Маркетинг и спортивный менеджмент : ВУЗы, компетенции, карьерные перспективы
Спортивная индустрия в России активно развивается, растет число частных клубов, увеличиваются расходы бюджета на развитие спорта. Появляется потребность в квалифицированных управленцах, способных эффективно продвигать спортсменов и команды, привлекать инвестиции в эту сферу. Что такое спортивный менеджмент? В каких российских вузах можно получить профессию в этой сфере и какие карьерные перспективы она дает?
История и текущее состояние спортивного менеджмента в России
Спортивный менеджмент как профессия зародился в США в середине XX века. В России интерес к этой специальности резко вырос после проведения зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. Тогда потребовались сотни квалифицированных специалистов, способных решать задачи любой сложности - от строительства олимпийских объектов до организации логистики и размещения спортсменов.
На сегодняшний день спрос на специалистов в области спортивного менеджмента довольно высок. При этом конкуренция на рынке труда не столь сильная:
- всего кандидатов с нужной квалификацией и опытом – около 1000 человек;
- на одно вакантное место в среднем претендуют 2-3 соискателя.
Динамика также положительная: по прогнозу аналитиков, число вакансий будет увеличиваться в среднем на 12-15% ежегодно как минимум до 2025 года.
Вузы и факультеты спортивного менеджмента
Подготовкой спортивных менеджеров в России занимается целый ряд профильных вузов и факультетов, среди которых:
- Российский университет спорта;
- Факультет спортивного менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова;
- Факультет спортивного менеджмента МГУ им. М.В. Ломоносова.
Спортивный менеджмент подразумевает освоение студентами дисциплин в области экономики, менеджмента, маркетинга, права применительно к спортивной индустрии. К примеру, в помимо профильных предметов, студенты изучают психологию, педагогику, анатомию. Это позволяет лучше понимать потребности и запросы спортсменов.
Конкурс на бюджетные места обычно составляет около 7-8 человек на место. При поступлении абитуриенты сдают ЕГЭ по обществознанию, русскому языку и математике либо иностранному языку.
Компетенции, которые формирует обучение
Обучение на факультете спортивного менеджмента формирует как жесткие, так и мягкие навыки.
К жестким относятся:
- знание основ юриспруденции и спортивного права;
- умение составлять бизнес-планы и бюджеты;
- анализ рынка и конъюнктуры;
- разработка маркетинговых стратегий.
Мягкие навыки включают:
- коммуникабельность;
- стрессоустойчивость;
- лидерство;
- умение работать в команде.
На занятиях студенты разбирают реальные кейсы из практики менеджмента спортивной организации. Это помогает лучше понять специфику работы, подготовиться к будущей профессиональной деятельности.
Варианты трудоустройства после получения диплома
С дипломом спортивного менеджера можно устроиться:
- в спортивные федерации;
- в рекламные и маркетинговые агентства;
- в компании, торгующие спорттоварами;
- открыть свой бизнес.
Прохождение практики во время обучения
Прохождение практики очень важно для будущей карьеры. Она позволяет получить реальный опыт, который ценится работодателями.
Практику можно пройти:
- в спортивных клубах и федерациях;
- в рекламных и диджитал-агентствах;
- в компаниях-производителях спортивных товаров.
Нередки случаи, когда студенты остаются работать в той организации, где проходили стажировку. Это хороший и быстрый способ трудоустройства по специальности.
Дополнительные направления для повышения компетенций
Помимо основного обучения в вузе, можно повысить квалификацию на профильных курсах и тренингах.
Перспективы карьерного роста и заработная плата
На старте карьеры выпускник факультета спортивного менеджмента может рассчитывать на должность:
- ассистента менеджера;
- специалиста по маркетингу;
- менеджера по работе с клиентами.
Зарплаты на таких позициях находятся в диапазоне от 40 до 60 тысяч рублей. Но опытные спортивные менеджеры могут зарабатывать значительно больше.
Типичная карьерная лестница
Рассмотрим возможности карьерного роста на примере спортивного клуба:
- ассистент менеджера →
- менеджер по маркетингу →
- руководитель отдела маркетинга →
- коммерческий директор →
- генеральный директор.
Менеджмент спортивного соревнования
Отдельное направление для спортивного менеджера - организация и проведение соревнований. В его обязанности входит:
- планирование бюджета соревнования;
- аренда спортсооружений;
- координация работы персонала и волонтеров;
- привлечение спонсоров и партнеров.
Как устроиться на работу по специальности
Чтобы найти первую работу в сфере спортивного менеджмента, стоит:
- Составить резюме с упором на соответствующий опыт и навыки;
- Искать вакансии на специализированных порталах;
- Хорошо подготовиться к собеседованию.
Перспективы развития профессии спортивного менеджера
Прогнозы развития отрасли
По данным аналитиков, российская спортивная индустрия будет активно расти в ближайшие годы. Это связано с такими факторами:
- Увеличение государственного финансирования спорта;
- Рост популярности здорового образа жизни и спорта;
- Появление новых частных спортивных организаций и лиг.
Все это будет способствовать повышению спроса на профессионалов в области спортивного менеджмента. По разным оценкам, к 2025 году ежегодный прирост вакансий составит от 10 до 15%.
Высокий потенциал заработка
Благодаря активному развитию отрасли, потенциал доходов спортивного менеджера довольно высок. Опытные специалисты могут рассчитывать на зарплату от 100 тыс. рублей и выше.
Особенно хорошие возможности у топ-менеджеров крупных спортивных брендов и организаций. Их годовой доход может исчисляться миллионами рублей.
Перспектива карьерного роста до топ-позиций
Со временем, набравшись опыта в спортивном менеджменте, можно рассчитывать на должность:
- Коммерческого директора спортивной организации;
- Члена правления спортивной федерации;
- Генерального директора частного спортивного клуба.
Требования работодателей
Чтобы претендовать на хорошую позицию в сфере спортивного менеджмента, соискатели должны иметь:
- Профильное образование (желательно магистратура или MBA);
- Опыт работы от 1-2 лет;
- Знание английского языка;
- Навыки: командная работа, стрессоустойчивость, лидерство.
Большинство вакансий предполагают полную занятость. Готовность работать сверхурочно и по выходным - обязательное условие для многих должностей.
Возможность открыть свой бизнес
Со временем спортивный менеджер может открыть собственное дело - спортивное агентство, рекламное агентство в сфере спорта, магазин спорттоваров и т.д.
Для этого потребуются:
- Стартовый капитал;
- Бизнес-план;
- Знания в области предпринимательства.
Но заниматься собственным бизнесом гораздо интереснее, чем быть наемным сотрудником. И заработки здесь могут быть намного выше.