Сметно-бюджетное финансирование: суть и особенности

Сметно-бюджетное финансирование - насколько это понятно рядовому гражданину? А между тем, это один из ключевых механизмов распределения государственных средств. Давайте разберемся в сути этого процесса и его особенностях, чтобы лучше понимать, на что идут наши налоги.

Определение и сущность сметно-бюджетного финансирования

Сметно-бюджетное финансирование - это порядок выделения средств из бюджетов и государственных внебюджетных фондов бюджетным учреждениям на основе их смет. Проще говоря, это механизм, при котором школы, больницы, министерства и другие некоммерческие государственные организации получают финансирование из бюджета страны для покрытия своих расходов.

Работает это так:

  • Бюджетное учреждение составляет подробный финансовый план своих расходов на год - так называемую смету
  • Смета утверждается и включается в общий бюджет страны
  • После утверждения бюджета учреждение получает запланированное финансирование для покрытия своих расходов

Объекты сметно-бюджетного финансирования

В системе сметно-бюджетного финансирования находятся следующие основные объекты:

  • Государственные и муниципальные организации образования - школы, колледжи, институты
  • Учреждения здравоохранения и физической культуры - больницы, поликлиники, спортивные комплексы
  • Организации культуры - музеи, библиотеки, театры
  • Органы государственной власти и местного самоуправления
  • Правоохранительные органы - полиция, суды
  • Органы национальной обороны - армия, флот, космические войска

То есть это в основном бюджетные организации социальной сферы, а также госаппарат. Например, на сметном финансировании находятся такие крупные объекты как МГУ им. Ломоносова или Российская Государственная Библиотека.

Виды смет при сметно-бюджетном финансировании

При сметно-бюджетном финансировании используются следующие основные виды смет:

  • Индивидуальная смета - составляется каждым бюджетным учреждением и содержит только его собственные расходы
  • Смета расходов на централизованные мероприятия - формируется министерствами и ведомствами на проведение мероприятий общего характера
  • Сводная смета - объединяет индивидуальные сметы подчиненных организаций и сметы на централизованные расходы

Например, Минздрав РФ формирует сводную смету, куда входят индивидуальные сметы всех подведомственных больниц и поликлиник, а также отдельная смета расходов министерства на различные централизованные мероприятия: конференции, повышение квалификации медработников и т.п.

Женщина думает о документе

Нормативы расходов при сметно-бюджетном финансировании

При составлении смет бюджетные учреждения опираются на установленные государством нормативы расходов - размеры допустимых затрат на единицу услуг. Различают следующие виды нормативов:

  1. Обязательные и необязательные
  2. Материальные и денежные
  3. Индивидуальные и комбинированные

Обязательные нормативы утверждаются на федеральном уровне и не могут быть изменены, а необязательные устанавливаются самим учреждением. Денежные нормативы отражают стоимость материальных затрат в деньгах.

Например, для школ может быть установлен следующий норматив: расход мела на 1 ученика - 5 пачек в год. А денежный норматив составит уже 5 пачек мела * цена пачки.

Порядок составления сметы расходов бюджетного учреждения

Процесс составления сметы расходов бюджетной организации включает следующие этапы:

  1. Определение необходимых расходов на год
  2. Расчет затрат по статьям в соответствии с нормативами
  3. Согласование проекта сметы с вышестоящей организацией
  4. Утверждение сметы руководителем учреждения

Типичными статьями расходов в смете являются:

  • Заработная плата сотрудников и начисления на нее
  • Коммунальные платежи
  • Расходы на содержание имущества
  • Прочие текущие расходы

Как видно из примеров, смета содержит вполне конкретные и детальные виды предстоящих трат. Это важно для их обоснования и последующего контроля.

Утверждение сметы расходов бюджетного учреждения

Процесс утверждения сметы расходов бюджетной организации тесно связан с общим бюджетным процессом в стране:

  1. Сначала учреждение формирует проект сметы в рамках подготовки проекта бюджета
  2. После утверждения бюджета вышестоящим органом смета расходов официально утверждается в качестве основания для финансирования
  3. Смета утверждается в течение 2 недель после принятия соответствующего бюджета

Таким образом, утвержденная смета становится обязательной к исполнению и служит финансовым планом деятельности учреждения. При необходимости в течение года в смету могут вноситьсяСоме изменения.

Доктор просматривает папку с документами

Исполнение сметы расходов бюджетного учреждения

В процессе исполнения утвержденной сметы расходов учреждение:

  • Расходует выделенные ему бюджетные средства
  • Ведет учет и отчетность по расходованию средств
  • Отчитывается перед вышестоящей и финансовой организацией о реализации сметы

Такой порядок позволяет контролировать целевое использование бюджетных ресурсов.

Особенности планирования расходов на оплату труда в смете

Основную долю расходов в сметах бюджетных учреждений составляют затраты на оплату труда работников со всеми начислениями. Эти расходы рассчитываются в смете на основе:

  • Утвержденного штата учреждения
  • Действующей системы оплаты труда с фиксированными окладами и надбавками
  • Установленного фонда надбавок и премий

Таким образом формируется обоснованный фонд оплаты труда персонала на плановый год.

Планирование доходов бюджетного учреждения в смете

Помимо расходов, смета бюджетной организации может включать и планируемые доходы от:

  • Платных услуг населению
  • Договоров на выполнение работ для других организаций
  • Иных видов разрешенной приносящей доход деятельности

Учет таких доходов необходим для получения полной картины финансовых потоков учреждения.

Достоинства и недостатки сметно-бюджетного финансирования

Сметно-бюджетное финансирование имеет следующие плюсы:

  • Позволяет эффективно планировать расходы бюджета
  • Обеспечивает целевое использование выделяемых средств
  • Упрощает контроль и аудит государственных расходов

Вместе с тем, у этого механизма есть и определенные недостатки:

  • Высокие риски неэффективного расходования средств
  • Затруднена корректировка сметы в связи с изменением ситуации
  • Отсутствие стимулов для бюджетных учреждений по оптимизации затрат и повышению эффективности

Мировой опыт сметно-бюджетного финансирования

В мировой практике сметное финансирование государственных учреждений также широко применяется. Например, в США бюджетные организации составляют запросы на финансирование, которые затем рассматриваются и утверждаются в рамках бюджетного процесса.

При этом в некоторых странах применяются более гибкие подходы, позволяющие корректировать сметы в ходе исполнения бюджета. Это снижает риски неэффективного расходования средств при изменении ситуации.

Тенденции развития сметно-бюджетного финансирования в России

В России в последние годы наметились следующие тенденции в smeta области сметного финансирования:

  • Постепенный переход бюджетных учреждений на госзадание с более гибкими условиями финансирования
  • Внедрение нормативных затрат на оказание госуслуг в расчетах при составлении смет
  • Усиление автономии учреждений при использовании бюджетных средств

Это повышает эффективность сметно-бюджетного механизма, но требует совершенствования контроля расходов.

Рекомендации по оптимизации сметно-бюджетного финансирования

Для повышения эффективности сметно-бюджетного финансирования можно дать следующие рекомендации:

  1. Более широко использовать нормативный подход для обоснования затрат
  2. Внедрить гибкие механизмы корректировки утвержденных смет
  3. Усилить личную ответственность руководителей бюджетных учреждений за результативность использования выделенных средств

Перспективы сметно-бюджетного финансирования

Сметно-бюджетное финансирование зарекомендовало себя как эффективный инструмент для финансового обеспечения значимых государственных задач в социальной и иных сферах.

В перспективе ожидается дальнейшее развитие этого механизма с большей ориентацией на конечные результаты и качество оказания госуслуг. Это позволит повысить отдачу от использования бюджетных средств в интересах всего общества.

Сравнение российского и зарубежного опыта сметно-бюджетного финансирования

Несмотря на общие подходы, российская практика сметного финансирования имеет свои особенности по сравнению с зарубежными странами:

  • Более жесткая регламентация процессов составления, согласования и утверждения смет
  • Меньшая гибкость в корректировке сметы при изменении условий в течение года
  • Выше степень централизации и меньше самостоятельности учреждений в управлении финансами

Это накладывает определенные ограничения, но с другой стороны позволяет жестко контролировать потоки бюджетных средств.

Передовой мировой опыт оптимизации сметно-бюджетного финансирования

Для модернизации отечественной системы целесообразно использовать лучшие мировые практики в этой сфере, в частности:

  • Более широкое использование нормативов и норм
  • Расширение прав бюджетных учреждений по управлению выделенными средствами
  • Внедрение гибких бюджетов с возможностью оперативной корректировки статей
  • Усиление роли внутреннего аудита и контроля в учреждениях

Это позволит повысить результативность сметно-бюджетного механизма у нас в стране.

Преимущества передового зарубежного опыта

Какие конкретные выгоды может дать заимствование передового зарубежного опыта сметного финансирования?

  1. Снижение риска неэффективного использования бюджета при изменении ситуации
  2. Рост качества и доступности государственных услуг за счет большей гибкости учреждений
  3. Ускорение реализации важных проектов благодаря упрощению процедур согласования смет
  4. Повышение финансовой дисциплины в учреждениях

Реформирование системы сметно-бюджетного финансирования с учетом лучшей зарубежной практики - веление времени для нашей страны.

Возможные риски заимствования зарубежного опыта

Вместе с тем, перенимание передовых мировых практик несет и определенные риски:

  • Снижение контроля госрасходов из-за расширения полномочий учреждений
  • Рост злоупотреблений в условиях ослабления жестких регламентов
  • Необходимость реформирования всей системы управления бюджетом

Чтобы минимизировать эти риски, реформа должна быть поэтапной с сохранением эффективных элементов сложившейся у нас системы контроля и надзора.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.