок
  • Оплавление и разрушение клапанов, седел, направляющих из-за неконтролируемого повышения температуры
  • Возрастают риск возгорания и взрыва двигателя

В таких случаях двигатель, как правило, подлежит полной замене.

16. Первая помощь дизелю после разноса

Сразу после экстренной остановки разнесшегося дизеля следует:

  1. Дать двигателю полностью остыть и убедиться в отсутствии течей топлива и масла
  2. Проверить целостность основных узлов (отсутствие трещин в блоке, поломок шатунов и т.д.)
  3. Заменить вытекшее или сильно разжиженное масло
  4. Запустить двигатель на короткое время, чтобы определить работоспособность механизмов

Эти меры нужны, чтобы после разноса избежать дальнейших поломок из-за остаточных дефектов.

17. Как спасти турбодизель после начала разноса

Глушение турбодизеля - особенно сложная задача из-за высокого разряжения на входе компрессора турбины.

Эффективные решения:

  • Использовать несколько слоев плотной ткани для надежного перекрытия воздухозаборника
  • Применить щит или фанеру, чтобы мгновенно закрыть вход в компрессор турбины
  • Если доступно - отключить питание электроклапана wastegate турбины, это ограничит подачу воздуха

Главное правило - действовать максимально быстро, иначе спасти турбодизель не удастся.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.