Торжественное открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади в Москве в 1818 году стало знаковым событием в истории русской культуры. Впервые монументальный памятник был воздвигнут в честь не царя, а народных героев - нижегородского старосты Минина и князя Пожарского, возглавивших в 1612 году народное ополчение по освобождению Москвы от польских интервентов.
Бронзовая скульптурная группа работы выдающегося русского скульптора Ивана Петровича Мартоса призвана увековечить подвиг народа, в трудную годину вставшего на защиту родины. Образы национальных героев Минина и Пожарского олицетворяют единение народа перед лицом внешней опасности.
История создания
Идея создания памятника гражданину Минину и князю Пожарскому впервые прозвучала в начале 1803 года от «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств». Общество призвало «начертать проект для сооружения памятника Пожарскому и Минину в Москве на средства, собранные по подписке среди граждан
В 1808 году проект монумента работы скульптора Ивана Петровича Мартоса был одобрен императором. Во всех губерниях России с 1809 года начался сбор средств на сооружение памятника в Нижнем Новгороде и Москве. К 1811 году было собрано 136 тысяч рублей, и принято решение об установке монумента в Москве.
Изготовление памятника затянулось из-за начавшейся в 1812 году Отечественной войны. Лишь в 1815 году Мартос представил большую модель будущего монумента для всеобщего обозрения. В 1817 году памятник водным путем доставили из Петербурга в Москву.
Общественная инициатива
Идея установить памятник гражданину Минину и князю Пожарскому впервые прозвучала от прогрессивной части общества. В 1803 году просветительская организация. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств на одном из заседаний выступила с призывом начать сбор средств на сооружение такого монумента в Москве.
Этот призыв нашел живейший отклик в сердцах многих патриотически настроенных граждан России. Идея увековечить подвиг простых людей — нижегородского гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, сумевших поднять на борьбу с польскими интервентами народное ополчение и освободить Москву, — эта идея вдохновила многих.
Общественность увидела в лице Минина и Пожарского образ истинных патриотов Родины, чей подвиг должен служить примером для потомков. К тому же установка первого общественного монумента не царю, а народным героям сама по себе несла важный политический и идеологический посыл.
Предложение «Вольного общества» получило поддержку влиятельных лиц при дворе императора Александра I, который одобрил эту идею. Так зародилась общественная инициатива, направленная на увековечение памяти российских национальных героев Минина и Пожарского и их великого подвига в истории России.
Сбор средств по всей России
После того, как в 1808 году проект памятника гражданину Минину и князю Пожарскому работы скульптора Ивана Мартоса получил высочайшее одобрение, начался сбор добровольных пожертвований по всей России на сооружение этого монумента. Во все губернии были разосланы гравюры с изображением утвержденного проекта, чтобы каждый житель империи мог внести посильный вклад в это благое дело. Тысячи людей откликнулись на этот призыв - от простых крестьян до купцов и дворян.
Изначально планировалось установить памятник в Нижнем Новгороде, но к 1811 году сумма собранных средств достигла 136 тысяч рублей. Этого было достаточно для изготовления и установки монумента в самом сердце России - ее столице Москве.
Таким образом, эта идея действительно объединила людей по всей стране в стремлении отдать дань уважения национальным героям Минину и Пожарскому, чьи имена навсегда вписаны в летопись российской истории. Это была поистине общенародная инициатива, реализованная на добровольные пожертвования граждан России.
Торжественное открытие памятника
Торжественная церемония открытия памятника гражданину Минину и князю Пожарскому работы скульптора Ивана Мартоса состоялась 20 февраля 1818 года в Москве. После долгого путешествия водой из Петербурга, где монумент был отлит, памятник наконец занял отведенное ему почетное место в самом центре Красной площади напротив главного торгового корпуса Китай-города.
На торжественную церемонию собралось огромное количество народа. Крыши Гостиного двора, специально возведенные трибуны для дворянства у Кремлевской стены и даже башни Московского Кремля были заполнены зрителями, с восторгом встречавшими это событие.
Установка первого в Москве общественного монумента, посвященного не царю, а народным героям, воспринималась как важная веха в истории российской культуры. Памятник Минину и Пожарскому олицетворял пробуждение национального самосознания русского народа.
На открытии выступали видные государственные деятели и деятели культуры. Звучали торжественные оды и стихи в честь Минина и Пожарского. Это событие надолго запечатлелось в памяти всех его свидетелей как яркое воплощение патриотического подъема в российском обществе.
Композиция и символика
В основе композиции монумента гражданину Минину и князю Пожарскому лежит задумка скульптора Ивана Мартоса запечатлеть момент пробуждения народного самосознания перед лицом внешней опасности.
На переднем плане памятника изображен Кузьма Минин. Этот простой нижегородский мясник, ставший одним из вождей народного ополчения, жестом указывает на Москву, отбитую у польских интервентов. В его облике воплощен образ народного героя, мудрого и решительного в нужный момент.
Рядом с Мининым находится князь Дмитрий Пожарский, изображенный сидящим, опирающимся на щит. Этим автор памятника намекает на ранение Пожарского, полученное в боях с врагами. Однако, несмотря на раны, князь готов подняться и вновь повести войско на защиту Родины, о чем свидетельствует переданный ему Мининым меч - символ власти и решимости.
- Таким образом, в памятнике отражена идея единения разных сословий перед лицом внешней опасности во имя защиты Отечества. Простой гражданин Минин и князь Пожарский плечом к плечу отстояли независимость России в Смутное время.
- Кроме того, сооружение монумента на народные пожертвования и установка его в центре Москвы, а не в честь очередного царя подчеркивали общенациональный, а не династический характер этой знаковой победы русского оружия.
Авторы проекта
Авторами проекта памятника гражданину Минину и князю Пожарскому стали выдающиеся деятели российской культуры начала XIX века. Идея создания монумента принадлежит членам Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Эта передовая организация объединяла многих писателей, ученых и художников, в том числе Василия Жуковского, Кондратия Рылеева, Федора Глинку, Сергея Глинку.
Непосредственным автором скульптурной композиции является Иван Петрович Мартос - выдающийся русский скульптор, академик Императорской академии художеств. Именно его проект памятника в 1808 году получил высочайшее одобрение императора. Отливкой монумента руководил талантливый литейщик Василий Петрович Екимов. Он сумел воплотить в бронзе грандиозный замысел Мартоса. Таким образом, над воплощением этого уникального проекта работали лучшие мастера своего дела.
Перемещение памятника
Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому был торжественно открыт в 1818 году в самом центре Красной площади напротив Гостиного двора в Москве. Однако уже через сто лет ему пришлось уступить это место Мавзолею В.И. Ленина. В 20-30-е годы XX века Красная площадь подверглась серьезной реконструкции. Было принято решение о переносе памятника к храму Василия Блаженного, где он и находится в наши дни. Так памятник Минину и Пожарскому оказался тесно связан с образом другого уникального архитектурного сооружения - Покровского собора, что придало этому месту особое символическое значение.
Процесс перемещения грандиозного бронзового монумента представлял немалую техническую сложность. Потребовались создание специальных механизмов, расчет траектории транспортировки с учетом рельефа местности, временный демонтаж отдельных фрагментов. Однако все эти трудности были преодолены благодаря слаженной работе инженеров, строителей и рабочих. Перемещение стало важным этапом в истории этого выдающегося памятника русской культуры, позволившего сохранить его для потомков.
Значение для русской культуры
Памятник Минину и Пожарскому является важной вехой в развитии русской культуры и общественной мысли. Это первый в Москве общественный монумент, посвященный не царствующему монарху, а народным героям. Тем самым памятник отразил новое отношение к истории России, когда на первый план выдвигались подвиги простых людей во имя Отечества. Торжественное открытие памятника гражданину Минину и князю Пожарскому, первого общественного монумента в Москве, свидетельствовало о складывании в русском обществе новых гражданских представлений об истинных национальных ценностях.
Скульптор Иван Мартос воплотил новый для того времени тип исторического памятника-призыва. Фигуры героев показаны в динамике: Минин протягивает меч Пожарскому, призывая его возглавить народное ополчение. Скульптор видел свою задачу в том, чтобы не только увековечить память о подвиге Минина и Пожарского, но и напомнить потомкам об их гражданском долге. Такой подход отличался от преобладавшей ранее статичной монументальности.
Создание и установка памятника Минину и Пожарскому в центре Москвы имела огромное значение для развития общественного самосознания и патриотизма в России. Впервые сооружался общенациональный монумент, прославлявший подвиг народа, а не монарха. Впервые в истории монументального искусства России была предпринята попытка создания гражданского, а не царского пантеона национальных героев. Это послужило важным импульсом для дальнейшего развития патриотических настроений в обществе.
Народная память
Памятник Минину и Пожарскому стал по-настоящему народным монументом. Он навсегда вошел в сознание нескольких поколений россиян как символ патриотизма и единения перед лицом внешней опасности. Памятник олицетворяет лучшие черты русского национального характера - способность консолидироваться ради защиты Родины, преодолевать внутренние разногласия и жертвовать личными интересами во имя общего блага.
Уже при торжественном открытии памятника в 1818 году проявился его поистине всенародный характер. По свидетельствам очевидцев, на церемонии присутствовали представители всех сословий и классов - от простолюдинов до знати.
В дальнейшем памятник Минину и Пожарскому прочно вошел в культурно-исторический ландшафт Москвы и всей России. Поколения горожан и приезжих воспринимали его как неотъемлемую часть ансамбля Красной площади наряду с храмом Василия Блаженного и кремлевскими башнями. Для многих посещение памятника становилось обязательным пунктом знакомства с достопримечательностями столицы.
Особую роль памятник сыграл в годы испытаний для России. Во время Отечественной войны 1812 года образы Минина и Пожарского вдохновляли русских солдат на борьбу с наполеоновским нашествием. В годы Великой Отечественной войны памятник олицетворял несгибаемость духа и веру в Победу. Для защитников Москвы он стал символом того, ради чего стоит сражаться.
Памятник Минину и Пожарскому - это не просто произведение искусства, а часть исторической памяти русского народа. Созданный по народной инициативе, он навсегда сохранится в сердцах благодарных потомков как символ единства, мужества и патриотизма.
Аналоги в других городах
Памятник Минину и Пожарскому в Москве стал прообразом для целого ряда монументов этим народным героям, установленных в других городах России, прежде всего в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. Эти памятники отражают общероссийское значение подвига Минина и Пожарского, их образы стали поистине национальным достоянием.
Одним из первых был сооружен памятник в Нижнем Новгороде - родном городе Кузьмы Минина. Еще в 1809 году Александр I повелел установить здесь монумент в честь приснопамятного события 1612 года. Первоначально предполагалось создать точную копию московского памятника работы Мартоса. Однако в итоге в Нижнем Новгороде в 1828 году был открыт бронзовый памятник работы скульптора Ивана Петровича Мартоса.
В отличие от московского, нижегородский памятник изображал Минина и Пожарского сидящими. Композиция включала также фигуры крестьян, кузнеца и юноши. Памятник установили на Театральной площади города, где он находится и в настоящее время. Монумент неоднократно реставрировался, в том числе к празднованию 1000-летия Нижнего Новгорода в 1961 году.
Еще один известный памятник Минину и Пожарскому был открыт в Санкт-Петербурге в 1818 году - в тот же год, что и московский. Он представляет собой гранитный обелиск высотой около 17 метров, увенчанный бронзовыми фигурами народных героев. Авторами монумента стали скульптор Иван Петрович Мартос и архитектор Авраам Мельников. Памятник установили на Сенатской площади напротив здания Сената и Синода.
В советские годы обелиск перенесли на небольшую площадь около Московских ворот, где он находится и в настоящее время. Несмотря на перемещение, петербургский монумент Минину и Пожарскому по-прежнему остается одним из символов города, напоминая о славных страницах истории России.
Помимо Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга, памятники Минину и Пожарскому есть и в других городах - Ярославле, Рыбинске, Пензе, Туле, Симферополе и других. Эти монументы отдают дань уважения всенародному подвигу 1612 года, ставшему поистине общероссийским достоянием. Они демонстрируют, что память о Минине и Пожарском живет в сердцах соотечественников по всей России.
Образ в искусстве
Памятник Минину и Пожарскому работы Ивана Мартоса на Красной площади вошел в сокровищницу русской культуры и многократно воспроизводился в произведениях живописи, графики, скульптуры и других видов искусства. Образ народных героев и монумента в их честь получил широкое распространение как символ патриотизма и единения ради защиты Родины.
Уже при жизни автора памятника создавались гравюры с его изображением. Они распространялись по городам России в ходе сбора средств на сооружение монумента, чтобы знакомить людей с проектом будущего памятника. Позднее появились живописные полотна, запечатлевшие торжественное открытие памятника в 1818 году. Их авторами стали такие художники, как А.Я. Венецианов, В.И. Суриков, И.М. Прянишников.
В советскую эпоху тема подвига Минина и Пожарского получила особое звучание. В живописи тех лет памятник на Красной площади нередко становился фоном для изображения революционных событий 1917 года. Образ памятника присутствует и в современном изобразительном искусстве, в частности в работах московских художников, посвященных Красной площади. Так, на полотне В.Ф. Рындина «Красная площадь. Праздник» монумент Минину и Пожарскому запечатлен на заднем плане яркой праздничной сцены.
Таким образом, памятник Минину и Пожарскому работы великого русского скульптора Ивана Мартоса является не только выдающимся произведением монументального искусства, но и неотъемлемой частью образа Красной площади, многократно воспроизведенной в живописи, графике и скульптуре разных эпох.
Современное состояние
В настоящее время памятник Минину и Пожарскому, созданный скульптором И.П. Мартосом, является неотъемлемой частью ансамбля Красной площади в Москве. С 1930-х годов он располагается у северо-восточного угла храма Василия Блаженного после переноса с центральной части площади в связи с ее реконструкцией.
За более чем 200-летнюю историю памятник неоднократно реставрировался с применением современных технологий. В частности, в 2001-2002 гг. специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря провели масштабную реставрацию монумента.
Были выполнены работы по очистке бронзовой скульптурной группы от загрязнений, укреплению поверхности, восстановлению утраченных деталей. Также отреставрировали гранитный постамент, ступени, металлическое ограждение. Реставраторы вернули памятнику первоначальный облик, при этом максимально сохранив подлинные элементы.