А. Н. Островский: биография драматурга, личная жизнь и творчество

Александр Николаевич Островский по праву считается одним из величайших русских писателей. Его пьесы, посвященные быту и нравам купечества и мещанства, открыли новую страницу в истории русской драматургии и театра.

Детство и юность

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Замоскворечье, старинном районе в центре Москвы. Его отец, Николай Федорович, был сыном священника, сам окончил духовную академию, но стал работать судебным стряпчим.

Мать посвящала много времени воспитанию детей. Островский занимался танцами и вокалом, изучал французский и немецкий языки, а также много читал. Мать, Любовь Ивановна, умерла, когда Александру было 9 лет.

Через 5 лет отец женился на баронессе Эмилии фон Тессин, которая заботливо относилась к детям мужа. Она продолжила обучение детей: рассказывала им о истории европейского искусства и наняла учителей для изучения греческого и итальянского языков.

Благодаря обеспеченному положению семьи Островские могли уделять большое внимание образованию детей. В 1835 году Александр поступил в гимназию, а после ее окончания в 1840 году - на юридический факультет Московского университета. Однако учебу он не закончил, не сдав экзамен по римскому праву.

По настоянию отца Островский в 1843 году устроился на службу канцеляристом в Совестный суд. До 1850 года он работал в различных московских судах. Эта работа дала ему бесценный материал для будущих пьес. Уже к 1846 году Островский написал много сцен из купеческой жизни и задумал комедию «Свои люди — сочтемся!».

Детство и юность драматурга прошли в Замоскворечье. Благодаря отцовской библиотеке Островский рано заинтересовался литературой. Однако из-за желания отца он получил юридическое образование и несколько лет проработал канцеляристом в судах. Этот опыт впоследствии очень пригодился ему как драматургу.

Начало литературной деятельности

Первой публикацией Островского стала небольшая пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя», напечатанные в 1847 году в «Московском городском листке». Эти ранние произведения вызвали интерес литературной общественности Москвы.

Настоящую известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтемся!», опубликованная в 1850 году в журнале М.П. Погодина «Москвитянин». Пьеса резко критиковала пороки купеческой среды. Это вызвало недовольство влиятельных московских купцов, пожаловавшихся властям.

В результате Николай I лично распорядился запретить постановку «Свои люди — сочтемся!» и уволить Островского с государственной службы. Над писателем был установлен полицейский надзор, снятый лишь после воцарения Александра II.

Так началась литературная карьера Островского. Его пьесы вызывали противоречивую, но острую реакцию в обществе. С 1856 года он становится постоянным автором журнала «Современник». Появляются первые серьезные критические статьи о его творчестве.

Летом 1856 года Островский отправился в поездку вдоль Волги. Посетил различные города, такие как Тверь, Торжок, Ржев и другие. Основной целью путешествия было описать повседневную жизнь и местные обычаи жителей, промыслы, диалекты. В поездке произошел несчастный случай. Писатель несколько месяцев лежал с переломами, за это время написал пьесу «Доходное место».

В 1883 году за заслуги перед русской драматургией Островский был удостоен пожизненной пенсии от императора Александра III. Однако финансовые трудности не покидали его до конца жизни.

старые книги и перо на деревянном столе

Успех первых пьес

Первую известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтемся!», опубликованная в 1850 году в журнале «Москвитянин». Эта пьеса получила одобрительные отзывы Н.В. Гоголя и И.А. Гончарова, однако вызвала недовольство влиятельного московского купечества, которое посчитало, что автор обидел их сословие. В результате пьесу запретили к постановке, а самого Островского уволили со службы и взяли под полицейский надзор.

Следующей пьесой Островского, удостоившейся сценической постановки, стала комедия «Не в свои сани не садись», впервые сыгранная в Московском Малом театре в 1853 году. На протяжении более чем тридцати лет, начиная с этого времени, новые пьесы Островского почти ежегодно ставились в ведущих театрах Москвы и Санкт-Петербурга.

Огромный успех выпал на долю драмы «Гроза», опубликованной в 1860 году. Это произведение удостоилось восторженной оценки Н.А. Добролюбова в статье «Луч света в темном царстве». В следующем, 1861 году, был наконец разрешен к постановке спектакль по пьесе «Свои люди — сочтемся!», принесшей автору первую известность одиннадцатью годами ранее.

Создание нового театра

Творчество Островского оказало революционное влияние на русский театр. Его пьесы потребовали новой сценической эстетики и нового типа актера. Островский создал собственную театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.

В противовес театру «громких страстей» Островский выдвинул идею психологического реализма на сцене. Суть его новаторского подхода заключалась в отсутствии экстремальных ситуаций и актерского пафоса. Его пьесы изображали обыденные коллизии простых людей, чьи жизненные драмы уходили в повседневный быт и внутренний мир человека.

Реализовать новое видение театра Островскому помог созданный им актерский ансамбль, куда вошли С.В. Васильев, Е.Н. Самойлов, П.М. Садовский и другие выдающиеся мастера сцены. Их совместная работа под руководством драматурга привела к рождению психологического театра в России, получившего дальнейшее развитие в творчестве К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

черно-белая фотография театральной сцены с актерами

Творческие искания

На протяжении всего творческого пути Островский экспериментировал с жанрами и формами. Уже в ранних пьесах он сочетал элементы комедии, драмы и трагедии, создавая новаторские «трагикомедии». В зрелом творчестве драматург обратился к исторической тематике, написав пять «Хроник в стихах» о Смутном времени.

Особое место в наследии Островского занимает пьеса-сказка «Снегурочка», созданная в 1873 году. Это произведение отличается лиризмом, поэтичностью, органичным сплавом фольклорных и литературных традиций. Для работы над «Снегурочкой» Островский тщательно изучал древнерусскую культуру, обращался к таким памятникам, как «Слово о полку Игореве». Сам автор очень высоко ценил эту пьесу и писал, что в ней он «выхожу на новую дорогу».

«Снегурочка» Островского вдохновила П.И. Чайковского на создание блестящей одноименной оперы. Премьера ее состоялась вместе с драматургом на сцене Большого театра в 1873 году. Восторженно отозвался об этом спектакле И.С. Тургенев, отметивший «красоту и легкость языка» пьесы. Также в 1880 году на сюжет «Снегурочки» написал свою оперу Н.А. Римский-Корсаков.

Личная жизнь

Личная жизнь Островского была драматичной и полной трагических потерь. Еще в молодости он пережил неразделенную любовь к актрисе Л.П. Косицкой, которая отвергла его чувства. Затем на протяжении двадцати лет драматург жил в гражданском браке с крестьянкой Агафьей Ивановной. От этого союза родилось несколько детей, умерших в раннем возрасте.

После смерти Агафьи Ивановны Островский в 1869 году обвенчался с актрисой М.В. Бахметьевой. В браке родилось четыре сына и две дочери. Тем не менее, денежные проблемы не оставляли Островского до конца жизни, несмотря на гонорары за пьесы и пенсию, пожалованную Александром III.

Тяжело сказывалось на здоровье Островского и напряженное творчество, истощившее его организм. Последние годы драматург провел, страдая болезнями сердца. Скончался он в 1886 году в своем имении Щелыково от остановки сердца. Последней работой Островского стал перевод трагедии У. Шекспира «Антоний и Клеопатра».

Последние годы

В последнее десятилетие жизни Островский активно занимался общественной деятельностью, направленной на улучшение положения театрального сообщества России. В 1874 году он стал бессменным председателем Общества русских драматургов и оперных композиторов.

Кроме того, Островский много сделал для реформирования театрального законодательства Российской империи. Работая в специальной комиссии по пересмотру норм, регулирующих театральное дело, он добился многих преобразований, улучшивших положение деятелей сцены.

В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Эти должности позволили ему оказывать еще большее влияние на развитие отечественной драматургии и сценического искусства. За год до кончины, в возрасте 63 лет, Островский скончался от болезни сердца в своем имении.

Вклад Островского в драматургию и театр

Островский сыграл выдающуюся роль в становлении русского национального театра. Его пьесы во многом определили пути развития отечественной сцены в XIX-XX веках. Главным вкладом драматурга стало создание психологического реалистического театра, основанного на глубоком анализе внутреннего мира человека.

Кроме того, именно Островский выработал принципы актерской школы, требовавшей от исполнителя органичного перевоплощения в сценический образ. Его идеи эстетики «переживания», а не «представления» были воплощены К.С. Станиславским в системе, получившей мировое признание.

Наследие Островского в театральной сфере включает в себя создание Московского театрального училища, реформирование законодательства о сценическом искусстве, а также огромный вклад в репертуар отечественных театров. Пьесы Островского и сегодня остаются эталоном национальной драматургии.

Гончаров, Тургенев, Дружинин, Островский, Толстой, Григорович

Островский и критика

Творчество Островского вызвало полярные оценки как при жизни драматурга, так и в последующие эпохи. Уже после выхода первых пьес разгорелись споры об их художественных достоинствах и недостатках.

В XIX веке ведущие критики Н.А. Добролюбов и А.А. Григорьев по-разному оценивали значение наследия Островского. Если Добролюбов видел в нем «луч света в темном царстве» крепостничества, то Григорьев обвинял драматурга в искажении народной жизни.

Дискуссии вокруг Островского активизировались в советскую эпоху и продолжаются по сей день. Одни исследователи, такие как М.М. Лобанов, усматривали в его творчестве черты социального обличителя. Другие, вроде М.А. Булгакова, отмечали в пьесах консервативные тенденции и идеализацию патриархальщины.

Несмотря на противоречивость интерпретаций, большинство критиков единодушно признают Островского величайшим русским драматургом, сыгравшим определяющую роль в становлении национальной драматургии и театрального искусства.

Наследие Островского

Александр Николаевич Островский оставил богатейшее литературное наследие. Он написал 47 пьес, многие из которых стали классикой русской драматургии и до сих пор ставятся в театрах. К наиболее известным произведениям Островского относятся комедии «Свои люди — сочтемся!», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бедность не порок», «Лес» и драмы «Гроза», «Бесприданница».

Островский обогатил русский драматический театр, создав яркие, запоминающиеся образы купцов, мещан, разночинцев. Его пьесы отразили быт и нравы различных слоев русского общества XIX века. При этом в своих произведениях Островский поднимал вечные темы любви, верности, предательства, лицемерия.

Кроме драматургии, Островский занимался переводами произведений Шекспира, написал несколько исторических пьес в стихах на сюжеты из русской истории. Его последней работой стал перевод трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра».

Островский внес большой вклад в развитие русского театра. Он сформулировал принципы новой театральной эстетики, потребовавшей появления актеров нового типа. Драматург основал Артистический кружок, где зарождались таланты будущих знаменитых актеров.

Творчество и биография Островского оказало огромное влияние на последующие поколения драматургов и театральных деятелей. Его пьесы до сих пор не сходят со сцен российских и зарубежных театров. А.Н. Островский по праву считается основоположником русского национального театра.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.