Маркетинг и спортивный менеджмент : ВУЗы, компетенции, карьерные перспективы

Спортивная индустрия в России активно развивается, растет число частных клубов, увеличиваются расходы бюджета на развитие спорта. Появляется потребность в квалифицированных управленцах, способных эффективно продвигать спортсменов и команды, привлекать инвестиции в эту сферу. Что такое спортивный менеджмент? В каких российских вузах можно получить профессию в этой сфере и какие карьерные перспективы она дает?

История и текущее состояние спортивного менеджмента в России

Спортивный менеджмент как профессия зародился в США в середине XX века. В России интерес к этой специальности резко вырос после проведения зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. Тогда потребовались сотни квалифицированных специалистов, способных решать задачи любой сложности - от строительства олимпийских объектов до организации логистики и размещения спортсменов.

На сегодняшний день спрос на специалистов в области спортивного менеджмента довольно высок. При этом конкуренция на рынке труда не столь сильная:

  • всего кандидатов с нужной квалификацией и опытом – около 1000 человек;
  • на одно вакантное место в среднем претендуют 2-3 соискателя.

Динамика также положительная: по прогнозу аналитиков, число вакансий будет увеличиваться в среднем на 12-15% ежегодно как минимум до 2025 года.

Вузы и факультеты спортивного менеджмента

Подготовкой спортивных менеджеров в России занимается целый ряд профильных вузов и факультетов, среди которых:

  1. Российский университет спорта;
  2. Факультет спортивного менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова;
  3. Факультет спортивного менеджмента МГУ им. М.В. Ломоносова.

Спортивный менеджмент подразумевает освоение студентами дисциплин в области экономики, менеджмента, маркетинга, права применительно к спортивной индустрии. К примеру, в помимо профильных предметов, студенты изучают психологию, педагогику, анатомию. Это позволяет лучше понимать потребности и запросы спортсменов.

Конкурс на бюджетные места обычно составляет около 7-8 человек на место. При поступлении абитуриенты сдают ЕГЭ по обществознанию, русскому языку и математике либо иностранному языку.

Компетенции, которые формирует обучение

Обучение на факультете спортивного менеджмента формирует как жесткие, так и мягкие навыки.

К жестким относятся:

  • знание основ юриспруденции и спортивного права;
  • умение составлять бизнес-планы и бюджеты;
  • анализ рынка и конъюнктуры;
  • разработка маркетинговых стратегий.

Мягкие навыки включают:

  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость;
  • лидерство;
  • умение работать в команде.

На занятиях студенты разбирают реальные кейсы из практики менеджмента спортивной организации. Это помогает лучше понять специфику работы, подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

Варианты трудоустройства после получения диплома

С дипломом спортивного менеджера можно устроиться:

  • в спортивные федерации;
  • в рекламные и маркетинговые агентства;
  • в компании, торгующие спорттоварами;
  • открыть свой бизнес.

Прохождение практики во время обучения

Прохождение практики очень важно для будущей карьеры. Она позволяет получить реальный опыт, который ценится работодателями.

Практику можно пройти:

  • в спортивных клубах и федерациях;
  • в рекламных и диджитал-агентствах;
  • в компаниях-производителях спортивных товаров.

Нередки случаи, когда студенты остаются работать в той организации, где проходили стажировку. Это хороший и быстрый способ трудоустройства по специальности.

Дополнительные направления для повышения компетенций

Помимо основного обучения в вузе, можно повысить квалификацию на профильных курсах и тренингах.

Перспективы карьерного роста и заработная плата

На старте карьеры выпускник факультета спортивного менеджмента может рассчитывать на должность:

  • ассистента менеджера;
  • специалиста по маркетингу;
  • менеджера по работе с клиентами.

Зарплаты на таких позициях находятся в диапазоне от 40 до 60 тысяч рублей. Но опытные спортивные менеджеры могут зарабатывать значительно больше.

Типичная карьерная лестница

Рассмотрим возможности карьерного роста на примере спортивного клуба:

  1. ассистент менеджера →
  2. менеджер по маркетингу →
  3. руководитель отдела маркетинга →
  4. коммерческий директор →
  5. генеральный директор.

Менеджмент спортивного соревнования

Отдельное направление для спортивного менеджера - организация и проведение соревнований. В его обязанности входит:

  • планирование бюджета соревнования;
  • аренда спортсооружений;
  • координация работы персонала и волонтеров;
  • привлечение спонсоров и партнеров.

Как устроиться на работу по специальности

Чтобы найти первую работу в сфере спортивного менеджмента, стоит:

  1. Составить резюме с упором на соответствующий опыт и навыки;
  2. Искать вакансии на специализированных порталах;
  3. Хорошо подготовиться к собеседованию.

Перспективы развития профессии спортивного менеджера

Прогнозы развития отрасли

По данным аналитиков, российская спортивная индустрия будет активно расти в ближайшие годы. Это связано с такими факторами:

  • Увеличение государственного финансирования спорта;
  • Рост популярности здорового образа жизни и спорта;
  • Появление новых частных спортивных организаций и лиг.

Все это будет способствовать повышению спроса на профессионалов в области спортивного менеджмента. По разным оценкам, к 2025 году ежегодный прирост вакансий составит от 10 до 15%.

Высокий потенциал заработка

Благодаря активному развитию отрасли, потенциал доходов спортивного менеджера довольно высок. Опытные специалисты могут рассчитывать на зарплату от 100 тыс. рублей и выше.

Особенно хорошие возможности у топ-менеджеров крупных спортивных брендов и организаций. Их годовой доход может исчисляться миллионами рублей.

Перспектива карьерного роста до топ-позиций

Со временем, набравшись опыта в спортивном менеджменте, можно рассчитывать на должность:

  • Коммерческого директора спортивной организации;
  • Члена правления спортивной федерации;
  • Генерального директора частного спортивного клуба.

Требования работодателей

Чтобы претендовать на хорошую позицию в сфере спортивного менеджмента, соискатели должны иметь:

  • Профильное образование (желательно магистратура или MBA);
  • Опыт работы от 1-2 лет;
  • Знание английского языка;
  • Навыки: командная работа, стрессоустойчивость, лидерство.

Большинство вакансий предполагают полную занятость. Готовность работать сверхурочно и по выходным - обязательное условие для многих должностей.

Возможность открыть свой бизнес

Со временем спортивный менеджер может открыть собственное дело - спортивное агентство, рекламное агентство в сфере спорта, магазин спорттоваров и т.д.

Для этого потребуются:

  • Стартовый капитал;
  • Бизнес-план;
  • Знания в области предпринимательства.

Но заниматься собственным бизнесом гораздо интереснее, чем быть наемным сотрудником. И заработки здесь могут быть намного выше.

Комментарии