Многие современные экономисты и предприниматели часто задаются вопросами касательно такого понятия, как эффективность бизнеса. Тема достаточно непростая в связи с её спецификой. Очень важно дать определение самому понятию эффективности. Если выражаться простым языком, то речь пойдёт о качественном либо положительном результате в процессе какой-либо деятельности. Отчасти данное утверждение справедливо.
Однако такие вопросы требуют более глубоких исследований темы, ведь оценка эффективности бизнеса должна включать в себя не только словесное описание деятельности, но и различные общепринятые экономические и математические формулы. Всё же попробуем разобраться.
Эффективность
Экономический смысл данного термина охарактеризуется как отношение затраченных средств к достигнутому результату. Иными словами, это результат, деленный на затраты.
Попробуем привести пример: предприятие занимается обработкой металлических изделий. Было обработано 100 деталей. Конечная стоимость одной детали - 2 рубля. Стоимость одной детали с учетом процесса обработки - 1 рубль. Получается, что эффективность данного производства будет равняться 1.
Это самый тривиальный из примеров. Дело в том, что в современном бизнесе под эффективностью не только и не всегда понимаются показатели.
Это может быть и число продаж, и рентабельность, и даже количество выпущенной продукции. Подобная оценка требует достаточно узкого подхода.
Каждая отрасль может иметь свои собственные показатели эффективности бизнеса, что практически не позволяет дать конкретное определение этому понятию.
Если вновь вернуться к примерам и взять IT-компанию, то её эффективность смело можно оценить по охвату аудитории или по количеству пользователей. Если рассматривать маркетинговое агентство, то здесь показателей может быть несколько, например, охват аудитории, результативность мероприятий.
Есть мнение, что эффективность бизнеса - это его стабильное и отлаженное функционирование без каких-либо проблем.
Оценка
При оценке бизнеса используется огромное количество качественных и количественных показателей. Можно оценивать предприятие как отдельный производственно-имущественный комплекс, не включая в его стоимость сами бизнес-процессы. Иными словами, рассматривается имущество в буквальном смысле. Другие методы оценки бизнеса предполагают включать в стоимость предприятия оборотный капитал, выручку, чистую прибыль, потенциал для развития и многие другие аспекты, которые зачастую игнорируются.
Более полноценно оценить эффективность бизнеса способны профессиональные консультанты, например, таких фирм, как KPMG или Deloitte. Они способны проанализировать даже самый экзотический показатель и помочь владельцу бизнеса принять правильное решение.
Способы повышения эффективности
Любое предприятие имеет свой жизненный цикл, и очень важно вовремя определить этап, на котором фирма находится. Если брать в расчёт классификацию жизненных циклов бизнеса по Адизесу (выхаживание, юность, активная деятельность, стабильность, старение, бюрократия и в конечном итоге смерть), то очень важно вовремя определить тот этап, на котором находится предприятие. Дальнейшие способы повышения эффективности будут зависеть от слаженного действия персонала и руководителя. Очень важно вовремя преодолеть кризис либо не допустить его появления.
Другие классические способы для повышения эффективности бизнеса будут включать достаточно простые вещи наподобие удешевления продукции, работы над качеством продукта, оптимизации издержек.
Большое внимание стоит уделить вашим партнерам и поставщикам. Кроме того, внедрение логистических структур в бизнес также скажется положительно на его эффективности.
Анализ
Обычно данный раздел включает в себя описание деятельности предприятия в своей отрасли. Анализ эффективности бизнеса требует уделить много внимания таким данным, как объем рынка и доля продукции в нем. Кроме того, часто анализируется уровень спроса на товар, выпускаемый предприятием. Сюда же можно включить количество работников, оборудование и другие производственные факторы.
Если деятельность связана с оказанием услуг, то сравниваются аналогичные предприятия, доступность, ценовые факторы.
Кроме того, оценка эффективности бизнеса может включать в себя аудит бухгалтерского и управленческого учёта и других показателей.
Простые методы для малого бизнеса
Что касается малого бизнеса, то здесь не следует изобретать велосипед. Не придумывайте себе лишние сложности. Если вам не требуется банковский кредит, а дела идут сравнительно неплохо, то лучше не тратить время на различные дисконтированные нормы доходности и прочие достаточно сложные методы, которые неуместны для того, чтобы определить эффективность малого бизнеса за счёт своей громоздкости и трудности.
В таких случаях лучше воспользоваться классическими показателями, такими, как, например, рентабельность или соотношение собственных и оборотных средств.
Для определения того, как у вас идут дела, лучше провести SWOT-анализ. Аббревиатура скрывает в себе такие слова: "сильные стороны", "слабые стороны", "возможности" и "угрозы". Достаточно разделить доску или лист на четыре графы и выписать по три примера для каждого пункта, которые так или иначе связаны с вашем делом. Возможно, вы откроете для себя какие-то детали или узнаете об очевидных проблемах, на которые не хватало времени, а новая полезная информация и повышение эффективности бизнеса - это практически синонимы.
Оценка проекта
Если затрагивать тему экономической целесообразности какого-либо проекта, то применяется большое число формул и технико-экономическое обоснование к ним. Подобный подход применяется при рассмотрении эффективности бизнес-плана.
К примеру, прежде чем приступить к какому-нибудь проекту, очень часто оценивают экономический эффект. Даже если это не коммерческая деятельность, результат в конечном итоге должен перекрывать затраты и быть положительным. Иначе такой проект будет нецелесообразен.
Основным показателем оценки проектов является дисконтированная стоимость денежных ресурсов, то есть будущая стоимость инвестиций с учётом такого фактора, как инфляция. Данная формула именуется NVP, она достаточно сложна для восприятия, поэтому её лучше изучать по учебнику инвестиционного менеджмента. Кроме того, эффективность бизнес-проекта включает в себя различные показатели окупаемости и прочие экспертные методы.
Бизнес-планирование
Иногда его выделяют в отдельную область. Если вы решили развивать свое дело, вам потребуется такой документ, как бизнес-план.
Ввиду отсутствия жестко закрепленной формы далее будет приведён лишь ряд рекомендаций, ведь эффективность бизнес-плана зависит во многом от его грамотного заполнения.
Во многом он схож с технико-экономическим обоснованием. Как правило, в бизнес-плане описывается сущность планируемого дела, его цели и задачи. Также составляется определенный прогноз по вашему виду деятельности, будь то сфера торговли, услуг, работы. В последнем случае может потребоваться вступление в СРО. Это такая саморегулируемая организация, в нее вступают нотариусы, юристы и инженеры. Для многих строительных работ членство в такой организации - обязанность фирмы.
Кроме того, в вашем бизнес-плане должны быть прописаны сроки окупаемости, различные сценарии и перспективы развиваемой идеи.
Управление эффективностью
Говоря о подобных моделях, часто подразумеваются иностранные методики, связанные с тайм-менеджментом и постановкой целей. Кроме того, данная область переплетается со стратегическим планированием. Именуется это следующим образом: система управления эффективностью. В целом это классические приемы менеджмента, такие как управление временем, общие собрания, а также постановка целей с помощью SMART-критериев. Как вы уже догадались, каждая буква обозначает иностранное слово, которое имеет отношение к постановке цели. А именно: specific - особый (полезный для организации); measurable - измеримый (в цифрах, например, 5 штук или 10 дней); achievable - (возможный, осуществимый физически); relevant - (актуальный); time-based (чёткие временные рамки).
В целом методика SMART-критериев проявляет себя в качестве достаточно полезной как для сотрудников, так и для компаний. Она применяется в различных учебных заведениях, крупных корпорациях, а иногда и в малом бизнесе. За счёт своей простоты позволяет улучшить управление эффективностью бизнеса.
Есть и другие методики. Например, декомпозиция. Непонятное слово может немного напугать читателя, однако не всё так сложно. Суть этого процесса - в разбиении различных бизнес-задач на более мелкие составляющие, вплоть до уровня рядовых работников. Получается, что разбивается вся система управления, все её ветви сверху вниз, затрагивается то, что имеет отношение к поставленной цели. Иногда декомпозиция помогает разрешить даже самую затянувшуюся проблему.
Показатели
Нет каких-либо универсальных или единых показателей для того, чтобы точно оценить эффективность бизнеса. Предприятия создают подобные показатели самостоятельно. Они называются KPI. Это аббревиатура на английском языке, которая переводится и расшифровывается как "ключевые показатели эффективности".
KPI должны включать в себя все основные аспекты конкретного вида деятельности, например, это может быть количество выполненных заказов.
Опять же, ключевые показатели эффективности бизнес-процессов - это совершенно индивидуальные для каждого вида деятельности данные. Самое главное правило: чтобы они были количественно измеримыми. К примеру, пять заявок или сто заказов.
Есть также классические KPI, которые используют многие фирмы-гиганты. К ним можно отнести оборотные показатели, объёмы продукции на рынке, NPV (чистая стоимость активов), также рассчитывается эффективность одного работника.
Показателей может быть очень много.
Рекомендации
Эффективность бизнеса - это вовсе не показатели и отчёты. Они, конечно же, играют важнейшую роль в процессе функционирования фирмы. Однако следует помнить, что сначала появляется результат, а потом уже показатель и отчётность. Многие крупные корпорации потерпели поражение из-за того, что топ-менеджмент гнался за ключевыми показателями эффективности, а не занимался реальным развитием фирмы. Любые корпорации - это в первую очередь люди и связи, а уже затем - финансовые отчётности. Безусловно, оборот компании важен, ведь без него не будет функционировать ни одна фирма, но ещё важнее, когда работники занимаются реальными делами.
Начинающим фирмам важно следить за более простыми вещами, такими как бухгалтерский баланс, налоговая отчётность, трудовое законодательство. Очень важно освоиться в деловой среде, прежде чем заниматься повышением эффективности бизнеса в формальном понимании этого выражения. Если ваше дело функционирует, это хорошо. В таком случае нужно развиваться. А вот при наличии кризисов лучше повременить со всякими KPI и решать более важные задачи.
Другие методики
Повышение эффективности бизнеса возможно и без каких-либо трудностей, связанных с различными индексами и формулами. Как было указано выше, простые методы по типу SWOT-анализа способны дать гораздо больше, чем наработка KPI. Кроме того, есть не менее интересные методики, такие как GAP-анализ.
С английского GAP переводится как разрыв. Суть данного метода проста. Берётся текущая ситуация, например, число проданных услуг и аналогичный план на несколько месяцев вперёд. Далее рассматривается тот временной промежуток, отсчёт которого пошёл с момента поставленной цели. Затем менеджеры должны следить за процессом достижения цели, корректировать его и сохранять полученные данные для будущих аналогичных ситуаций.
Другим, не менее эффективным методом будет PEST-анализ. Он показывает политические, экономические, социальные и технические аспекты внешней среды. Данный приём интересен тем, что может открыть новые, незамеченные ранее возможности для роста вашего бизнеса, например, появление технологии, которая удешевит производство, или какой-либо социальный аспект, который повлияет на спрос в отношении ваших товаров. Все эти приемы зачастую позволяют выявить очевидные вещи.
Итоги
Многие руководители часто допускают логическую ошибку, считая, что отчёт о проделанной работе куда важнее самой работы. Однако предприятия производят продукты не за счёт хорошего показателя чистой стоимости активов, а за счёт того, что они выполняют производственную функцию. Покупается сырье, перерабатывается, упаковывается, создаются логистические системы, и в итоге продукт продаётся с наценкой. Вот после этих моментов важно говорить об отчётности, а не искусственно завышать эти показатели эффективности бизнеса. Очень важно делать акцент на функционировании системы, а не на её оценке.
Итак, эффективность бизнеса - это не только результат за минусом затрат, но и десятки вариантов различных формул, показывающих, насколько правильно функционирует организация, её менеджмент, и какие у неё перспективы, например, в конкурентной среде или для роста.
Если вы решили заниматься бизнесом, то ключевую роль нужно отводить не бумажной работе, а именно строительству своего дела. Выбор вида деятельности, поиск поставщиков, анализ целевой аудитории, подбор места под офис и маркетинговые мероприятия - вот что важно.