Амадей Моцарт: биография великого музыканта и гениального композитора

Вольфганг Амадей Моцарт по праву считается одним из величайших композиторов в истории мировой музыкальной культуры. Его имя хорошо известно даже тем, кто далек от академической музыки. Всемирную славу Моцарту принесли его гениальные произведения - оперы, симфонии, инструментальные концерты, камерные и хоровые сочинения. Моцарт жил недолго, умер в 35 лет, но успел оставить после себя наследие, которое не перестает восхищать поклонников музыки уже более двух столетий.

Детство вундеркинда

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Он был седьмым ребенком в семье Леопольда и Анны Марии Моцарт. Его отец, Леопольд Моцарт, был скрипачом в придворном оркестре зальцбургского архиепископа и композитором. Благодаря феноменальным музыкальным способностям, Вольфганг с четырехлетнего возраста играл на клавесине, с пяти-шести лет начал сочинять музыку, в восемь-девять лет создал первые симфонии, а в 10-11 лет — первые произведения для музыкального театра.

В 1762 году Моцарт и его сестра Мария Анна, пианистка, в сопровождении родителей гастролировали в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии и других европейских странах. Многие придворные круги познакомились с их искусством, в частности, они были приняты при дворе французского и английского королей Людовика XV и Георга III. В 1764 году в Париже были впервые изданы сочинения Вольфганга — четыре скрипичные сонаты.

Особенно плодотворным было пребывание Моцарта в Италии в 1770-1771 годах. Там он совершенствовался в полифонии у композитора Джованни Баттиста Мартини в Болонье и поставил в Милане оперы «Митридат, царь понтийский» и «Луций Сулла». В возрасте 14 лет Моцарт был награжден папским орденом «Золотой шпоры» и избран членом Филармонической академии в Болонье.

Картина 18 века, изображающая семилетнего Вольфганга Моцарта, играющего при дворе императрицы Марии

Гастроли по Европе

С 1762 по 1772 годы Моцарт вместе с отцом, матерью и старшей сестрой Марией Анной гастролировал по разным странам Европы. Они побывали в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии и других странах.

Во время этих поездок семья Моцартов давала концерты при европейских дворах, демонстрируя музыкальный талант Вольфганга и Марии Анны. Их тепло встречали при дворах французского короля Людовика XV, английского короля Георга III, австрийской императрицы Марии Терезии и других монархов.

Эти длительные гастроли способствовали развитию молодого композитора. Во время поездок он знакомился с музыкальными традициями разных стран, встречался и общался с известными музыкантами.

Служба в Зальцбурге

В декабре 1771 года, после многолетних гастролей по Европе, Моцарт вернулся в родной Зальцбург. С 1772 года он служил концертмейстером при дворе местного князя-архиепископа.

Эта работа не приносила Моцарту большого удовлетворения. Он мечтал о более свободной и творческой жизни, поэтому в 1777 году уволился со службы и отправился вместе с матерью в Париж. Однако попытка найти новое место во Франции не увенчалась успехом.

После смерти матери в 1778 году Моцарт был вынужден вернуться в Зальцбург. В 1779 году он снова поступил на службу к архиепископу в должности органиста. В этот период Моцарт писал в основном церковную музыку, исполнявшуюся при архиепископском дворе.

Однако со временем композитор вновь начал тяготиться ограничениями, налагаемыми службой в Зальцбурге. В 1781 году по заказу баварского курфюрста Карла Теодора Моцарт написал оперу «Идоменей, царь Критский», а вскоре подал прошение об отставке с должности органиста.

Рисунок 19 века, изображающий Вольфганга Амадея Моцарта в должности концертмейстера при дворе в

Творческий расцвет в Вене

После отставки из Зальцбурга в 1781 году Моцарт обосновался в Вене. Здесь начался период его наивысшего творческого подъема и славы. В июле 1782 года в Бургтеатре состоялась премьера оперы «Похищение из сераля», которая имела большой успех и сделала Моцарта кумиром венской публики.

В последующие годы композитор активно работал, сочиняя новые произведения для концертных выступлений и театральных постановок. В 1784 году он дал в Вене 22 концерта за шесть недель. Пользовались успехом и его последующие оперы — «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта».

В конце 1780-х годов Моцарт работал придворным композитором и капельмейстером при дворе австрийского императора Иосифа II. Этот период можно назвать пиком его карьеры и признания при жизни. Однако после смерти покровительствовавшего ему императора в 1790 году положение композитора пошатнулось.

Тем не менее, до конца жизни Моцарт продолжал активно сочинять и исполнять музыку. Последним завершенным им произведением стал Кларнетовый концерт, написанный в 1791 году.

Оперное наследие Моцарта

За свою недолгую жизнь Моцарт создал около 15 опер. Первые опыты в этом жанре относятся еще к детским годам — в возрасте 11 лет он написал оперу-буфф «Притворная простушка». Наиболее плодотворный период работы над операми пришелся на 1780-е годы.

Среди наиболее известных и успешных оперных произведений Моцарта: «Похищение из сераля» (1782), «Свадьба Фигаро» (1786), «Дон Жуан» (1787), «Так поступают все», «Колыбельная» (1789), «Волшебная флейта» (1791) и некоторые другие.

В операх Моцарта гармонично сочетаются музыкальное богатство, драматургическое мастерство, психологическая глубина образов, юмор и лиризм. Его новаторский подход часто вызывал неприятие консервативной публики, однако со временем оперы Моцарта завоевали славу вершин европейской оперной классики.

Сюжеты для своих опер композитор черпал из произведений драматургов того времени, а также мифологии и истории. Некоторые оперы были написаны по заказу к праздничным торжествам и другим знаменательным событиям при императорском дворе.

Оперы Моцарта до сих пор с успехом ставятся на сценах оперных театров всего мира. Они являются неотъемлемой частью репертуара многих оперных коллективов и пользуются любовью публики разных поколений.

Инструментальная музыка Моцарта

Наряду с вокальной и оперной музыкой, Моцарт создал обширное наследие как композитор инструментальных произведений. Среди них 41 симфония, 30 сонат для скрипки и фортепиано, 26 струнных квартетов, 5 скрипичных концертов, 25 фортепианных концертов, а также многочисленные дивертисменты, концертные арии, танцевальные пьесы и другие сочинения.

В инструментальной музыке Моцарта передаются самые различные настроения — лиризм, драматизм, возвышенность, грациозность, юмор и жизнерадостность. Его сочинения характеризуют оригинальная мелодика, захватывающие ритмы, блестящее гармоническое мышление.

Первые симфонии Моцарт начал сочинять еще в детском возрасте, под влиянием отца. Зрелые симфонии композитора — это классические по форме и изящные по стилю произведения в четырех частях.

Моцарт также считается одним из создателей жанра фортепианного концерта, придав сочинениям в этой области высшую степень технического совершенства. Он первым ввел партию солирующего пианиста на равных с оркестром.

Инструментальные сочинения Моцарта оказали существенное влияние на развитие европейской музыки. Они подняли на новый уровень многие жанры и вызвали восхищение последующих композиторов своим совершенством.

Церковные произведения

Моцарт был выдающимся автором церковной музыки в особенности месс. Всего на его счету находится около 16 месс, различных по оркестровке и назначению. Они демонстрируют его талант как органиста и в целом композитора церковной музыки.

Начиная с детства, Леопольд Моцарт, отец будущего композитора и человек глубоко верующий, прививал сыну интерес к церковной музыке. По большей части, юный Моцарт писал мессы и другие литургические сочинения по заказу. Например, его особенно почитаемая месса соль минор появилась в 1772—1775 годах - это был заказ от архиепископа Зальцбургского.

Из 16 месс Моцарта наиболее известны: Малая торжественная месса до мажор (1779), Венская краткая месса до минор (1768), Коронационная месса до мажор (1779) и Большая месса до минор (незавершенная, начата в 1782 году).

Эти мессы, равно как и другие церковные произведения, в полной мере демонстрируют талант Моцарта-композитора. Несмотря на церковное предназначение и канон жанра, они отличаются свежестью мелодий, гармоничностью, эмоциональной насыщенностью и отточенной полифонией.

Последние годы жизни

В последние годы жизни Моцарт продолжал активно работать как композитор, несмотря на проблемы со здоровьем. Он создал ряд выдающихся произведений, в том числе оперы «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Так поступают все», Реквием и многие инструментальные сочинения.

В 1787 году умер отец Моцарта Леопольд. Это была большая потеря для композитора. В том же году состоялась премьера оперы «Дон Жуан» в Праге. Это одно из самых известных произведений Моцарта, получившее мировую славу. В опере отразились увлечения композитора масонством.

В 1790 году Моцарт написал оперу «Так поступают все» по комедии Бомарше. Это произведение имело успех у венской публики. В 1791 году для Праги была создана опера «Милосердие Тита» к коронации императора Леопольда II, однако она не имела успеха.

В том же году появилась последняя опера Моцарта «Волшебная флейта», премьера которой состоялась в Вене через два месяца после смерти композитора. Это одно из шедевральных произведений позднего Моцарта. Опера проникнута масонской символикой и философией.

В марте 1791 года Моцарт дал свое последнее публичное выступление с фортепианным концертом до минор. В сентябре он закончил Концерт для кларнета ля мажор. Параллельно композитор работал над Реквиемом, который остался незавершенным.

Материальное положение Моцарта в последние годы ухудшилось. Он вынужден был брать заказы на мелкие произведения, чтобы содержать семью. Несмотря на славу великого композитора, Моцарт не получал постоянного дохода при дворе и едва сводил концы с концами.

В октябре 1791 года Моцарт тяжело заболел. Считается, что причиной смерти стала инфекционная болезнь, возможно, скарлатина или брюшной тиф. Композитор скончался 5 декабря 1791 года в Вене в возрасте 35 лет. Похороны состоялись в общей могиле на кладбище Святого Марка согласно распоряжению императора о запрете отдельных захоронений из-за эпидемии.

Смерть Моцарта и его похороны

Вольфганг Амадей Моцарт скончался в Вене в ночь на 5 декабря 1791 года. Ему было всего 35 лет. Причина смерти доподлинно не установлена. Предположительно, композитор умер от инфекционного заболевания, возможно скарлатины или брюшного тифа.

Известно, что Моцарт тяжело болел с ноября 1791 года. Он продолжал работать над Реквиемом, несмотря на слабость и высокую температуру. Композитор понимал, что умирает, и стремился закончить произведение. За ним ухаживала жена Констанция.

Перед смертью Моцарт в бреду надиктовал пришедшему к нему музыканту отрывки из Реквиема, чтобы тот запомнил их. Это позволило впоследствии завершить работу над шедевром. Моцарт успел создать первые шесть частей Реквиема, седьмая осталась неоконченной.

Согласно церковным записям, похороны Моцарта состоялись 6 декабря 1791 года в 3 часа пополудни на кладбище Святого Марка в Вене. Присутствовало всего несколько человек, в том числе вдова Констанция. Из-за эпидемии в городе были запрещены отдельные захоронения, поэтому Моцарта похоронили в общей могиле.

Точное место захоронения композитора неизвестно. В 1859 году на кладбище Святого Марка был установлен кенотаф – символическая могила Моцарта без останков. Рядом похоронены отец и жена композитора. В 2006 году австрийские ученые провели исследование и определили предполагаемое место захоронения Моцарта, однако останки композитора обнаружить не удалось.

Смерть великого композитора в столь молодом возрасте стала потрясением для современников. Моцарт умер на пике творчества, оставив множество неосуществленных замыслов. Его преждевременный уход оставил огромную потерю для мировой музыкальной культуры.

Наследие Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт, биография которого интересна многим, оставил колоссальное наследие, насчитывающее более 600 произведений. Он внес огромный вклад в развитие мировой музыкальной культуры.

В творчестве Моцарта представлены практически все основные жанры европейской музыки его эпохи: опера, симфония, инструментальный концерт, камерно-инструментальная, хоровая и вокальная музыка. Особенно значителен вклад композитора в жанр оперы.

Среди оперных шедевров Моцарта – «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» и другие. Эти произведения до сих пор не сходят со сцен оперных театров всего мира. Моцарт вывел жанр оперы на новый уровень, придав драматургии и музыке невиданную ранее глубину.

В области инструментальной музыки выдающимся достижением стали фортепианные концерты Моцарта. Он написал 27 концертов для фортепиано с оркестром, которые до сих пор входят в репертуар всех пианистов-виртуозов. Шедевром стал Концерт до минор.

Также Моцарт оставил 41 симфонию, 5 скрипичных концертов, множество других произведений для разных составов. Огромное наследие композитора включает камерную и вокальную музыку.

После смерти Моцарта его вдова Констанция передала все рукописи мужа издателю. В XIX веке началось активное изучение и публикация наследия композитора. Моцарт по праву считается одним из величайших гениев в истории мировой музыки, оказавшим огромное влияние на последующие поколения композиторов.

Музыка Моцарта отличается удивительной гармоничностью, совершенством формы, глубоким психологизмом, яркой образностью. Она сохраняет непреходящую художественную ценность и продолжает восхищать слушателей по всему миру.

Памятники Моцарту

Памятники великому композитору Вольфгангу Амадею Моцарту установлены во многих городах мира, в том числе в Австрии, Германии, Франции, Италии, России и других странах.

Один из первых памятников Моцарту был открыт в 1842 году в Зальцбурге, городе, где родился композитор. Это бронзовый монумент работы скульптора Людвига Шванталера. Моцарт изображен сидящим с нотной тетрадью в руках.

В 1896 году торжественно открыли памятник Моцарту в Вене на площади Альбертинаплац. Автором 5-метровой бронзовой скульптуры стал Виктор Тильгнер. В 1953 году монумент был перенесен в Императорский дворцовый сад Нофбурга.

Один из самых известных памятников Моцарту находится в испанском городе Севилья. Это бронзовая скульптурная композиция работы австрийского скульптора Терезы Фесл. Моцарт изображен играющим на скрипке среди муз.

В 2006 году, к 250-летию со дня рождения композитора, были установлены новые монументы Моцарту в Зальцбурге, Вене, а также в Москве и других городах. Скульптуры Моцарта украшают концертные залы, музыкальные вузы, площади и парки, напоминая о великом вкладе композитора в мировую культуру.

Памятники Моцарту - дань уважения гению композитора, чье бессмертное творчество по-прежнему вдохновляет и восхищает миллионы людей по всему миру.

Музеи Моцарта

Музеи, посвященные великому австрийскому композитору Вольфгангу Амадею Моцарту, существуют в разных городах мира, прежде всего в Австрии.

Музей Моцарта в Зальцбурге расположен в доме, где родился композитор. Экспозиция музея знакомит с детством Моцарта и его семьей. Здесь выставлены личные вещи, рукописи, инструменты.

В Вене музей Моцарта открыт в Моцартовском доме на улице Домгассе, где композитор жил в 1781-1787 годах. В музее представлена мемориальная квартира Моцарта.

Еще один музей Моцарта находится в Праге, где композитор пользовался особой популярностью. Экспозиция посвящена пребыванию Моцарта в Праге и чешскими мотивами в его творчестве.

В Зальцбурге также действует Моцартеум – комплекс музеев и выставочных залов фонда Моцартеум. Музеи Моцарта позволяют лучше узнать жизнь и творчество великого композитора, прикоснуться к его эпохе.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.