Евреи издавна считают себя избранным народом. Эта идея на протяжении веков вызывала споры и дискуссии среди ученых и обывателей. Давайте разберемся, откуда появилось это убеждение, на чем оно основано и что оно означает для самих евреев и остального мира.
Истоки идеи богоизбранности евреев
Согласно Библии, идея о том, что евреи являются избранным народом, берет свое начало в обещании, данном Богом Аврааму, родоначальнику евреев:
Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение
Это обещание повторяется впоследствии сыну Авраама Исааку и внуку Иакову, получившему имя Израиль. Их потомки, 12 колен Израилевых, и составили еврейский народ.
Во время Исхода из Египта Моисею было сказано от имени Бога:
Так скажи сынам Израилевым: если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов
Таким образом, евреи получили статус "избранного народа" на основании завета с Богом. Это понятие в иудаизме называется "ам сегула" - "собственный, особенный народ".
Различные трактовки богоизбранности
Существует несколько подходов к пониманию того, что такое "богоизбранность" применительно к еврейскому народу:
- Буквальное понимание как фактического предпочтения евреев Богом перед другими народами.
- Восприятие богоизбранности как особой миссии евреев перед человечеством, например нести монотеистическую веру.
- Отрицание реальности избранности евреев в современном мире, где идея a priori превосходства одних людей над другими неприемлема.
Первый подход часто ассоциируется с идеями расового или религиозного превосходства иудаизма. Второй подход рассматривает избранность как "ношу" особой ответственности. Третий подход отрицает саму постановку вопроса в контексте современности.
Претензии христианства на статус нового избранного народа
Христианская церковь в средние века фактически присвоила себе статус "нового Израиля", лишив тем самым евреев особого положения в глазах Бога:
Некогда не народ, а ныне народ Божий
Так, апостол Павел писал о Церкви, имея в виду, что миссия Израиля перешла теперь к христианам. В связи с этим евреев стали обвинять в теологических грехах - богоубийстве (распятии Христа) и отверженности Богом.
В современном христианском богословии идут дискуссии о переосмыслении доктрины замены Израиля Церковью и реабилитации особого положения еврейского народа в Божественном замысле.
Однако среди некоторых радикальных групп по-прежнему бытуют идеи о том, что евреи "богоубийцы" и "проклятый народ".
Как евреи сами относятся к идее избранности?
почему евреи считают себя избранным народом - для многих евреев эта идея амбивалентна. С одной стороны, она вселяет чувство гордости и идентичности. Но с другой стороны, вызывает обиду и неприятие со стороны других народов, особенно на фоне многочисленных гонений на протяжении истории.
Поэтому многие евреи стараются дистанцироваться от идеи собственного превосходства или особых привилегий. Они подчеркивают скорее ответственность и "ношу" избранничества, нежели его преимущества.
В то же время евреи не отрицают наличие особых отношений со Всевышним и осознание своей исторической миссии. Но эта миссия понимается не как господство над другими народами, а как служение Богу и человечеству.
В чем проявляется избранность евреев в истории и современности?
Несмотря на малочисленность евреев (около 0,2% от мирового населения), их вклад в мировую историю, науку и культуру трудно переоценить. Достаточно вспомнить такие имена, как Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Марк Шагал, Борис Пастернак и десятки других выдающихся евреев-лауреатов Нобелевской премии.
Евреи сыграли значительную роль в становлении монотеистических религий (иудаизма, христианства, ислама), оказав тем самым колоссальное влияние на духовно-нравственное развитие человечества.
Среди основателей крупнейших транснациональных корпораций немало этнических евреев. Например, Майкл Делл, Сергей Брин, Ларри Пейдж, Марк Цукерберг и др. Евреи традиционно преуспевают в сфере финансов, юриспруденции, шоу-бизнеса.
Уникальная способность сохранять свою идентичность в условиях рассеяния по миру на протяжении двух тысяч лет - еще одно свидетельство избранности еврейского народа, по мнению некоторых исследователей.
Создание еврейского государства Израиль, его выживание и успех в окружении враждебных соседей в современных геополитических условиях тоже иногда интерпретируется как проявление Божественного Провидения по отношению к еврейскому народу.
Мнения видных мыслителей об избранности евреев
Идея богоизбранности еврейского народа находила отклик у многих выдающихся мыслителей в разные эпохи. Достоевский, например, был убежден, что у евреев есть особая миссия в истории человечества:
У еврейского народа высочайшее предназначение в человечестве, ибо в нем заключена идея единобожия и идея победы над миром единого Бога.
Философ Ницше так объяснял феномен еврейской избранности:
Евреи являют собой пример выдающейся жизнеспособности, которая сохраняется благодаря строгому следованию моральным законам.
По мнению Жан-Поля Сартра, богоизбранность породила у евреев чрезмерное честолюбие и эгоизм:
Еврей от природы честолюбив... он считает себя лучше других, потому что он еврей.
Восприятие еврейской избранности в других религиях и культурах
Христианство изначально благожелательно относилось к идее избранности евреев, поскольку Сам Иисус Христос был евреем, как и все апостолы. Однако со временем церковь стала рассматривать себя как "новый Израиль", что привело к негативному восприятию традиционной еврейской идентичности.
В исламе избранность евреев ("Бани Исраил") признается в силу того, что мусульмане почитают пророка Моисея и других ветхозаветных персонажей. Вместе с тем мусульманское богословие не приемлет идею какого-либо этнического или религиозного превосходства евреев.
Почему индуисты или буддисты относятся к еврейской избранности в целом безразлично, рассматривая ее как внутреннее дело иудаизма?
Евреи в анекдотах и стереотипах
В антисемитских анекдотах и стереотипах тема избранности евреев подается в карикатурном или циничном ключе. Например:
- Сара жалуется Ривке: "Наш Мойша совсем обленился. Целыми днями лежит на диване и твердит: "Я - избранный, я - избранный..." А Ривка ей отвечает: "Послушай, ты не переживай. Мой Яша точно такой же!"
- Рабинович спрашивает у знакомого: "Слушай, почему евреи такие умные?" Тот задумался, потом говорит: "Наверное, почему мы избранный народ!"
Такого рода анекдоты высмеивают еврейскую гордыню и самоуверенность, якобы вытекающие из чувства собственной исключительности.
Почему евреи считают себя избранным народом - альтернативные взгляды
Хотя иудаизм утверждает уникальность избранности еврейского народа, существуют и другие взгляды - например, о призвании славян или особой роли России в мировой истории.
Некоторые мыслители высказывали предположения, что вместо "отвергнутого" Израиля на роль нового богоизбранного народа могут претендовать христиане-протестанты Anglo-Saxons или тевтонские народы во главе с Германией.
Однако большинство богословов полагают, что попытки "передать эстафету" богоизбранности несостоятельны - прерогатива "избранничества" по-прежнему остается за потомками Авраама, Исаака и Иакова согласно завету, заключенному между Богом и праотцами еврейского народа.
Еврейская избранность в интерпретации хасидизма
Согласно учению хасидизма, одного из мистических течений в иудаизме, каждая еврейская душа обладает частицей Бога, что и делает евреев в глазах Всевышнего особенным народом. Хасиды трактуют богоизбранность буквально как избрание каждого отдельного еврея.
Когда Творец избрал народ Израиля, Он избрал каждую отдельную еврейскую душу и заключил союз напрямую с ней.
Также согласно Каббале, евреи обладают особой душой, которая позволяет им постичь высшие духовные истины. Эзотерическое учение иудаизма придает мистический смысл избранности как связи с высшими мирами.
Избранность евреев в условиях глобализации и "постмодерна"
В эпоху стирания границ и смешения культур традиционные религиозные доктрины, включая идею богоизбранности одного этноса, все чаще подвергаются пересмотру и критике как устаревшие.
С одной стороны, в условиях глобализации происходит размывание еврейской идентичности, ассимиляция и смешанные браки, что ставит под вопрос само понятие "еврейства".
С другой стороны, постмодернистская "игра в бисер" с идентичностями открыла простор для новых интерпретаций избранности - например, о "внутреннем", духовном еврействе за пределами этнической или религиозной принадлежности.
Избранный народ или "обычные" люди
Несмотря на возвышенные религиозные представления об избранности, в повседневной жизни большинство евреев ведут себя как самые обычные люди - работают, любят, воспитывают детей, радуются и печалятся.
С одной стороны, сознание своей исключительности придает им силы и уверенности. Но с другой стороны, оно же порой порождает комплекс вины за несовершенство и неспособность соответствовать высокому предназначению.
Поэтому многие рядовые евреи предпочитают абстрагироваться от возвышенных идей о богоизбранности и просто жить, наслаждаясь данной им жизнью и оставляя решение метафизических вопросов богословам.
Избранность как проклятье или дар
Одни евреи воспринимают свою избранность как благословение и высокую честь. Для других это скорее проклятье, которое на протяжении истории обрекало их предков на страдания, гонения и лишения.
Но есть и третий, диалектический взгляд - что избранность одновременно является и благословением (выдающиеся способности, гениальность), и проклятием (зависть и ненависть окружающих). И еврей с этой ношей приходится как-то сосуществовать.
Реформистский взгляд на избранность евреев
В отличие от ортодоксального иудаизма, реформистское течение отрицает идею национального избранничества евреев. Реформисты считают, что современные евреи несут моральную ответственность за свои поступки, а не являются избранным народом только в силу происхождения.
Мы не верим, ни буквально, ни символически, в то, что один народ может быть возвышен над другим или более близок к Богу на основании рождения.
Таким образом, реформистыый иудаизм пытается отказаться от идеи привилегированного положения евреев в пользу универсалистской этики и принципа равенства всех людей.
Избранный народ без территории и государства
Уникальность положения евреев как "избранного народа" еще и в том, что на протяжении почти двух тысячелетий они были лишены собственной территории и государства, жили в рассеянии среди других народов.
Согласно Торе, земля Израиля была обещана Богом евреям как "земля обетованная". Однако после потери независимости в I веке евреи оказались без своего удела вплоть до образования государства Израиль в 1948 году.
Этот исторический феномен - существование этноса, лишенного "почвы", но сохранившего идентичность, - тоже может рассматриваться как свидетельство в пользу особого статуса еврейского народа.
Изменит ли глобализация представления об избранности
Процессы глобализации, интеграции культур и размывания границ этносов ставят под вопрос традиционные религиозные доктрины, базирующиеся на разделении на "своих" и "чужих".
С одной стороны, идентичность евреев размывается ассимиляцией и смешанными браками. С другой стороны, миграции и смешение культур делают вопросы избранности все менее актуальными в современном мире.
Однако сторонники "постмодернизма" полагают, что эти процессы открывают новые возможности "игры" с идентичностями, не ограниченными этническими и религиозными рамками традиционных культур.
Избранность vs универсализм: возможен ли синтез
Представление об избранности одного народа или религии на первый взгляд противоречит универсалистским гуманистическим ценностям о равенстве всех людей независимо от их происхождения.
С другой стороны, избранный народ в иудаизме изначально мыслился не как возвышающийся над другими, а как слуга, призванный нести остальному человечеству веру в Единого Бога и моральные заповеди.
Таким образом, при определенной интерпретации, идея избранничества может быть совместима с гуманистическим универсализмом - если под ней понимать не привилегии, а ответственность перед всем человечеством.