Александр Николаевич Островский по праву считается одним из величайших русских писателей. Его пьесы, посвященные быту и нравам купечества и мещанства, открыли новую страницу в истории русской драматургии и театра.
Детство и юность
Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Замоскворечье, старинном районе в центре Москвы. Его отец, Николай Федорович, был сыном священника, сам окончил духовную академию, но стал работать судебным стряпчим.
Мать посвящала много времени воспитанию детей. Островский занимался танцами и вокалом, изучал французский и немецкий языки, а также много читал. Мать, Любовь Ивановна, умерла, когда Александру было 9 лет.
Через 5 лет отец женился на баронессе Эмилии фон Тессин, которая заботливо относилась к детям мужа. Она продолжила обучение детей: рассказывала им о истории европейского искусства и наняла учителей для изучения греческого и итальянского языков.
Благодаря обеспеченному положению семьи Островские могли уделять большое внимание образованию детей. В 1835 году Александр поступил в гимназию, а после ее окончания в 1840 году - на юридический факультет Московского университета. Однако учебу он не закончил, не сдав экзамен по римскому праву.
По настоянию отца Островский в 1843 году устроился на службу канцеляристом в Совестный суд. До 1850 года он работал в различных московских судах. Эта работа дала ему бесценный материал для будущих пьес. Уже к 1846 году Островский написал много сцен из купеческой жизни и задумал комедию «Свои люди — сочтемся!».
Детство и юность драматурга прошли в Замоскворечье. Благодаря отцовской библиотеке Островский рано заинтересовался литературой. Однако из-за желания отца он получил юридическое образование и несколько лет проработал канцеляристом в судах. Этот опыт впоследствии очень пригодился ему как драматургу.
Начало литературной деятельности
Первой публикацией Островского стала небольшая пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя», напечатанные в 1847 году в «Московском городском листке». Эти ранние произведения вызвали интерес литературной общественности Москвы.
Настоящую известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтемся!», опубликованная в 1850 году в журнале М.П. Погодина «Москвитянин». Пьеса резко критиковала пороки купеческой среды. Это вызвало недовольство влиятельных московских купцов, пожаловавшихся властям.
В результате Николай I лично распорядился запретить постановку «Свои люди — сочтемся!» и уволить Островского с государственной службы. Над писателем был установлен полицейский надзор, снятый лишь после воцарения Александра II.
Так началась литературная карьера Островского. Его пьесы вызывали противоречивую, но острую реакцию в обществе. С 1856 года он становится постоянным автором журнала «Современник». Появляются первые серьезные критические статьи о его творчестве.
Летом 1856 года Островский отправился в поездку вдоль Волги. Посетил различные города, такие как Тверь, Торжок, Ржев и другие. Основной целью путешествия было описать повседневную жизнь и местные обычаи жителей, промыслы, диалекты. В поездке произошел несчастный случай. Писатель несколько месяцев лежал с переломами, за это время написал пьесу «Доходное место».
В 1883 году за заслуги перед русской драматургией Островский был удостоен пожизненной пенсии от императора Александра III. Однако финансовые трудности не покидали его до конца жизни.
Успех первых пьес
Первую известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтемся!», опубликованная в 1850 году в журнале «Москвитянин». Эта пьеса получила одобрительные отзывы Н.В. Гоголя и И.А. Гончарова, однако вызвала недовольство влиятельного московского купечества, которое посчитало, что автор обидел их сословие. В результате пьесу запретили к постановке, а самого Островского уволили со службы и взяли под полицейский надзор.
Следующей пьесой Островского, удостоившейся сценической постановки, стала комедия «Не в свои сани не садись», впервые сыгранная в Московском Малом театре в 1853 году. На протяжении более чем тридцати лет, начиная с этого времени, новые пьесы Островского почти ежегодно ставились в ведущих театрах Москвы и Санкт-Петербурга.
Огромный успех выпал на долю драмы «Гроза», опубликованной в 1860 году. Это произведение удостоилось восторженной оценки Н.А. Добролюбова в статье «Луч света в темном царстве». В следующем, 1861 году, был наконец разрешен к постановке спектакль по пьесе «Свои люди — сочтемся!», принесшей автору первую известность одиннадцатью годами ранее.
Создание нового театра
Творчество Островского оказало революционное влияние на русский театр. Его пьесы потребовали новой сценической эстетики и нового типа актера. Островский создал собственную театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.
В противовес театру «громких страстей» Островский выдвинул идею психологического реализма на сцене. Суть его новаторского подхода заключалась в отсутствии экстремальных ситуаций и актерского пафоса. Его пьесы изображали обыденные коллизии простых людей, чьи жизненные драмы уходили в повседневный быт и внутренний мир человека.
Реализовать новое видение театра Островскому помог созданный им актерский ансамбль, куда вошли С.В. Васильев, Е.Н. Самойлов, П.М. Садовский и другие выдающиеся мастера сцены. Их совместная работа под руководством драматурга привела к рождению психологического театра в России, получившего дальнейшее развитие в творчестве К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
Творческие искания
На протяжении всего творческого пути Островский экспериментировал с жанрами и формами. Уже в ранних пьесах он сочетал элементы комедии, драмы и трагедии, создавая новаторские «трагикомедии». В зрелом творчестве драматург обратился к исторической тематике, написав пять «Хроник в стихах» о Смутном времени.
Особое место в наследии Островского занимает пьеса-сказка «Снегурочка», созданная в 1873 году. Это произведение отличается лиризмом, поэтичностью, органичным сплавом фольклорных и литературных традиций. Для работы над «Снегурочкой» Островский тщательно изучал древнерусскую культуру, обращался к таким памятникам, как «Слово о полку Игореве». Сам автор очень высоко ценил эту пьесу и писал, что в ней он «выхожу на новую дорогу».
«Снегурочка» Островского вдохновила П.И. Чайковского на создание блестящей одноименной оперы. Премьера ее состоялась вместе с драматургом на сцене Большого театра в 1873 году. Восторженно отозвался об этом спектакле И.С. Тургенев, отметивший «красоту и легкость языка» пьесы. Также в 1880 году на сюжет «Снегурочки» написал свою оперу Н.А. Римский-Корсаков.
Личная жизнь
Личная жизнь Островского была драматичной и полной трагических потерь. Еще в молодости он пережил неразделенную любовь к актрисе Л.П. Косицкой, которая отвергла его чувства. Затем на протяжении двадцати лет драматург жил в гражданском браке с крестьянкой Агафьей Ивановной. От этого союза родилось несколько детей, умерших в раннем возрасте.
После смерти Агафьи Ивановны Островский в 1869 году обвенчался с актрисой М.В. Бахметьевой. В браке родилось четыре сына и две дочери. Тем не менее, денежные проблемы не оставляли Островского до конца жизни, несмотря на гонорары за пьесы и пенсию, пожалованную Александром III.
Тяжело сказывалось на здоровье Островского и напряженное творчество, истощившее его организм. Последние годы драматург провел, страдая болезнями сердца. Скончался он в 1886 году в своем имении Щелыково от остановки сердца. Последней работой Островского стал перевод трагедии У. Шекспира «Антоний и Клеопатра».
Последние годы
В последнее десятилетие жизни Островский активно занимался общественной деятельностью, направленной на улучшение положения театрального сообщества России. В 1874 году он стал бессменным председателем Общества русских драматургов и оперных композиторов.
Кроме того, Островский много сделал для реформирования театрального законодательства Российской империи. Работая в специальной комиссии по пересмотру норм, регулирующих театральное дело, он добился многих преобразований, улучшивших положение деятелей сцены.
В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Эти должности позволили ему оказывать еще большее влияние на развитие отечественной драматургии и сценического искусства. За год до кончины, в возрасте 63 лет, Островский скончался от болезни сердца в своем имении.
Вклад Островского в драматургию и театр
Островский сыграл выдающуюся роль в становлении русского национального театра. Его пьесы во многом определили пути развития отечественной сцены в XIX-XX веках. Главным вкладом драматурга стало создание психологического реалистического театра, основанного на глубоком анализе внутреннего мира человека.
Кроме того, именно Островский выработал принципы актерской школы, требовавшей от исполнителя органичного перевоплощения в сценический образ. Его идеи эстетики «переживания», а не «представления» были воплощены К.С. Станиславским в системе, получившей мировое признание.
Наследие Островского в театральной сфере включает в себя создание Московского театрального училища, реформирование законодательства о сценическом искусстве, а также огромный вклад в репертуар отечественных театров. Пьесы Островского и сегодня остаются эталоном национальной драматургии.
Островский и критика
Творчество Островского вызвало полярные оценки как при жизни драматурга, так и в последующие эпохи. Уже после выхода первых пьес разгорелись споры об их художественных достоинствах и недостатках.
В XIX веке ведущие критики Н.А. Добролюбов и А.А. Григорьев по-разному оценивали значение наследия Островского. Если Добролюбов видел в нем «луч света в темном царстве» крепостничества, то Григорьев обвинял драматурга в искажении народной жизни.
Дискуссии вокруг Островского активизировались в советскую эпоху и продолжаются по сей день. Одни исследователи, такие как М.М. Лобанов, усматривали в его творчестве черты социального обличителя. Другие, вроде М.А. Булгакова, отмечали в пьесах консервативные тенденции и идеализацию патриархальщины.
Несмотря на противоречивость интерпретаций, большинство критиков единодушно признают Островского величайшим русским драматургом, сыгравшим определяющую роль в становлении национальной драматургии и театрального искусства.
Наследие Островского
Александр Николаевич Островский оставил богатейшее литературное наследие. Он написал 47 пьес, многие из которых стали классикой русской драматургии и до сих пор ставятся в театрах. К наиболее известным произведениям Островского относятся комедии «Свои люди — сочтемся!», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бедность не порок», «Лес» и драмы «Гроза», «Бесприданница».
Островский обогатил русский драматический театр, создав яркие, запоминающиеся образы купцов, мещан, разночинцев. Его пьесы отразили быт и нравы различных слоев русского общества XIX века. При этом в своих произведениях Островский поднимал вечные темы любви, верности, предательства, лицемерия.
Кроме драматургии, Островский занимался переводами произведений Шекспира, написал несколько исторических пьес в стихах на сюжеты из русской истории. Его последней работой стал перевод трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра».
Островский внес большой вклад в развитие русского театра. Он сформулировал принципы новой театральной эстетики, потребовавшей появления актеров нового типа. Драматург основал Артистический кружок, где зарождались таланты будущих знаменитых актеров.
Творчество и биография Островского оказало огромное влияние на последующие поколения драматургов и театральных деятелей. Его пьесы до сих пор не сходят со сцен российских и зарубежных театров. А.Н. Островский по праву считается основоположником русского национального театра.