Учетная политика предприятия: теоретический аспект

За долгий период существования и развития экономической теории созданы и апробированы теории, в которых обоснованы самые разные источники извлечения прибыли и в соответствии, с которыми строится учетная политика предприятия. Как правило, эти теории принято классифицировать на объективные, в которых эта политика рассматривается как производная от источников прибыли, опосредованными конкурентным равновесием, и субъективные, где учетная политика формируется под влиянием способа получения прибыли, формируемой благодаря предпринимательскому таланту бизнесмена. Основоположниками теорий первой группы являлись А. Смит, К. Маркс, Дж. С. Милль и другие сторонники классической теории получения прибыли. Они объясняли возможность получения прибыли исключительно как внешнезависимое явление, обусловленное дисбалансами, возникающими в результате конкурентной борьбы.

Учетная политика, предприятия или учреждения, проводимая исходя из понимания источника прибыли как результата проявления личностных качеств предпринимателя, получила обоснование, прежде всего, в работах Ж.-Б. Сэйя и Й. А. Шумпетера.

Проблема достижения наилучших результатов финансовой деятельности компании является главной для любого коммерческого учреждения, а учетная политика предприятия, способствующая получению такого результата, фиксирует в денежной форме итог всей бизнес-деятельности.

Учет финансовых результатов предприятия, как слагаемое всего финансового результата, фиксирует увеличение или уменьшение стоимости основных фондов предприятия, капитала, который формируется за какой-либо период в процессе функционирования бизнеса.

Учетная политика предприятия отражает процессы динамики прибыльности бизнеса, степень достижения им поставленных целей, характер и эффективность внедрения инноваций.

Как правило, в бухгалтерском учете, учет финансовых результатов предприятия в совокупности всех показателей, включая учет денежных средств,  производится на основе подсчета расходов и доходов и сведения их в единый отчет за определенный период хозяйственной деятельности. Ключевыми показателями финансовых результатов здесь выступают прибыль предприятия или компании и убыток.

Под убытком понимаются финансовые потери, сокращение всех материально-финансовых ресурсов, возникающих при превышении показателей расходов над доходами. Прибыль же понимается как показатель, отражающий превышение доходов компании на расходами. Источниками такого превышения могут служить успешная реализация произведенных товаров или услуг, грамотная маркетинговая политика, особенности конъюнктурного состояния рынка. Получение прибыли при этом является основным финансовым результатом для любого бизнеса, для чего и организуется учет на предприятии. В конечном итоге, прибыль характеризует рентабельность, которая в свою очередь, определяет эффективность бизнес-деятельности в целом.

На практике применяется несколько достаточно эффективных стратегий, позволяющих существенно улучшить финансовые результаты деятельности компании. Особенно эффективными эти стратегии показали себя в отраслях, где работа компании нацелена на конечного потребителя, то есть там, где важнейшими показателями выступают объемы производства товаров и услуг.

Такими стратегиями являются:

  • Сокращение себестоимости выпускаемой продукции за счет уменьшения производственных издержек;
  • Внедрение инноваций и передовых технологий в производство;
  • Повышение качества выпускаемого ассортимента и его оптимизация;
  • Совершенствование и оптимизация производственной и непроизводственной структуры компании;
  • Активная маркетинговая политика и использование для получения прибыли дополнительных источников;
  • Оптимизация, автоматизация и применение современных технологий в сфере бухгалтерского учета.

Вследствие того, что в рыночной экономике эффективность бизнеса отражается в финансовых результатах, учет денежных средств на предприятии, является основой для эффективного функционирования предприятия на рынке.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.