Почему евреи считают себя избранным народом: мнения и факты

Евреи издавна считают себя избранным народом. Эта идея на протяжении веков вызывала споры и дискуссии среди ученых и обывателей. Давайте разберемся, откуда появилось это убеждение, на чем оно основано и что оно означает для самих евреев и остального мира.

Истоки идеи богоизбранности евреев

Согласно Библии, идея о том, что евреи являются избранным народом, берет свое начало в обещании, данном Богом Аврааму, родоначальнику евреев:

Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение

Это обещание повторяется впоследствии сыну Авраама Исааку и внуку Иакову, получившему имя Израиль. Их потомки, 12 колен Израилевых, и составили еврейский народ.

Во время Исхода из Египта Моисею было сказано от имени Бога:

Так скажи сынам Израилевым: если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов

Таким образом, евреи получили статус "избранного народа" на основании завета с Богом. Это понятие в иудаизме называется "ам сегула" - "собственный, особенный народ".

Различные трактовки богоизбранности

Существует несколько подходов к пониманию того, что такое "богоизбранность" применительно к еврейскому народу:

  1. Буквальное понимание как фактического предпочтения евреев Богом перед другими народами.
  2. Восприятие богоизбранности как особой миссии евреев перед человечеством, например нести монотеистическую веру.
  3. Отрицание реальности избранности евреев в современном мире, где идея a priori превосходства одних людей над другими неприемлема.

Первый подход часто ассоциируется с идеями расового или религиозного превосходства иудаизма. Второй подход рассматривает избранность как "ношу" особой ответственности. Третий подход отрицает саму постановку вопроса в контексте современности.

Претензии христианства на статус нового избранного народа

Христианская церковь в средние века фактически присвоила себе статус "нового Израиля", лишив тем самым евреев особого положения в глазах Бога:

Некогда не народ, а ныне народ Божий

Так, апостол Павел писал о Церкви, имея в виду, что миссия Израиля перешла теперь к христианам. В связи с этим евреев стали обвинять в теологических грехах - богоубийстве (распятии Христа) и отверженности Богом.

В современном христианском богословии идут дискуссии о переосмыслении доктрины замены Израиля Церковью и реабилитации особого положения еврейского народа в Божественном замысле.

Однако среди некоторых радикальных групп по-прежнему бытуют идеи о том, что евреи "богоубийцы" и "проклятый народ".

Портрет Эйнштейна за работой

Как евреи сами относятся к идее избранности?

почему евреи считают себя избранным народом - для многих евреев эта идея амбивалентна. С одной стороны, она вселяет чувство гордости и идентичности. Но с другой стороны, вызывает обиду и неприятие со стороны других народов, особенно на фоне многочисленных гонений на протяжении истории.

Поэтому многие евреи стараются дистанцироваться от идеи собственного превосходства или особых привилегий. Они подчеркивают скорее ответственность и "ношу" избранничества, нежели его преимущества.

В то же время евреи не отрицают наличие особых отношений со Всевышним и осознание своей исторической миссии. Но эта миссия понимается не как господство над другими народами, а как служение Богу и человечеству.

В чем проявляется избранность евреев в истории и современности?

Несмотря на малочисленность евреев (около 0,2% от мирового населения), их вклад в мировую историю, науку и культуру трудно переоценить. Достаточно вспомнить такие имена, как Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Марк Шагал, Борис Пастернак и десятки других выдающихся евреев-лауреатов Нобелевской премии.

Евреи сыграли значительную роль в становлении монотеистических религий (иудаизма, христианства, ислама), оказав тем самым колоссальное влияние на духовно-нравственное развитие человечества.

Среди основателей крупнейших транснациональных корпораций немало этнических евреев. Например, Майкл Делл, Сергей Брин, Ларри Пейдж, Марк Цукерберг и др. Евреи традиционно преуспевают в сфере финансов, юриспруденции, шоу-бизнеса.

Уникальная способность сохранять свою идентичность в условиях рассеяния по миру на протяжении двух тысяч лет - еще одно свидетельство избранности еврейского народа, по мнению некоторых исследователей.

Создание еврейского государства Израиль, его выживание и успех в окружении враждебных соседей в современных геополитических условиях тоже иногда интерпретируется как проявление Божественного Провидения по отношению к еврейскому народу.

Мнения видных мыслителей об избранности евреев

Идея богоизбранности еврейского народа находила отклик у многих выдающихся мыслителей в разные эпохи. Достоевский, например, был убежден, что у евреев есть особая миссия в истории человечества:

У еврейского народа высочайшее предназначение в человечестве, ибо в нем заключена идея единобожия и идея победы над миром единого Бога.

Философ Ницше так объяснял феномен еврейской избранности:

Евреи являют собой пример выдающейся жизнеспособности, которая сохраняется благодаря строгому следованию моральным законам.

По мнению Жан-Поля Сартра, богоизбранность породила у евреев чрезмерное честолюбие и эгоизм:

Еврей от природы честолюбив... он считает себя лучше других, потому что он еврей.

Восприятие еврейской избранности в других религиях и культурах

Христианство изначально благожелательно относилось к идее избранности евреев, поскольку Сам Иисус Христос был евреем, как и все апостолы. Однако со временем церковь стала рассматривать себя как "новый Израиль", что привело к негативному восприятию традиционной еврейской идентичности.

В исламе избранность евреев ("Бани Исраил") признается в силу того, что мусульмане почитают пророка Моисея и других ветхозаветных персонажей. Вместе с тем мусульманское богословие не приемлет идею какого-либо этнического или религиозного превосходства евреев.

Почему индуисты или буддисты относятся к еврейской избранности в целом безразлично, рассматривая ее как внутреннее дело иудаизма?

Молящиеся у Стены Плача в Иерусалиме

Евреи в анекдотах и стереотипах

В антисемитских анекдотах и стереотипах тема избранности евреев подается в карикатурном или циничном ключе. Например:

  • Сара жалуется Ривке: "Наш Мойша совсем обленился. Целыми днями лежит на диване и твердит: "Я - избранный, я - избранный..." А Ривка ей отвечает: "Послушай, ты не переживай. Мой Яша точно такой же!"
  • Рабинович спрашивает у знакомого: "Слушай, почему евреи такие умные?" Тот задумался, потом говорит: "Наверное, почему мы избранный народ!"

Такого рода анекдоты высмеивают еврейскую гордыню и самоуверенность, якобы вытекающие из чувства собственной исключительности.

Почему евреи считают себя избранным народом - альтернативные взгляды

Хотя иудаизм утверждает уникальность избранности еврейского народа, существуют и другие взгляды - например, о призвании славян или особой роли России в мировой истории.

Некоторые мыслители высказывали предположения, что вместо "отвергнутого" Израиля на роль нового богоизбранного народа могут претендовать христиане-протестанты Anglo-Saxons или тевтонские народы во главе с Германией.

Однако большинство богословов полагают, что попытки "передать эстафету" богоизбранности несостоятельны - прерогатива "избранничества" по-прежнему остается за потомками Авраама, Исаака и Иакова согласно завету, заключенному между Богом и праотцами еврейского народа.

Еврейская избранность в интерпретации хасидизма

Согласно учению хасидизма, одного из мистических течений в иудаизме, каждая еврейская душа обладает частицей Бога, что и делает евреев в глазах Всевышнего особенным народом. Хасиды трактуют богоизбранность буквально как избрание каждого отдельного еврея.

Когда Творец избрал народ Израиля, Он избрал каждую отдельную еврейскую душу и заключил союз напрямую с ней.

Также согласно Каббале, евреи обладают особой душой, которая позволяет им постичь высшие духовные истины. Эзотерическое учение иудаизма придает мистический смысл избранности как связи с высшими мирами.

Избранность евреев в условиях глобализации и "постмодерна"

В эпоху стирания границ и смешения культур традиционные религиозные доктрины, включая идею богоизбранности одного этноса, все чаще подвергаются пересмотру и критике как устаревшие.

С одной стороны, в условиях глобализации происходит размывание еврейской идентичности, ассимиляция и смешанные браки, что ставит под вопрос само понятие "еврейства".

С другой стороны, постмодернистская "игра в бисер" с идентичностями открыла простор для новых интерпретаций избранности - например, о "внутреннем", духовном еврействе за пределами этнической или религиозной принадлежности.

Избранный народ или "обычные" люди

Несмотря на возвышенные религиозные представления об избранности, в повседневной жизни большинство евреев ведут себя как самые обычные люди - работают, любят, воспитывают детей, радуются и печалятся.

С одной стороны, сознание своей исключительности придает им силы и уверенности. Но с другой стороны, оно же порой порождает комплекс вины за несовершенство и неспособность соответствовать высокому предназначению.

Поэтому многие рядовые евреи предпочитают абстрагироваться от возвышенных идей о богоизбранности и просто жить, наслаждаясь данной им жизнью и оставляя решение метафизических вопросов богословам.

Избранность как проклятье или дар

Одни евреи воспринимают свою избранность как благословение и высокую честь. Для других это скорее проклятье, которое на протяжении истории обрекало их предков на страдания, гонения и лишения.

Но есть и третий, диалектический взгляд - что избранность одновременно является и благословением (выдающиеся способности, гениальность), и проклятием (зависть и ненависть окружающих). И еврей с этой ношей приходится как-то сосуществовать.

Реформистский взгляд на избранность евреев

В отличие от ортодоксального иудаизма, реформистское течение отрицает идею национального избранничества евреев. Реформисты считают, что современные евреи несут моральную ответственность за свои поступки, а не являются избранным народом только в силу происхождения.

Мы не верим, ни буквально, ни символически, в то, что один народ может быть возвышен над другим или более близок к Богу на основании рождения.

Таким образом, реформистыый иудаизм пытается отказаться от идеи привилегированного положения евреев в пользу универсалистской этики и принципа равенства всех людей.

Избранный народ без территории и государства

Уникальность положения евреев как "избранного народа" еще и в том, что на протяжении почти двух тысячелетий они были лишены собственной территории и государства, жили в рассеянии среди других народов.

Согласно Торе, земля Израиля была обещана Богом евреям как "земля обетованная". Однако после потери независимости в I веке евреи оказались без своего удела вплоть до образования государства Израиль в 1948 году.

Этот исторический феномен - существование этноса, лишенного "почвы", но сохранившего идентичность, - тоже может рассматриваться как свидетельство в пользу особого статуса еврейского народа.

Изменит ли глобализация представления об избранности

Процессы глобализации, интеграции культур и размывания границ этносов ставят под вопрос традиционные религиозные доктрины, базирующиеся на разделении на "своих" и "чужих".

С одной стороны, идентичность евреев размывается ассимиляцией и смешанными браками. С другой стороны, миграции и смешение культур делают вопросы избранности все менее актуальными в современном мире.

Однако сторонники "постмодернизма" полагают, что эти процессы открывают новые возможности "игры" с идентичностями, не ограниченными этническими и религиозными рамками традиционных культур.

Избранность vs универсализм: возможен ли синтез

Представление об избранности одного народа или религии на первый взгляд противоречит универсалистским гуманистическим ценностям о равенстве всех людей независимо от их происхождения.

С другой стороны, избранный народ в иудаизме изначально мыслился не как возвышающийся над другими, а как слуга, призванный нести остальному человечеству веру в Единого Бога и моральные заповеди.

Таким образом, при определенной интерпретации, идея избранничества может быть совместима с гуманистическим универсализмом - если под ней понимать не привилегии, а ответственность перед всем человечеством.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.