Жречество играло важнейшую роль в Древнем Египте. Жрецы были посредниками между людьми и богами, исполняли религиозные обряды и церемонии. Они обладали знаниями о культах, магии, астрономии, медицине. Их статус и влияние менялись в разные периоды египетской истории.
В Древнем и Среднем царствах жречество не было замкнутой кастой. Многие совмещали жреческие обязанности с другой деятельностью. Со временем служение богам становится профессией. Растет влияние жрецов, особенно жрецов Амона в Фивах.
Новое царство ознаменовалось попытками ограничить власть жречества. Фараоны стремились контролировать назначение на высшие жреческие должности. Тем не менее, жрецы продолжали играть видную роль при дворе и в управлении страной.
Иерархия жречества
Жречество Древнего Египта имело четкую иерархию. Высшую ступень занимали «первые слуги бога» (hem-netjer-tepy) - верховные жрецы, которые часто носили дополнительные титулы, отражающие их связь с определенным божеством. Например, верховный жрец Амона в Фивах мог называться египетский жрец. Под ними находились жрецы-служители (hem-netjer), непосредственно задействованные в проведении церемоний. Еще ниже стояли «чистые» жрецы (wab), которые редко участвовали в ритуалах.
Кроме того, существовали разные категории "временных" жрецов - «служащие свой час», которые исполняли обязанности жреца лишь в определенное время, совмещая это с другой работой. Также были помощники жрецов не из жреческой среды - фермеры, матросы и другие работники.
В каждой группе жрецов был старший. Он координировал исполнение обязанностей остальными жрецами в соответствии с их положением в иерархии. Например, одни трудились на территории храма, другие - в погребальных церемониях.
Положение в иерархии | Обязанности и особенности |
Верховный жрец | Руководство, управление храмом |
Жрец-служитель | Проведение церемоний |
«Чистый» жрец | Редко участвовал в церемониях |
Обязанности и привилегии
Основные обязанности жрецов древнего Египта заключались в отправлении культа - проведении религиозных церемоний и ритуалов в храмах. Жрецы приносили дары богам, читали священные тексты, отправляли песнопения и танцы. Также в их ведении было поддержание чистоты священных сооружений и статуй богов.
Кроме того, на жрецов возлагались административные и хозяйственные функции по управлению имуществом храма - земельными наделами, скотом, амбарами. Жрецы следили за сбором подношений от населения. В их распоряжение поступала значительная часть этих приношений в качестве платы за службу.
Особую роль играли жрецы в погребальном культе. Они отвечали за сохранение гробниц фараонов и вельмож, проводили там ритуалы, чтобы обеспечить благополучное существование души усопшего в загробном мире.
Жрецы древнего Египта пользовались большим почетом и уважением в обществе. За ними закреплялись следующие привилегии:
- Освобождение от уплаты налогов, трудовой повинности и воинской службы;
- Право на получение «трехкратного приношения» - части продуктов, подносимых в дар богам;
- Возможность наследования должности для детей и внуков;
- Гарантия неприкосновенности - защита от преследования и насилия.
Тем не менее, жрецов могли лишить должности по приказу фараона, а за серьезные провинности на них налагались наказания. К примеру, при грабеже гробниц полагалась смертная казнь.
Таким образом, несмотря на почетный статус и материальные блага, жречество накладывало и серьезную ответственность за надлежащее отправление культа, сохранность священных текстов и реликвий.
Жрецы в разные эпохи
Роль и статус жрецов древнего Египта менялись на протяжении истории этой цивилизации. В ранние периоды жречество не представляло собой отдельного класса. Жрецами становились представители знати, которые совмещали культовые обязанности с государственной или военной службой.
Лишь в эпоху Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) жречество оформилось в профессиональную касту. Появился институт «служащих свой час» жрецов, которые исполняли обязанности в храме посменно. Это позволило значительно расширить численность жречества.
В период Нового царства фараоны стремились ограничить влияние жрецов, назначая на высшие должности приближенных военачальников вместо наследственной знати. Однако к концу эпохи Рамессидов жрецы вновь укрепили свои позиции, захватив фактическую власть в стране.
В Поздний период (VII-IV вв. до н.э.) произошло небывалое возвышение жречества, особенно культа бога Амона в Фивах. Верховные жрецы Амона превратились в фактических правителей Южного Египта, контролировавших фараонов, которые сохраняли лишь номинальную власть.
Эллинистический период (IV в. до н.э. - I в. н.э.) ознаменовался гонениями на египетскую религию со стороны греческих правителей. Многие храмы были разграблены и разрушены. Однако власть Птолемеев вынуждена была считаться с влиянием жрецов, постепенно восстановив их привилегии.
Таким образом, на протяжении тысячелетней истории Древнего Египта социальный статус и политическая роль жречества неуклонно возрастали, достигнув пика к Позднему периоду. Жрецы превратились в одну из главных движущих сил этой цивилизации, сохранявшую традиции и знания.
Ритуальная чистота
Отличительной чертой жрецов древнего Египта были строгие правила ритуальной чистоты. Считалось, что для достойного отправления культа жрец должен быть очищен от всякой скверны.
Жрецам полагалось регулярно - как минимум два раза в день - омывать все тело водой. Для этого при храмах устраивали специальные водоемы и бассейны. Геродот отмечал, что египетские жрецы брили не только голову, но и все тело, чтобы избавиться от паразитов при частых омовениях.
Кроме того, жрецам запрещалось носить шерстяную одежду, разрешались только льняные ткани. Особо строгие ограничения действовали в период непосредственного отправления культа - проведения церемоний и ритуалов.
Нарушение правил ритуальной чистоты рассматривалось как тяжкий грех, пятнавший репутацию всего жреческого сословия. За мелкие провинности полагались порицы и епитимьи. За серьезные - изгнание из храма или даже смертная казнь.
Степень ритуальной чистоты жреца также отражала его положение в иерархии жречества. Высшие жрецы соблюдали более строгие правила, тогда как требования к «служащим свой час» были несколько мягче.
Таким образом, ритуальная чистота выступала непременным атрибутом жрецов древнего Египта на всех этапах многовековой истории этой цивилизации. Она неразрывно ассоциировалась с достойным исполнением высокой миссии служения богам.
Жрецы и жрицы
Несмотря на относительное половое равноправие в Древнем Египте, роль женщин в жречестве древнего Египта была не такой значительной, как у мужчин. Верховными жрецами, как правило, были мужчины. Жрицы занимали более низкие ступени иерархии.
Тем не менее, в эпоху Древнего царства знатные женщины нередко получали титул «служанки бога» (ḥmt-nṯr) или жрицы Хатхор, Нейт и других богинь. Некоторые царицы и принцессы выполняли функции жриц богов Птаха, Тота. Таким образом, женское жречество ассоциировалось в первую очередь со служением богиням.
В Новом царстве роль жриц ослабла. Женщины получали лишь второстепенные должности певиц и танцовщиц, сопровождавших культовые церемонии. Исключением оставались некоторые представительницы царской фамилии.
Лишь в Поздний период женское жречество пережило новый расцвет. Широко распространился титул «Супруга бога» (hemet necher). Считалось, что такие жрицы, вступая в мистический брак с верховным божеством, обеспечивают его благосклонность по отношению к людям.
Тем не менее, положение женщин-жриц так и не достигло уровня их мужских коллег. Хотя есть основания полагать, что ограничения на вступление в брак и деторождение к ним не применялись в отличие от жрецов-мужчин.
Жречество при дворе фараонов
На протяжении истории Древнего Египта жрецы тесно взаимодействовали с царской властью, оказывая влияние на фараонов. С другой стороны, фараоны пытались поставить жречество под свой контроль, опираясь на храмы как на экономическую базу.
Уже в Древнем царстве многие видные сановники, приближенные к фараону одновременно занимали высокие жреческие должности. Эта традиция сохранялась и в последующие эпохи. Назначение царских чиновников на посты верховных жрецов позволяло укрепить влияние дворца на религиозные институты.
Вместе с тем, именно жречество придавало власти фараона сакральный, божественный характер. Жрецы возводили царей на престол, короновали их и удостаивали одобрения богов. Они же провозглашали обожествление фараона после его смерти, обеспечивая его вечную жизнь в потустороннем мире.
Опорой фараона также служил культ царицы, тесно связанный с жречеством. Супруги и матери правителей часто получали почетный титул «жены бога» Амона, что повышало легитимность династии в глазах подданных.
Однако со временем экономическое и политическое могущество жрецов укрепилось настолько, что они сумели подчинить себе царскую власть. В Поздний период верховные жрецы Амона по сути являлись правителями Южного Египта, контролируя даже престолонаследие в фиванской династии.
Хранители тайных знаний
Помимо религиозных функций, жрецы древнего Египта выполняли роль хранителей и накопителей знаний. Именно представители высших рангов жречества в значительной степени развивали письменность, науку и образование в древнеегипетском обществе.
Жрецы составляли и переписывали священные тексты, вели летописи важнейших событий. Они изучали астрономию, необходимую для составления календаря, и математику, важную для планирования строительства храмов и ирригационных сооружений.
Кроме того, египетские жрецы обладали обширными познаниями в медицине, используя заклинания, амулеты и магические обряды наряду с лечебными средствами растительного и минерального происхождения.
Таким образом, за жречеством закреплялась роль своеобразных ученых, хранящих и приумножающих знания, к которым не допускались простые египтяне. Это позволяло сохранять особый ореол таинственности и сакральной власти вокруг института жречества на протяжении всей истории Древнего Египта.
Наследование жреческих должностей
Одной из особенностей египетского жречества была традиция наследования должностей внутри семей. Жрецы древнего Египта часто передавали свои позиции от отца к сыну на протяжении многих поколений. На статуе Хатхор по имени Баса, жившего в XXII-XXIII династиях, упоминаются 26 поколений его предков, большинство из которых также служили жрецами Хатхор в храме в Дендере.
Однако наследственная передача должностей не была абсолютным правилом. Известно, что некоторых египетских жрецов назначали на высокие позиции сами фараоны. Например, жреца Небуя назначил на должность Тутмос III, а жреца Небвененефа - Рамсес II. Такие назначения часто делались из числа приближенных ко двору сановников и военачальников.
Кроме того, в период расцвета влияния жречества при XVIII династии фараоны стремились ограничить тенденцию к наследственной монополии на культовые должности. Для этого на высокие позиции жрецов назначались доверенные военные и чиновники. Это позволяло пошатнуть авторитет замкнутых жреческих кланов в пользу интересов центральной власти.