С чем обычно ассоциируется Париж у большинства туристов и просто интересующихся людей? Безусловно, с известной на весь мир башней Эйфеля, которая уже несколько веков притягивает к себе любопытных и поражает сведущих. История башни интересна и необычна, как история любого известного шедевра мировой культуры.
В 1889 году должна была состояться выставка достижений промышленности. Городом проведения был избран Париж. Выставка проводилась в двенадцатый раз и снова посвящалась открытиям в области науки и техники. Париж как гостеприимный хозяин, по мнению парижан, должен был представить миру самое удивительное достижение.
По всей Франции был объявлен конкурс проектов, один из которых должен был стать не только визитной карточкой города, но и символом самой выставки. Лучшие архитекторы страны представили на суд высокого жюри свои эскизы. После длительных обсуждений предпочтение было отдано идее Гюстава Эйфеля, уже тогда знаменитого архитектора Франции. Он предложил возвести в самом центре столицы огромную металлоконструкцию, собранную из отдельных пирамидальных элементов, выложенных в форме башни, и установленную на мощный фундамент. Проект слишком амбициозный не только для 19 века. После окончания строительства высота Эйфелевой башни должна была составить более 300 метров.
Строительство башни было грандиозным событием, не имеющим аналогов. Сразу определились сложности. Прежде всего это способность башни выдерживать ежедневные ветровые нагрузки, устойчивость фундамента, структура грунта, сборка элементов и подъем их на высоту – все то, что ранее не делалось, и опыта в таких операциях не было не только у строителей, но и самих инженеров. Кроме того, практически сразу же после утверждения проекта посыпались негодующие отзывы парижан, которые считали, что столь некрасивую конструкцию, выполненную из одного металла, нельзя объединять с историческими достопримечательностями столицы. Несмотря на протесты, работы начались.
Строительство башни началось в январе 1887 года. Местом для возведения конструкции был избран левый берег Сены. Самым сложным элементом конструкции оказался фундамент. На его подготовку и возведение понадобилось полтора года, в то время как сама конструкция была собрана практически за восемь месяцев. Через два с небольшим года башня Эйфелева предстала перед взорами парижан и гостей города.
Высота Эйфелевой башни составила более трехсот метров, что в два раза больше мировых рекордсменов того времени, знаменитой пирамиды Хеопса, Ульмского собора и собора в Кельне. Эйфель сумел с точностью до мелочей просчитать каждый этап строительства, продумать в деталях реализацию каждого процесса. Впервые в строительной практике во внимание перед закладкой фундамента были приняты свойства грунта и его пластов, для чего проведены научные исследования. Основание строилось по новейшим технологиям с применением сжатого воздуха. Положение башни приходилось постоянно регулировать, для этого были установлены домкраты каждый с подъемной силой в 800 тонн.
Нововведением была высота Эйфелевой башни. Поскольку ранее конструкции таких размеров не производились, необходимо было решить вопрос с подъемом и креплением элементов. Эйфелевская башня по замыслу архитектора предполагала наличие трех этажей. Высота первого этажа равнялась 58 метрам - задача несложная при наличии специальных кранов и лебедок. Трудности могли возникнуть с возведением второго этажа, ведь он устанавливался на уровне 116 метров над землей. Специально для этих целей инженером были разработаны спецкраны, способные работать на высотах. Краны поднимали по рельсам вверх специальные платформы.
Третий этаж – пирамида в 180 метров высотой и 16 метров в диаметре, которую собирали на месте. Учитывая, что высота Эйфелевой башни на этом участке больше 120 метров, сделать это было технически сложно. Специально для этих целей были применены монтажные люльки, в которых располагались рабочие.
Удивительно, но проект был настолько детально продуман Эйфелем, что ни разу не подвергался доработке. В расчетах было учтено все, включая максимально возможную нагрузку, которую может выдержать конструкция. Все детали конструкции вытачивались на собственном заводе инженера и были сделаны с точностью до миллиметра.
Официальным днем открытия башни считается 31 марта 1889. Она стала настоящим шедевром. Возможность подниматься вверх и смотреть на город сделала ее удачным коммерческим проектом не только 19 века, но и наших дней, а имя создателя навсегда увековечено в хрониках истории.