Рождество Христово - один из самых главных христианских праздников, посвященный рождению Иисуса Христа. Согласно евангельским текстам, Иисус родился в Вифлееме от Девы Марии, которая была обручена с Иосифом из рода царя Давида.
В православной традиции праздник Рождества предваряется 40-дневным Рождественским постом. Дата празднования в разных христианских конфессиях несколько различается - это связано с принятием разных календарей.
В настоящее время в большинстве стран Рождество - государственный праздник и выходной день, хотя его коммерциализация порой затмевает религиозное значение.
Когда рождество празднуется
В православии Рождество празднуется по юлианскому календарю - 7 января. Католическая и протестантские церкви празднуют 25 декабря по григорианскому календарю.
Рождественские традиции в разных странах
В Европе и Северной Америке Рождество отмечается как семейный праздник с богатыми традициями и обычаями. Одним из главных символов Рождества является елка, наряженная игрушками и гирляндами. Украшение елки зачастую является семейной традицией, в которой участвуют все члены семьи.
- В католических странах Европы распространены рождественские вертепы – фигурки, изображающие сцену Рождества Христова в пещере с яслями.
- В англоговорящих странах популярна традиция рождественских гимнов, которые исполняются хором ряженых перед домами.
- В Германии и Австрии есть традиция выпекать рождественский пряник в виде человечка под названием «лебкухен».
- В США и Канаде дети оставляют для Санта-Клауса молоко и печенье, а также носок для подарков.
В православных странах Рождество отмечается 7 января по юлианскому календарю. В России к этому празднику готовят блюда из постного меню: кутью, соленья, грибы, рыбу. После богослужения разговляются «сочивом» – особой кашей из риса или пшеницы с изюмом и орехами. Колядование – обход домов с пением рождественских песен – также является популярной традицией на Руси.
Несмотря на культурные и религиозные различия, Рождество во всем мире символизирует семью, благополучие и мир. Праздничные традиции помогают сплотить общество и передать будущим поколениям ценности добра и любви.
Богословское значение праздника Рождества
Рождество Христово занимает особое место в христианской богословской традиции, поскольку этот праздник отмечает воплощение Бога в человеческую плоть. В христианстве считается, что Иисус Христос – Сын Божий, Вторая Ипостась Святой Троицы, принял человеческую природу, родившись от Девы Марии.
Рождество имеет огромное значение для понимания христианской сотериологии. Воплощение Сына Божия было необходимо, чтобы искупить грех человечества и восстановить разорванную связь между Богом и людьми. Только Богочеловек мог стать посредником между Творцом и творением, чтобы примирить их через Свои страдания, смерть на Кресте и Воскресение.
В православной традиции Рождество рассматривается как первый крест Христа – Его уничижение и снисхождение в человеческое естество. Несмотря на Свою божественную природу, Христос принимает зависимое положение младенца, становясь подобным нам во всем, кроме греха. Это считается актом бесконечной любви Бога к падшему человечеству.
В католической богословской мысли особое внимание уделяется рассмотрению Рождества как исполнения ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии. Иисус Христос – долгожданный Спаситель, Который должен избавить людей от рабства греху и смерти. Многие детали евангельского повествования (рождение в Вифлееме, поклонение волхвов и т.д.) указывают на прямую связь с ветхозаветными мессианскими пророчествами.
Во всех христианских конфессиях празднование Рождества служит напоминанием о том, когда именно совершилось событие воплощения Бога Слова, ради спасения человеческого рода. Этот праздник укрепляет веру в Божественную любовь и милосердие, проявленное в посылании Сына Своего для искупления мира.
История установления даты Рождества 25 декабря
Точная дата рождения Иисуса Христа неизвестна, т.к. в Евангелиях она не указывается. Первые христиане сосредотачивались на ежегодном праздновании Пасхи и воскресений Господних, отдавая меньшее значение дате рождения Спасителя.
В Римской империи 25 декабря праздновался языческий праздник Dies Natalis Solis Invicti («День рождения непобедимого Солнца»), учрежденный императором Аврелианом в III веке. Историки предполагают, что христиане могли выбрать эту дату для своего праздника, чтобы придать ему особое символическое значение – Христос как «Солнце правды» (по аналогии с языческим богом Солнца) пришел в этот мир, чтобы озарить его Своим Божественным светом.
Профессор Феодор Смирнов отмечает, что уже в конце II – начале III века на Западе праздновалось Рождество Христово 25 декабря, параллельно с празднованием Богоявления 6 января. Папа Юлий I (337-352 гг.) ввел в Риме празднование Рождества на 25 декабря. Из Рима этот обычай распространился по другим западным регионам.
На христианском Востоке отдельный праздник Рождества появляется позже – в последней четверти IV века. Причины его установления на 25 декабря были теми же, что и на Западе: ранние христианские богословы ассоциировали Рождество с зимним солнцестоянием, указывая на символизм прихода в мир Солнца правды – Христа.
Дата 25 декабря также была получена путем добавления девяти месяцев (примерно срок беременности) к 25 марта – принятой в христианстве дате Благовещения Пресвятой Богородицы. Таким образом, согласно расчетам, примерно на этот день должно было приходиться рождение Христа.
В настоящее время православные церкви имеют различную практику празднования Рождества: 25 декабря по новоюлианскому календарю (совпадает с григорианским) или 7 января по юлианскому календарю. Однако, вне зависимости от календарных споров, сама дата имеет многовековую историю как день памяти рождения Господа нашего Иисуса Христа.
Коммерциализация Рождества в современном мире
Несмотря на сохранение религиозного значения Рождества для христиан, в последние десятилетия этот праздник приобрел ярко выраженный коммерческий характер. Особенно это проявляется в странах с секулярной культурой, где традиция празднования носит преимущественно светский характер и связана больше с семейным отдыхом, подарками и развлечениями, чем с богослужениями.
Рождественский сезон ассоциируется с массированными рекламными кампаниями и распродажами. Уже в ноябре появляются реклама подарочных товаров, предрождественские скидки, красочные рождественские витрины в магазинах. Для торговли этот период года считается пиковым по продажам – выручка может составлять от трети до половины годового объема.
Особенно широко в рождественскую пору рекламируются подарки для детей: игрушки, видеоигры, гаджеты и т.п. Этот тренд зародился в США и распространился по всему миру. Его символом стал Санта-Клаус – фигура миролюбивого старика в красной шубе, раздающего детям подарки по случаю Рождества. Хотя прототипом Санты послужил реальный христианский святой – Николай Мирликийский, современный образ Санты имеет мало общего с духовным смыслом праздника.
Еще одним важным атрибутом коммерциализированного Рождества является украшение жилища. Люди стараются нарядить свои дома празднично: вешают рождественские гирлянды, развешивают игрушки и мишуру, ставят наряженную елку. На елках обязательно присутствуют блестящие шары, фонарики, фигурки Санты и оленей. Все эти предметы массово производятся специально к рождественскому сезону.
Огромный бизнес развивается вокруг рождественских открыток, календарей, футболок и свитеров с праздничной тематикой. В праздничный сезон активно рекламируются подарочные сертификаты в магазины, салоны красоты, фитнес-клубы и другие услуги индустрии развлечений.
При этом процесс коммерциализации Рождества регулярно подвергается критике со стороны церкви и верующих. Возникают общественные движения, призывающие «вернуть Христа в Рождество», больше внимания уделять благотворительности и духовной составляющей праздника. Но высокие коммерческие обороты делают маловероятным возврат к некоммерческому Рождеству в обозримом будущем.