19 век стал временем больших перемен в мире моды в Российской империи. Женские наряды, особенно светских дам, становились все более изысканными, декоративными и экстравагантными. Под влиянием европейских тенденций в костюмах появлялись новые силуэты, фасоны, аксессуары. При этом присутствовали и элементы национального русского стиля, стремление подчеркнуть самобытность. Изучение моды 19 столетия позволяет лучше понять не только историю костюма, но и общество, культуру, вкусы той эпохи.
В этой статье мы проследим эволюцию женской моды в России 19 века - от ампира до модерна. Рассмотрим основные стилистические направления, силуэты, тенденции. Уделим внимание как повседневным нарядам, так и роскошным вечерним туалетам высшего света. Особо остановимся на регламентации придворной моды, которая задавала тон для всего дворянского общества империи.
Ампир
В начале XIX века в России, как и в других европейских странах, был распространен стиль ампир в одежде. Этот стиль характеризовался строгими линиями, высокой талией, прямым силуэтом. Платья шились из легких тканей - муслина, крепа, кружева. Украшения были скромными - тонкая вышивка, бахрома. Цветовая гамма состояла из приглушенных оттенков.
После наполеоновских войн, в 1815-1825 годах, наступил период Реставрации. В это время вновь возрождается интерес к национальным традициям в одежде. В России появляются элементы русского стиля - сарафаны, кокошники. Однако общие тенденции французской моды по-прежнему сохраняются.
В 1825-1830-х годах утверждается стиль бидермейер. Для него характерны простые фасоны платьев, талия на естественном месте. Рукава делают узкими, а юбки, наоборот, широкими и длинными. Украшения становятся еще более сдержанными, преобладают гладкие ткани.
Таким образом, в первой половине XIX века женская мода в России находилась под сильным влиянием общеевропейских тенденций. Хотя постепенно появлялись и национальные черты в виде элементов русского костюма.
- Стиль ампир с высокими талиями, прямым силуэтом
- Муслин, креп, кружево как основные ткани
- Скромные украшения, приглушенная цветовая гамма
В эти десятилетия закладывались основы развития моды в России, которая в дальнейшем обретет свои национальные черты, но при этом будет отражать и общеевропейские тенденции.
Рококо и кринолины
В 1840-1860-х годах в моду вернулся стиль рококо. Это проявилось в изобилии кружев, рюшей, обороков и бантов. Платья стали более пышными, с широкими юбками-колоколами. Особенно популярны были накидки и манто из кружева в испанском стиле. В эти десятилетия появились и стали широко использоваться кринолины - специальные каркасы из китового уса, а затем из стали, придающие юбкам форму колокола. Кринолины позволяли создавать очень объемные и пышные наряды.
К 1850-1860-м годам относится расцвет второго рококо в моде. Это время наибольшего распространения кринолинов и самых пышных юбок. К 1860-м ношение кринолинов становится почти повсеместным. Они позволяли создавать огромные по объему юбки, ширина которых иногда достигала 5-6 метров в окружности. Кринолины чаще всего были белого цвета, реже бежевого или светло-розового. Они могли состоять из 10-20 обручей и напоминали перевернутую вазу или колокол.
К несомненным достоинствам кринолинов можно было отнести то, что они придавали юбкам воздушность и объем, визуально делая талию тоньше, а фигуру - стройнее. К тому же юбки не мялись и не изнашивались от прикосновения к полу или уличной пыли. Однако носить кринолины было крайне неудобно, они сильно ограничивали движения, мешали садиться, их трудно было надевать в экипаж и протискиваться в дверные проемы. Кроме того, кринолины часто становились причиной пожаров, если в них попадала искра, огонь быстро распространялся по обручам и ткани. Тем не менее, кринолины с элементами рококо оставались трендом женской моды почти на протяжении трех десятилетий 19 века, особенно в России, где было принято подчеркивать благородное происхождение нарядной и пышной одеждой.
К 1870-м кринолины постепенно стали выходить из моды, их место заняли турнюры и полукринолины. Турнюры представляли собой не каркас, а подушки, надувавшиеся воздухом или набитые паклей, конским волосом, пухом или ватой. Они крепились сзади и по бокам, придавая объем юбкам в нужных местах, но без излишней тяжести и массивности кринолинов. Расцвет второго рококо в женской моде тем не менее уже пошел на убыль, на первое место вместо пышности стала выходить элегантность и изящество силуэта.
- Платья стиля рококо изобиловали кружевами, оборками, бантами, рюшами
- В 1840-60-х годах в моду вошли и распространились кринолины
- Позднее вместо кринолинов стали использовать турнюры и полукринолины
Таким образом, 1840-1860-е годы в женской моде можно охарактеризовать как период второго рококо и расцвет больших кринолинов, для России характерно широкое и повсеместное использование этих конструкций. К 1870-м этот веяния постепенно сошли на нет, хотя отдельные элементы рококо сохранились и в более поздних модных трендах.
Цвета, ткани и отделка
В первой половине 19 века в моде царил культ белизны и пастельных тонов. Наиболее популярными цветами платьев были белый, голубой, розовый, светло-зеленый, бежевый, серый. Яркие и насыщенные цвета считались вульгарными и неподобающими для благородной дамы. Исключение составляло только красное в виде алых лент и отделки. Красный цвет традиционно ассоциировался с богатством и властью.
С 1850-х годов в моду постепенно начинают входить более темные и глубокие оттенки - темно-синий, фиолетовый, бордовый, изумрудный, шоколадный. Эта тенденция была связана с увлечением эпохой романтизма и усилением национальных мотивов в одежде. В поздний период, к 1890-м, диапазон модных цветов еще более расширился. Теперь в тренде были все цвета радуги, в том числе яркие и контрастные сочетания.
Что касается тканей, то здесь лидировали натуральные материалы - шелк, бархат, атлас, тафта, гладкий и муаровый шелк. Особенно ценились плотные ткани, которые позволяли создавать пышные формы юбок при минимальном использовании каркасов и нижних юбок. Для отделки применялись кружева, тесьма, шитье бисером, стразами, позументами. Широко использовались вышивка, аппликации, оборки, складки, рюши. Узор вышивки часто повторял растительные мотивы.
Для придания платьям еще большего блеска применялись вставки и отделка из меха, перьев и даже рыбьей чешуи. Дорогим украшением считались камни - как настоящие драгоценности (бриллианты, рубины, изумруды), так и дешевые подделки из цветного стекла. Камни использовали для отделки головных уборов, а также шили ими платья, нашивали на ткань, вплетали в вышивку.
Итак, в первой половине 19 века преобладали пастельные и светлые тона в одежде. К концу века цветовая палитра значительно расширилась. Из тканей предпочтение отдавалось натуральному шелку, парче, бархату с обильной отделкой. Для декора использовались кружева, вышивка, бисер, стразы, меха, перья и даже чешуя. Такие платья подчеркивали достаток и благородство владелицы.
Аксессуары и прически
Наряду с платьями важную роль в женском гардеробе играли разнообразные аксессуары. Обязательным элементом выхода из дома были перчатки - как правило, лаковые или кружевные. Также неотъемлемой принадлежностью наряда считались веер, зонтик и ретикюль или ридикюль - небольшая дамская сумочка. Веера активно использовались как для защиты от жары или создания легкого ветерка, так и в кокетстве - прикрывать лицо, флиртовать.
Огромное внимание уделялось головным уборам. В первой половине века это были разнообразные шляпки, которые гармонировали с прической и платьем. С 1850-х, с распространением кринолинов, шляпки постепенно выходят из моды, их место занимают небольшие накидки и кружевные чепцы, боннеты домашнего типа. Еще одним популярным головным убором были капоры - откидные капюшоны, защищавшие прическу от дождя и ветра. Их могли носить как поверх шляпок, так и отдельно. Уличные капоры были обычно темных тонов, в отличие от нарядных светлых домашних чепцов.
Что касается причесок, то здесь мода также активно менялась на протяжении столетия. В 1810-20-е годы волосы зачесывали назад, укладывали буклями и локонами, украшали лентами, цветами, перьями. К 1830-м особой популярностью пользовались так называемые «à la girafe» прически с гребнями и высокими локонами. В 1840-1850-х распространяются гладкие зачесы с прямым пробором и пучком или узлом на затылке. В поздний период, ближе к концу века прически с мягкими волнами волос по бокам лица вытесняют все остальные варианты.
Для создания модных укладок использовалось множество средств. Помимо заколок, шпилек, лент популярными были накладки из парика или искусственных волос, позволявшие значительно увеличить объем прически там, где это было необходимо по канонам моды. Также применяли различные масла, бриолин, мыло, крахмал, яичные белки для укладки и закрепления волос. Благодаря густым шиньонам из накладных локонов многие модницы выглядели значительно полнее и объемнее, чем были на самом деле.
- Популярные аксессуары - зонтики, веера, перчатки, сумочки-ридикюли
- Широко носились различные головные уборы - шляпки, чепцы, капоры
- Менялись каноны модных причесок - локоны, букли, гребни, волны
Итак, важная роль в дополнение к платьям принадлежала аксессуарам и прическам. Их формы и фасоны также подчинялись смене модных тенденций на протяжении 19 столетия. Головные уборы и укладки помогали подчеркнуть статус и благородство дамы.
Русский стиль
На протяжении 19 века в придворной и аристократической среде периодически возникал интерес к использованию элементов традиционного русского костюма. Эта тенденция усиливалась в периоды подъема национального самосознания и интереса к истории и культуре России. Особенно ярко «русский стиль» проявился при Николае I, когда в 1834 году были введены обязательные придворные платья для женщин, регламентированные по фасону, цвету и отделке.
Эти наряды вобрали в себя некоторые элементы традиционной одежды - вышивку, растительный орнамент, кокошники или платки вместо шляпок. Однако в целом русский придворный костюм был типичным платьем 1830-1850-х годов, характерным для моды бидермейера, с элементами ампира и романтизма. По сути, это была попытка совместить общеевропейские тенденции высокой моды с национальным колоритом в деталях.
Помимо официальных придворных платьев, в 1840-1850-е годы среди знати были популярны русские народные костюмы (сарафаны, душегреи, кокошники) в качестве домашней или повседневной одежды, а также для балов и маскарадов. Эту моду подхватили даже иностранные принцессы и императрицы. Например, Мария Александровна, жена Александра II, обожала русские сарафаны и часто позировала в них на портретах.
К концу 19 века, в 1890-1910-е годы, вновь усиливается тяга к национальным мотивам, особенно среди представителей творческой интеллигенции и купечества. Появляются эклектичные русифицированные варианты европейских платьев. Ширится использование вышивки, монист, павловопосадских платков, elements крестьянского и городского костюма.
Итак, на всем протяжении 19 века с определенной периодичность в высших слоях российского общества возникал интерес к использованию национальных мотивов и элементов традиционного русского костюма. Это проявляется в официальных придворных платьях, повседневной одежде знати, а также в веяниях модерна конца столетия.
Мужская мода
В отличие от женской, мужская мода 19 века отличалась большим консерватизмом и постоянством. Общепринятым в высшем свете считался европейский костюм, который к началу столетия уже сложился в классический вариант и просуществовал практически без изменений вплоть до 1910-х годов. Обязательными элементами считались пиджак с отложным воротником, жилет, галстук или платок, брюки, сапоги или ботинки, цилиндр, трость.
В первой половине 19 века царил стиль денди - узкие талии, облегающие силуэты, яркие жилеты, пестрые галстуки. К середине столетия постепенно приходит тренд на более широкие плечи, просторные пиджаки, темные костюмы-тройки. Популярностью стали пользоваться эспаньолки - узлы шейных платков, небольшие бородки и усы.
Цветовая гамма мужской одежды также постепенно менялась от ярких тонов первой половины века к более строгим и сдержанным - черному, темно-синему, коричневому, серому. Обязателен был белый жилет, рубашка и галстук. Из тканей предпочтение отдавалось шерсти и льну - они подчеркивали статус и достаток владельца.
Для знати и приближенных ко двору обязательным атрибутом костюма являлся мундир. В первой половине века это были в основном военные мундиры, позднее распространились и штатские. Покрой оставался классическим, но мундиры становились все более расшитыми золотом галунами и эполетами. Это подчеркивало особое положение и звание их обладателей. Дворянский мундир являлся пропуском в высшее общество и ко двору.
- Классический европейский костюм с цилиндром и тростью
- Постепенный переход от ярких тонов к строгим и сдержанным
- Расшитые золотом мундиры как показатель статуса аристократии
Таким образом, мужская мода 19 века отличалась консерватизмом и приверженностью устоявшимся европейским канонам. Происходила лишь плавная смена фасонов и цветовой гаммы при сохранении преемственности стиля от периода к периоду на протяжении всего столетия.
Дневные и вечерние туалеты
Наряды дам высшего света 19 века можно условно разделить на дневные и вечерние. Дневные туалеты отличались большей строгостью и сдержанностью как в покрое, так и в цветовой гамме. Здесь преобладали темные тона - темно-синий, коричневый, серый, черный. Материалами служили шерсть, поплин, батист и другие плотные ткани.
Дневные платья имели закрытый вырез и длинные рукава. Отделка была умеренной - скромный воротник, оборки или рюши на рукавах, небольшие вышивки узорами. Нередко верхнее платье дополнялось кофточкой, жакетом или шалью. Головные уборы представляли собой небольшие шляпки, чепцы или тиары.
Вечерние туалеты, напротив, отличались пышностью, яркостью, обилием декора. Здесь использовались атлас, парча, шелк, кружева, стразы, меха, перья. Рукава были короткие или полностью отсутствовали. Декольте становились открытыми и глубокими. Нередко в декор платьев вплетали драгоценности.
Вечерние прически также усложнялись - добавляли объем, украшали вплетенными лентами, цветами, диадемами и заколками. Модницы выбирали самые яркие и запоминающиеся туалеты, которые позволяли им блистать в высшем свете. На маскарадах и балах дамы соревновались в роскоши и оригинальности костюмов, подчеркивая собственный вкус и финансовое положение.
Таким образом, дневные и вечерние наряды 19 века разительно отличались. Если первые выполняли скорее практическую функцию, то вторые служили для демонстрации богатства, происхождения и индивидуальности владелицы.
Придворные платья
Особое место в моде 19 века занимали парадные придворные платья для дам, представленных ко двору. В России единый придворный наряд для женщин ввел Николай I своим указом 1834 года. Эта форма была строго регламентирована и обязательна для посещения всех официальных церемоний и балов.
Придворное платье состояло из двух частей. Верхняя часть представляла собой род кафтана из бархата определенного цвета в зависимости от статуса дамы. По борту и вокруг подола шло золотое галунное шитье. Нижняя юбка была обычно белого цвета из атласа или муара. Ее отделка повторяла орнамент верхней части. Головной убор дополнялся вуалью и также регламентировался - для фрейлин полагались определенные цвета.
Несмотря на декларируемый «русский стиль», фасон этих платьев был вполне европейским, типичным для высокой моды 1830-1850-х годов. Лишь отдельные детали - орнамент, головные уборы - отсылали к национальным мотивам. По большому счету, это была парадная униформа, призванная демонстрировать единство, статус и принадлежность к императорскому двору.
Со временем верхняя часть платья трансформировалась в род жакета, а нижняя - в широкую юбку, однако цветовое кодирование и правила ношения оставались прежними. Придворный наряд являлся обязательным для дам на всех официальных церемониях, балах, представлениях до 1917 года.
Таким образом, несмотря на попытки придать придворным нарядам национальные черты, они оставались вполне европеизированными и выполняли во многом утилитарную функцию - обозначать принадлежность к императорскому двору и социальный статус их обладательниц.
Влияние европейской моды
Мода в России 19 века во многом следовала общеевропейским тенденциям. Стили ампир, бидермейер, рококо пришли в российскую моду практически одновременно с распространением в Европе. Однако российские модницы вносили свои национальные черты в костюмы, особенно это касалось головных уборов и использования элементов народного костюма.
В начале 19 века в европейской моде господствовал стиль ампир с высокой талией, прямым силуэтом и использованием легких тканей. Эта мода пришла и в Россию, но здесь платья были скромнее и изысканнее. Русские модницы активно включали в свои наряды детали национального костюма, формируя уникальный русский стиль.
В середине века в Европе наблюдалось увлечение стилем рококо с пышными юбками, кринолинами, оборками и рюшами. Эта мода также нашла отклик в России, но здесь она приобрела более сдержанные формы. Русские модницы предпочитали не столь экстравагантные наряды.
Во второй половине 19 века европейская мода эволюционировала в сторону упрощения силуэтов и фасонов. Эта тенденция также отразилась на российской моде. Но в целом можно сказать, что российские модницы, перенимая общие европейские тренды, всегда вносили в них национальный колорит.
Смена силуэтов и фасонов
На протяжении 19 века в российской моде происходила постоянная смена силуэтов и фасонов платьев. В начале века был популярен стиль ампир с высокой талией, прямым силуэтом и использованием легких тканей. Платья имели строгие линии, минимум декора. Рукава чаще всего были короткими, плечи открытыми.
В 1820-1830-е годы появился стиль бидермейер, для которого были характерны платья с естественной талией и широкими юбками. Рукава становятся разнообразными - длинные, короткие, с оборками. На смену строгому декору приходят рюши, банты, кружева.
В 1830-1840-е годы набирает популярность стиль романтизм с длинными платьями, шлейфами, открытыми плечами и эффектными рукавами-фонариками. Появляются первые кринолины, но пока небольшого размера.
В 1840-1850-е годы расцветает стиль рококо. Платья становятся объемными за счет многослойных юбок, нижних юбок из конского волоса и небольших кринолинов. Рукава - короткие, буфы или вообще отсутствуют. Много декора из кружев, бантов, оборок.
В 1850-1860-е годы появляются пышные кринолины, резко увеличивающие объем юбки. Верх платья плотно облегает корсет. Рукава чаще всего короткие, открытые плечи.
В 1870-1880-е годы силуэт меняется - кринолины уступают место турнюрам. Платья облегают фигуру сверху и имеют подушку сзади на ягодицах. Рукава становятся узкими, длинными, заостренными к кисти.
В 1890-е годы турнюры постепенно исчезают, силуэт выравнивается. Платья становятся простыми, менее объемными. Появляются элементы модерна - асимметрия, стилизация. Таким образом, на протяжении 19 века в российской моде наблюдалась постоянная смена силуэтов и фасонов платьев.
Российские модницы
Российские модницы 19 века, перенимая общие европейские тенденции в моде, вносили в них национальный колорит и свои предпочтения. Они не следовали всем веяниям моды бездумно, а выбирали то, что им действительно нравилось.
В начале 19 века в моде господствовал стиль ампир. Россиянки носили платья в этом стиле, но предпочитали более скромные фасоны и отделку. Они активно использовали элементы народного костюма, такие как кокошники, сарафаны, душегреи. Это придавало их образам национальный колорит.
В 1830-1840-е годы популярность набирает романтический стиль в моде. Европейские модницы носили экстравагантные платья, украшенные оборками, бантами, кружевами. Россиянки выбирали более спокойные фасоны, хотя тоже с открытыми плечами и шлейфами.
В эпоху рококо европейские дамы увлеклись пышными юбками, кринолинами, перегруженными декором нарядами. Российские модницы предпочитали не столь вызывающие образы. Их платья были объемными, но более строгими и изысканными.
Многие российские аристократки заказывали платья у известных европейских модельеров, например у Чарльза Фредерика Ворта. Но даже эти шедевры художников моды они нередко адаптировали под свой вкус, добавляя элементы русского стиля.
Знаменитые российские модницы оставили заметный след в истории моды 19 века. Великая княгиня Мария Николаевна была эталоном стиля и элегантности. Ее племянница великая княгиня Милица Николаевна славилась своими роскошными нарядами с обилием драгоценностей.
Выдающейся модницей была графиня Ида фон Дюрингсфельд, фрейлина двора. Она прославилась своими экстравагантными туалетами и прическами, часто шокируя публику. Знаменита была и княгиня Зинаида Юсупова, которую называли русской Клеопатрой за ее роскошные восточные наряды.
Таким образом, российские модницы умело сочетали мировые тенденции с национальными мотивами и собственными предпочтениями. Их образы запоминались изысканностью, элегантностью и неповторимостью.
Развитие швейного дела
На протяжении 19 века в России активно развивалось швейное дело, что во многом способствовало распространению моды и появлению модных тенденций. Если в начале века одежду в основном шили вручную, то к концу столетия появились крупные швейные фабрики и мануфактуры, выпускавшие одежду массово.
В первой половине 19 века в знатных семьях были собственные портные или приглашались портные со стороны. Они шили одежду вручную по индивидуальным заказам. Также существовали небольшие частные мастерские. Однако их продукция была доступна лишь состоятельным слоям общества.
Ситуация начала меняться в 1850-1860-х годах с развитием капитализма в России. Стали появляться первые швейные фабрики, использовавшие швейные машинки. Они выпускали уже готовую одежду, а не только ткани и отдельные детали. Это способствовало распространению моды среди более широких слоев населения.
Крупнейшим центром швейного производства в 1850-1870-х годах была Москва. Там работали такие известные фабрики как Товарищество мануфактур "Эмиль Циндель", мануфактура Баумана, Тверская мануфактура. Они производили юбки, жакеты, блузы по последней моде того времени.
Большая часть швейных предприятий располагалась в Центральной России, где был сосредоточен основной спрос на одежду. Крупнейшим регионом была Москва с областью. Также предприятия имелись в Иваново-Вознесенске, Костроме, Ярославле, Твери.
В конце 19 - начале 20 века появились швейные фабрики. Стали выпускать верхнюю одежду - пальто, капоры, шляпы. Ведущими фабриками были "Товарищество мануфактур Петра Оловянишникова с сыновьями", фабрика Н.Н. Сапожникова, фабрика Борисова.
Таким образом, развитие швейного производства сыграло важную роль в распространении моды среди разных слоев населения России. От элитарного ручного пошива к массовому производству модной одежды - таков путь прогресса швейного дела в 19 веке.
Мода и общество
Мода в России 19 века отражала социальную структуру общества. Представительницы высших сословий - дворянства и купечества - выступали законодателями моды. Их наряды отличались богатством отделки и используемых тканей. Менее состоятельные слои подражали элите в меру своих возможностей.
Аристократия диктовала тенденции и новые веяния в моде. Именно высшее сословие первым начинало носить платья в новых стилях, использовать определенные аксессуары и прически. Затем эти тенденции постепенно распространялись вниз по социальной лестнице.
Особенно ярко разница в одежде проявлялась между городом и деревней. Крестьянки носили традиционные народные костюмы, которые мало менялись на протяжении веков. В то время как городские модницы следовали самым последним веяниям.
Для аристократии были характерны дорогие ткани - бархат, атлас, шелк. Отделка из кружев, меха, драгоценных камней и металлов. Купечество тоже могло себе позволить наряды из шелка, парчи, атласа. Простые горожанки шили платья из доступных хлопчатобумажных и льняных тканей.
Богатые дворянки заказывали платья у известных столичных и заграничных модельеров. Для остальных сословий швейными услугами были доступны местные портные и мастерские. Крестьянки, как правило, шили одежду сами.
С развитием капитализма и появлением фабричного производства одежды мода стала более доступной для городских слоев, особенно для купечества и мещан. Но крестьянство по-прежнему оставалось в стороне от этих процессов.
Таким образом, на протяжении 19 века сохранялось сословное разделение в моде. Представительницы элиты задавали тон, которому в меру возможностей следовали остальные слои российского общества того времени.