Проблематика подросткового возраста кажется такой несущественной для взрослых, но самой большой проблемой для самих подростков. Знаменитый русский писатель Иван Тургенев определил главные причины недопонимания между поколениями в романе "Отцы и дети". Юношеский максимализм, желание самореализоваться, жизненные планы - главные новообразования юношеского возраста.
Во сколько лет ребенок становится юношей?
Исследователи в области физиологии и биологии до сих пор не сошлись во мнении, во сколько он начинается. Некоторые деятели науки говорят следующее:
- Для юношей это 17-21 год.
- Для девушек - 16-20 лет.
В этот момент ребенок формируется в личность, с самосознанием, способный к оценке собственных поступков и активно развивающийся физиологически. Все вышесказанное называется периодом взросления.
Западные ученые в области проблематики возрастной морфологии объединяют юношеский и подростковый возраст. В это время молодой человек активно развивается, растет его работоспособность и предпринимаются попытки к самореализации.
Подробнее о периодизации
Ученые так и не сошлись в общем мнении, какое новообразование соответствует раннему юношескому развитию, потому что так и не выделили его периоды. Временные рамки крайне размыты и в разных культурах и учениях дифференцируются отлично от других.
Юношеский период взросления принято рассматривать отлично от подросткового, так как это уже пройденный этап жизни человека. Имеет место и периодизация различных возрастов как зрелость и молодость. И на основе этого психологи выделяют типы личностей, об этом поговорим позже.
В древних культурах, которые сохранились и по сегодняшний день, ранний юношеский возраст наступает в связи с проведением таинственного ритуала. Обыкновенно подростку набивают татуировку или совершают над ним действие публичного характера.
В Средние века рамки юности не были выделены. В то время взросление детей происходило намного быстрее, чем на сегодняшний момент, что связано с низким уровнем и качеством жизни того времени.
С младших лет дети работали в хозяйстве, таким образом они помогали своей семье выживать. Также было принято рожать много детей и вовсе не из-за активной социальной политики по увеличению населения. А с практическим расчетом, ведь чем больше детей, тем больше рабочих рук, и шансы на выживание хоть кого-либо из них резко возрастают.
В Средние века юношей мог называться человек, который не обзавелся женой и проживает один. Социальное развитие юношеского возраста вариативно и имеет несколько верхних границ.
По некоторым данным, период взросления начинается в 11 лет, а заканчивается в 21. А другие исследователи в этой области утверждают, что юность заканчивается в 22 или 23 года. Как несложно заменить, точного мнения по этому поводу нет.
Юность также подразделяется на раннюю (это период обучения в 10-11-м классах) и позднюю, которая начинается после окончания школы и начала обучения в высших учебных заведениях. В исторических рамках юность дифференцируется по разному. Мы взрослеем позже, чем наши предки. Это обусловлено ускоренной акселерацией и долгим обучением в образовательных учреждениях.
Понятие юноши в книге Жан-Жака Руссо
Открытие понятия "юность" относят к Жан-Жаку Руссо, который родился в 1762-м на заре развития индивидуализма. В те годы активно продвигались идеи самосовершенствования, актуализации личности и противоборства против существующих обычаев и порядка вещей.
Новообразования, соответствующие раннему юношескому возрасту того времени, описаны в книге Руссо "Эмиль, или О воспитании". После ее выхода в обществе заговорили о романтизации человека, о важности чувств и эмоций. В ней юность представляется как перерождение личности, возраст накала страстей и необдуманных решений. В общем, все в духе сентиментализма.
Особенности возраста
Физическое развитие отдельного индивида в среднем завершается к 21 году. К этому моменту рост останавливается, половая система больше не терпит реформаций, и перед нами появляется новый член "взрослого" общества.
В психологическом плане новообразование раннего юношеского возраста представляется как практически окончательное развитие личности. Перед этим индивид терпит множество неудобств в виде частой смены настроения и невозможности выбрать для себя единую точку зрения. А также укрепление роли самоопределения и повышение индивидуальности, вплоть до состояния разумного эгоизма.
В этот период активно формируется личность. Создается мировоззрение, появляются цели, задачи и позиция по разным вопросам (общественные, политические, моральные). Если развитию человека ничего не препятствует, то на выходе получается социально зрелая личность.
Во время развития юноши снижается потребность в опеке. Родители больше не выступают в качестве главного авторитета, а также предпринимаются попытки денежной или любой другой независимости.
Предпочтение в групповом общении сменяются стремлением к крепким индивидуальным контактам. Индивид не теряет связь с релевантными для него обществами, однако их количество резко уменьшается, и появляется селективность в выборе круга общения.
Рост и развитие
Физическое и половое созревание индивида делает юность самым интересным и в то же время одним из самых сложных периодов в жизни. Как и было отмечено, вчерашний подросток стремится к независимости во всевозможных областях. Индивид стремится расширить границы сознания и задает себе вопросы познавательного характера:
- «Кто я? Что я?».
- «Чего я стою? Что я могу?».
- «Что мне нравится?».
Человек стремится к осознанию себя как личности, используя социальные роли. В юношеском возрасте индивид воспринимает себя как человека, который взаимодействуют с себе подобными. Начинает формироваться понимание, что каждый выполняет какую-то социальную функцию.
В этот момент он начинает играть определенную роль, которая для него более предпочтительна, также стремительно развивается желание познать собственное тело. Каждая социальная роль накладывает на него круг обязанностей и ответственность.
У человека формируется самооценка, переосмысливаются прошлые ценности и происходит активная проверка ("чего я стою?"). Это выражается в бессмысленной браваде, показной смелости, ранимости, чувствительности и других состояниях.
Незнание, каким ты должен быть, закономерно вызывает эмоциональную нестабильность. Моральные принципы только формируются, а юноша стремится к зрелости и проявляет нетерпеливость в выборе. За это он платится коррелирующей самооценкой, от заниженной и до запредельно завышенной. В один день он может быть веселым и жизнерадостным, а в другой - замкнутым и нелюдимым.
Благоприятные условия для формирования юноши
Ранний юношеский возраст активно развивается в демократических странах, где поощряется индивидуализм, участие в политике и развитии собственной страны. Например, в Соединенных Штатах Америки подростки имеют все необходимые преференции. Проявление инициативности поощряется государством, которое активно формирует благоприятную среду для развития личности и наиболее "мягкого" перехода в эмоциональную зрелость.
В подобных странах к юношам относятся полноправно, и их мнение зачастую учитывается. Подросткам жизненно важно знать, что они пользуются уважением и к ним относятся хорошо. При поручении им важных заданий, таких как планирование или управление, они стараются проявить себя. Таким образом подростки узнают о своих склонностях и оценивают свои достоинства и недостатки.
В СССР жизнь юношей несколько ущемлялась партией, свобода выбора ограничивалась государством. А при попытке выйти за рамки и испытать себя в новом образе, подросток зачастую подвергался грубой критике со стороны родителей и учителей. Это формировало зависимость от общественного мнения, и, соответственно, самооценка индивида коррелировалось от того, что о нем подумают окружающие.
Умелый педагог не приказывает ученику выполнить то или иное действие, а умело подводит его к необходимости его совершения. При этом подросток будет думать, что решение принято им самим. В связи с низкими зарплатами, а это проблема всего СНГ, у учителей пропадает мотивация к новаторству и применению новых методов обучения. А из-за дополнительной письменной нагрузки в виде заполнения ненужных бланков, отчетов, которые никто не читает, мотивация педагога снижается до критической отметки.
Взаимоотношения
Общение в юношеском возрасте сводится к более узкому, чем это было раньше. Если подросток особо не стремился к ограничению общения, то юноша более избирателен в этом плане. Поскольку связь с родителями практически утрачивается, индивид начинает восполнять ее посредством общения с другими.
Психолог М. Е. Литвак выделял три стадии социального взаимодействия:
- Ребенок (инфантильный, безответственный).
- Взрослый (рациональный человек).
- Родитель (нравоучитель, опекун).
В период взросления подросток примеряет на себя различные маски и в общении с младшими предпочитает позицию родителя, отчего отношения с братьями или сестрами ухудшаются.
Несмотря на потребность в независимости, некоторые подростки, которых воспитали авторитарные родители, стараются не покидать их и сохраняют уважение к ним на протяжении всей жизни. Рассматривать это положительно никак нельзя, даже с позиции родителя.
Индивид, который зависит от мнения родителей, остается на позиции ребенка и не стремиться брать на себя ответственность. И в мировой практике существует множество случаев, когда на первый взгляд взрослые люди, которые по определению должны брать на себя ответственность, не могут этого сделать.
Роли в юношеском возрасте могут распределяться неравномерно, что вызвано социальным расслоением общества. И контакты между индивидами из разных групп практически сведены к минимуму. Это не из-за высокой самооценки одного из них, а из-за разницы в мировоззрении, социальном положение и т. п.
Отношения между мужчиной и женщиной
По статистике, в Соединенных Штатах Америки половая жизнь молодых людей начинается до 18 лет. В странах постсоветского пространства в этом возрасте подросток только первый раз пробует возможности своего тела. Хотя тенденции говорят об обратном, поколение, которое родилось в начале XX века, более склонно с ранним сексуальным отношениям.
Это приводит к беременности, заражению опасными половыми заболеваниями и низкой социальной ответственности. Обычно это сексуальные контакты с малознакомыми людьми, при этом подросток находится в состоянии алкогольного опьянения.
Власти США тратят большие средства, чтобы предотвратить распространение ВИЧ-инфекции, задействуя все административные ресурсы. Религиозные адепты также участвуют в пропаганде безопасного секса. На уроках в школах юным американцам рассказывают о контрацептивах, сексуальных игрушках и половом воздержании.
В СНГ дела пока обстоят плачевно, в одном только Санкт-Петербурге количество ВИЧ-инфицированных составляет 1 % от всех жителей города. И с каждым годом их показатель растет. На данный момент лечение ВИЧ невозможно, для поддержания нормальной жизни государство закупает или производит препараты, которые способны сдерживать инфекцию.
И это далеко не все проблемы юношеского возраста в половой сфере. Доступность для одних вызывает зависть у других. И чтобы как-то компенсировать это, индивид прибегает к просмотру откровенных видео. Частый просмотр такого контента вызывает зависимость, а отношение к девушкам меняется с "заинтересованного" на "инертное".
Проблемы в поведении
Исследователи поведенческих проблем у подростков говорят о 20 % негативных вариаций поведения индивида. Что вызвано сильными эмоциональными колебаниями из одной крайности в другую, аскетизмом, уходу от проблем в мир фантазий, отказом от реализации намерений, проблемами с половым развитием или наоборот, активной сексуальной жизнью.
Важной особенностью юношеского возраста является формирование личности, связанное с социализацией. И в зависимости от группы общения, которую выбирает индивид, выстраиваемая им поведенческая модель изменяется, подстраиваясь под интересы объединения подростков.
Эмоциональная нестабильность вытекает из невозможности идентифицировать собственное "Я". Также из-за внешних раздражителей психики подростка в качестве катализатора может выступать недопонимание между родителем и ребенком.
Жизнь большинства подростков однообразна, и она не подвержена частым изменениям. Появление в его зоне внимания нового вызывает неопределенность в действиях и отношение к ситуации, из-за банального незнание того, как поступить.
Самоубийства
Стремительное социальное, политическое и экономическое развитие и увеличения количества преференций для подростков не вызывают всеобщее чувство счастья у молодых людей. По официальной статистике США, количество смертей по собственной воле среди подростков с 1955 по 1985 годы выросло в 3 раза.
В подростковом и юношеском возрасте индивид стремится познать себя, а при неудаче выбирает самый легкий путь избавления от проблем. В 1990-х годах причина смерти "самоубийство" обгоняла несчастные случаи и занимала "почетное" второе место.
И при этом большинство юношей не смогли удачно покончить со своей жизнью и фактически обрекали себя на перманентное хождения к психологам в центры реабилитации. Возникали трудности с поиском работы, наниматели не желали видеть в штате сотрудников с психической неустойчивостью.
По статистике, девушки более склонны к суицидальным мыслям. Однако парни показывают себя эффективней, они в четыре раза чаще совершают самоубийства. Психологи юношеского возраста выделяют три причины, почему подросток желает наложить на себя руки:
- Частые депрессии, вызванные гормональным дисбалансом или индивидуальной слабохарактерностью.
- Проблема отцов и детей, когда родители не принимают эффективных методов воспитания своего чада, а надеются на школу, институт, друзей и т. д.
- Безнадежность в семье.
Какое новообразование соответствует раннему юношескому возрасту?
Первые признаки начала развития начинаются в 10-м и 11-м классах. Личность стремится к познанию себя через осознание других. Претенциозность в отношении к жизни, как правило, снижается. Профессии выбираются более реалистичные, а не фантастические и нереализуемые в данный период времени.
Актуализация личности становится главным приоритетом подростка. Также начинаются поиски смысла жизни, заветной цели, к которой надо стремиться. С более осознанным подходом к себе у индивида возникают потребности в интеллектуальном и социальном развитии.
Но не каждый подросток переживает период взросления, с сопутствующими негативными эмоциями. Их развитие происходит постепенно, и затем они легко интегрируются с окружающей средой. В романе "Обыкновенная история" Ивана Гончарова, главный герой представлял собой типичного романтика, ждущего от всех "искренних излияний". Некоторые подростки не ощущают потребности в столь откровенных действиях, они более рациональны и практичны.
Несмотря на благоприятное протекание юности, у выше описанных индивидов возникает ряд недостатков. Как правило, они не доказывают свою точку зрения и имеют дружественные отношения с родителями и учителями. Это приводит к пассивности личности, малой увлеченности происходящим. Главный показатель успешности для них - это личный авторитет и мнение окружающих.
Их штиль в эмоциональной сфере не способствует личностному развитию. Многие психологи утверждают, что становление личности возможно только через моральные страдания. Избавившись от них, перед обществом предстает совершенно новый человек. Его характеризует творческий подход к делам, гибкость мышления, высокий социальный интеллект и стремление брать на себя ответственность за свою жизнь.
Не обошлось и без третьего варианта становления личности. Новообразованием юношеского возраста в этом случае выступает саморегуляция, которая контролирует эмоциональные процессы. Обычно такой подросток рано определяет свою цель и следует к ней. Он выступает авторитетом среди одногодок, характеризуется как дисциплинированный и уравновешенный. Однако такой тип неспособен расслабиться, палитра его эмоций ограничена.
Отношение к взрослым
Еще одной отличительной особенностью юношеского возраста выступает общение с более мудрыми людьми. Подросток считает, что через диалог со взрослым человеком он получит важную информацию. Такая тенденция активно развивается в старших классах.
Как отмечалось ранее, юноша стремится ограничиться от родителей с целью получения независимости. Однако при взрослении индивид понимает важность родственных контактов. И они выступают на принципиально новом уровне, когда встречаются две личности со сформированными взглядами. Во взрослых юноша видит "эталон", то есть то, кем он хочет быть в будущем.
Хотя отношения со взрослыми выстраиваются дружественно, до фамильярностей они не доходят. Старшее поколение выступает неким хранилищем ценной информации, откуда подростки черпают необходимую информацию. А нерелевантные данные отбрасываются.
Юношеский максимализм
Поиски идеала - это хождение по мукам. Подросток желает видеть в себе несочетаемые качества или имеет абсолютно нереальное представление о других людях. Более успешных он выделяет как абсолют, к которому надо стремиться. При этом он может не обладать необходимыми качествами, и его личностный рост остановится.
Личность юношеского возраста желает все самое лучшее и все, что меньше вызывает у него недоумения. У уверенных в себе людей это выражается в погоне за самой красивой девушкой, лучшей одеждой и т. п. В этот период подростки, как правило, бескомпромиссны по отношению к себе, следуют принципам "все или ничего".
Однако максимализм имеет существенные достоинства. Он выступает стартовой платформой для карьерного роста. Подросток считает, что он может практически все, и с завидным упорством стремится к этому, не отвлекаясь на детали.
Максималисты легко делают карьеру при авторитарных режимах как, например, в Третьем Рейхе или Советском Союзе. Период правления диктаторов Сталина и Гитлера характеризовался бескомпромиссностью и неуступчивостью.
Свою точку зрения юноша считает единственно правильной, в чем его подстегивает максимализм. Он и придает решимости индивиду в полемических спорах с учителями или сверстниками. Переубедить такого человека практически невозможно, но его взгляды со временем претерпевают изменения.
Подобные личности эгоистичны и самонадеянны, а отсутствие жизненного опыта компенсируется "здравыми" рассуждениями о жизни. Такому подростку кажется, что он познал жизнь и никто не вправе учить его. Он сам способен выступать в роли учителя.
С возрастом подросток забывает о своих "верных" убеждениях и все больше понимает, как был неправ. Начинается период попытки осознания себя с переходом к особой форме роста - психологической зрелости.