Ювенильный период развития человека

Мало кто подозревает, что у человека есть свой онтогенез — история собственного развития как индивида. Она берет свое начало от момента оплодотворения материнской яйцеклетки и заканчивается со смертью человека. Основные периоды — детство, юность, зрелость, старость. Особый интерес с точки зрения анатомии, физиологии и психологии представляет так называемый ювенильный период.

Периодизация жизненного цикла человека

Возрастные особенности определяют своеобразные периоды формирования и развития психических и анатомо-физиологических качеств человека.

В онтогенезе человека выделяют такие основные периоды: 1-й — внутриутробный, или пренатальный: от момента зачатия до рождения; 2-й — постнатальный: от рождения до смерти индивида. Каждый из них включает в себя особые, очень важные циклы развития человеческой особи.

ювенильный период развития

Это полная периодизация развития, а частичная включает в себя ту ее часть, которая интересует конкретную науку. Любая из человековедческих дисциплин опирается на научные данные, определяя границы того или иного жизненного цикла индивида. Расхождения объясняются особенностями самого предмета периодизации: в психологии это развитие психических процессов, в педагогике — процесс социализации индивида с учетом стадий его психофизиологического созревания.

Постнатальная стадия развития

Этот большой отрезок жизненного цикла включает в себя:

  1. Ювенильный период развития — до 21 года у женщин, до 22 лет у мужчин, то есть он длится от рождения до полового созревания индивида.
  2. Зрелый — период взрослости, половой зрелости.
  3. Старость — от 55 лет у женщин и от 60 у мужчин.
ювенильный период развития человека

Развитие любого организма индивидуально, поскольку на него влияют и наследственные факторы, и условия существования: качество питания, ухода, особенности природной и воспитательной среды и пр. Поэтому люди, рожденные в одно время, различаются по психофизиологическим показателям. Следовательно, если любые процессы в организмах людей протекают с индивидуальной интенсивностью и длительностью, то биологический возраст человека может существенно не соответствовать календарному.

Фаза роста и созревания

Так можно с полной уверенностью назвать ювенильный период развития человека. Каждый его этап — это формирование и совершенствование психофизиологических качеств, служащих подготовительной ступенькой для возникновения и развития следующих, более сложных:

  • 1-й месяц жизни — период новорожденности: приспособление всех систем организма к новой среде с опорой на врожденные рефлексы;
  • от 1 месяца до года — грудной: интенсивное психофизиологическое развитие. С развитием функций мозга появляется лепетная речь, а затем первые слова, совершенствуются слух, зрение, моторика;
  • 1-3 года — преддошкольный возраст, раннее детство: рост всех систем организма, бурное речевое, психоэмоциональное развитие;
  • 3-6 лет — дошкольный возраст: основной вид деятельности — игра, активное познание окружающего;
  • 6-17 лет - школьный возраст: учеба — главное занятие, активно усваиваются социальные правила и нормы, происходит духовно-нравственное развитие.
ювенильный период

К концу ювенильного периода достигается половая (физиологическая), психологическая и социальная зрелость. Индивид должен обладать самоконтролем и устойчивостью к внешним негативным влияниям, стремлением к самосовершенствованию, готовностью к социальному взаимодействию и ответственности перед обществом за свои поступки.

Особенности и признаки полового созревания

Характеристика ювенильного периода будет неполной, если не уделить внимания такой его важной части, как пубертат. Этим словом обозначается период полового созревания организма. У мальчиков он длится примерно с 10-11 до 16 лет, а у девочек - с 9 до 15-16. Внешние признаки пубертата появляются позже, чем начинается гормональная перестройка организма. При этом возможны существенные индивидуальные колебания у детей обоих полов, что зачастую является предметом их серьезных переживаний при сравнивании себя со сверстниками.

ювенильный и пубертатный периоды

Наиболее типична следующая последовательность проявлений полового созревания.

У мальчиков:

  1. Увеличение размеров яичек и мошонки.
  2. Начало роста волос на лобке.
  3. Удлинение пениса.
  4. Огрубение голоса.
  5. Появление волос в подмышках.
  6. Ночные поллюции в связи с интенсивной выработкой спермы.
  7. Резкое увеличение роста.
  8. Рост размеров предстательной железы.
  9. Пик роста физической силы.

У девочек:

  1. Резкое увеличение темпов роста.
  2. Появление волос на лобке (пушок).
  3. Изменения размеров груди, округление бедер, появление волос в подмышках.
  4. Рост размеров половых органов (матки, влагалища, клитора, половых губ).
  5. Рост и потемнение волос на лобке.
  6. Рост груди, потемнение сосков, волос в подмышках.
  7. Замедление роста тела.
  8. Начало менструаций (менархе).
  9. Завершение формирования груди, роста волос на лобке, в подмышках.
  10. Примерно через год после начала менструаций организм девушки способен к зачатию.

В начале пубертата у части мальчиков могут начать округляться бедра. Или станут видимыми изменения груди: примерно в середине этого периода она может увеличиваться, наблюдается потемнение околососкового кружка. Со временем эти процессы замедляются и исчезают.

Сложности психологического созревания девочек

Ювенильный и пубертатный периоды онтогенеза характеризуются не только физиологическими, но и психологическими проблемами. Гормональная перестройка может вызывать эмоциональную неустойчивость, негативные поведенческие реакции на внешние события.

Девочка в подростковом возрасте, как правило, старается выглядеть и вести себя, как настоящая женщина. Поэтому появление первой менструации — символ пропуска в эту взрослую жизнь. У нее появляется чувство собственной значимости, полноценности, равенства с подругами, у которых это событие уже произошло. Стремление к взрослости может привести к отчуждению девочки от родителей, увеличивает конфликтность с матерью. Она стремится к личностной автономности, хочет быть самостоятельной.

характеристика ювенильного периода

Другие же могут со страхом, брезгливостью воспринять изменения в своем теле, если окружающие (мать, сестры, подруги) собственным отношением формируют у них такое представление об этом естественном физиологическом процессе. Психологический дискомфорт вызывается болью в спине, внизу живота и другими неприятными ощущениями.

Раннее начало полового созревания, внешние изменения (быстрый рост тела, увеличение веса) могут вызвать у одних девочек стресс, чувство стыда, а у других, наоборот, гордости и превосходства над сверстниками. Отсюда — изменения в поведении: замкнутость и раздражительность или же неуправляемость, близкие отношения с мальчиками при психологической незрелости.

Особенности психологического развития мальчиков

Тревожность и состояние неуверенности в себе характерны и для мальчиков в ювенильный и пубертатный периоды, когда появляются первые ночные эякуляции, эротические сны и фантазии, резко увеличивается рост, ломается голос. С одной стороны, это повод для подростковой гордости, а с другой — для стыда и неуверенности: «А все ли со мной в порядке?» Внезапные, неуправляемые эрекции могут привести к замкнутости, стремлению избегать ситуаций, когда подросток оказывается на виду у других людей (выступления перед аудиторией, вечеринки, встречи).

По сравнению с поздно созревающими рано созревающие мальчики, как правило, более развиты физически, увереннее чувствуют себя среди сверстников и старших, стремятся активно участвовать в решении взрослых проблем, быстрее начинают общение с девочками. В компаниях сверстников часто становятся лидерами.

Ученые определили, что психологически более уязвимы мальчики, созревающие поздно: им свойственны внутренняя напряженность, неуверенность в себе, тревожность, импульсивное поведение. Внешние недостатки (небольшой рост, вес, недостаточная физическая сила) они возмещают стремлением быть в центре внимания, популярными во что бы то ни стало в среде сверстников и у взрослых.

ювенильный период развития мальчиков

У мальчиков в пубертатном периоде, как и у девочек, наблюдается отчуждение от родителей, повышенная конфликтность отношений (особенно с матерью). Подростки склонны к необдуманным решениям и поступкам из-за стремления доказать окружающим свою взрослость и самостоятельность.

Эндогенные факторы

Неравномерность, несинхронность развития и роста разных органов человеческого тела и отдельных индивидуумов в ювенильный период объясняются несколькими причинами:

  • зависимостью от пола индивида;
  • наследственностью;
  • влиянием окружающей природной и социальной среды.

Наследственные факторы, или эндогенные, определяют внешний вид (семейное сходство, национальные признаки) человека, его телосложение, темпы онтогенетического развития. Признаки генетической наследственности могут проявляться на разных этапах онтогенеза, но уменьшаются в пубертатном периоде.

Внешние условия онтогенеза

Экзогенные факторы, то есть средовые условия роста и развития личности, поддаются в большой степени сознательному регулированию со стороны семьи и социума:

  • социальные и материальные условия;
  • психологические;
  • экологические.

Климат как еще один фактор онтогенеза не зависит от воли людей, но тоже влияет на сроки пубертатного периода. Например, половое созревание северных людей происходит позднее, чем у тех, кто проживает в умеренном климате.

Чем лучше питание, уход, санитарные условия, материальное обеспечение человека в ювенильный период, тем выше темпы его психофизиологического развития. В этом отношении заметно чаще отстают дети из малообеспеченных семей от сверстников из богатых.

Выработка в детском организме гормона роста может несколько затормозиться, если ребенок испытывает частые стрессы, неуважительное, пренебрежительное отношение к себе и своим потребностям. Его физическое развитие может быть ниже, чем у детей из семей с благополучным психологическим климатом.

Важнейшими для нормального развития и здоровья человека, в том числе и в ювенильный период, являются экологические условия его существования. Загрязнения почвы, воды, пищи, воздуха промышленными и бытовыми отходами, неумеренное использование химических веществ, неумение или нежелание людей заботиться о здоровом бытовом климате — это причины искажений природных процессов развития человека.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.