Рев самолетов американской фирмы Boeing знаком небесам над всеми континентами, морями и океанами. К сожалению, этот звук не всегда мирный, один из крупнейших в мире авиапроизводителей долгое время специализировался на выпуске стратегических бомбардировщиков, но этот рассказ не о них, а о пассажирском лайнере «Боинг-767».
Самолеты данной серии начали эксплуатироваться на внутренних и международных линиях с начала восьмидесятых годов ХХ века. Всего 767-х было произведено свыше тысячи, для авиационной промышленности любой страны это довольно серьезная цифра. В чем секрет такого успеха?
Боинг-767 - первый массово выпускаемый двухдвигательный самолет, способный без посадки преодолевать расстояния в пять тысяч миль и более. До него такая задача была посильной лишь для четырехмоторных машин. Сам по себе этот факт мало о чем говорит, ведь пассажиру, в сущности, все равно, сколько установлено моторов на самолете, который несет его из Парижа, скажем, в Катманду. Но это лишь на первый взгляд. Два даже более мощных мотора весят меньше, чем четыре, а значит, и весь самолет становится легче. Можно взять больше пассажиров и залить больший объем керосина в баки. Расход горючего снижается, полет обходится дешевле. Такая вот зависимость.
Самолет имеет широкий фюзеляж, что увеличивает его вместимость и улучшает условия в полете.
767-я серия занимает среднее положение между 757-й и 737-й сериями самолетов фирмы Боинг, то есть имеет размеры, нужные для авиалиний умеренной степени загруженности.
После Боинга-767 схему широкофюзеляжного моноплана с низкорасположенным крылом и двумя мотогондолами под ним стали использовать и другие фирмы-производители, Эйрбас, Туполев, Сухой. Их самолеты не хуже, а возможно, даже и превосходят Боинги по своим характеристикам, ведь прогресс продолжается, но то, что 767-я серия после стольких лет выпуска в строю и продолжает успешно конкурировать с более молодыми производителями, говорит о многом.
Кстати, о характеристиках. Боинг-767 летит со скоростью 850 км/ч на расстояние до 12 тысяч километров с 270 пассажирами двух классов и их багажом на борту. Машина очень надежная, за время эксплуатации потеряно только пятнадцать самолетов с минимальным количеством жертв, и в подавляющем большинстве этих инцидентов виновата не техника, а неправильные действия зкипажа или злой умысел. Так, во время терактов 11 сентября злоумышленниками были использованы лайнеры именно этого типа.Известен случай, когда 767-й с неработающими двигателями пролетел свыше сотни километров и успешно приземлился, получив небольшие повреждения, после устранения которых вернулся в строй.
Российские авиакомпании широко применяют Боинг-767. Аэрофлот эксплуатируют одиннадцать машин, «Трансаэро» - пять, есть они в самолетном парке «Красноярских авиалиний», «России» и других отечественных воздушных перевозчиков. При этом ни один из самолетов этого типа в нашей стране не разбился.
Российские пассажиры оценили удобство полета на Боинг-767. Схема салона стала классической, три кресла в среднем ряду и по два с каждой стороны, таким образом, из каждых семи мест четыре имеют прямой доступ к проходу.
Такой самолет есть даже у Романа Абрамовича, по желанию владельца он выкрашен в бело-серо-стальные цвета.