Амортизаторы играют важную роль в подвеске автомобиля. Они отвечают за гашение колебаний кузова и обеспечивают комфортное и безопасное вождение. Со временем амортизаторы выходят из строя и требуют ремонта.
В статье мы разберем, как определить неисправность амортизаторов, можно ли отремонтировать их своими руками и когда лучше купить новые.
Проверка и своевременный ремонт амортизаторов поможет поддерживать автомобиль в хорошем состоянии и избежать опасных ситуаций на дороге.
Как определить неисправность амортизаторов
Одним из главных признаков неисправности амортизаторов является их подтекание. Если под автомобилем начинают появляться лужи масла – это однозначный повод обратить внимание на состояние амортизаторов. Кроме визуального осмотра подтеков, существует несколько простых способов самостоятельно определить, что амортизаторы «плывут»:
- При нажатии на капот или бампер машина долго раскачивается, продолжая колебания. В норме автомобиль должен быстро успокоиться.
- При движении по неровной дороге ощущается сильная «качка» кузова. Хорошие амортизаторы должны «гасить» подобные колебания.
- При торможении задняя часть авто проседает сильнее обычного. Амортизаторы должны препятствовать резким «приседаниям».
Для более точной диагностики рекомендуется проверить амортизаторы на специальном диагностическом оборудовании в автосервисе. Стенд позволит определить степень износа деталей и необходимость ремонта или замены амортизаторов.
Также при осмотре автомобиля нужно обратить внимание на наличие стуков при движении по неровностям. Это может говорить об износе деталей подвески, в том числе амортизаторов. Для выявления проблемы рекомендуется проехать по ровному и неровному участкам дороги и сравнить ощущения.
Возможен ли ремонт амортизаторов своими руками
Вопрос о возможности ремонта амортизаторов своими руками не имеет однозначного ответа. Все зависит от конструкции и типа амортизаторов, установленных на вашем автомобиле.
Современные автомобили в подавляющем большинстве оснащаются неразборными гидравлическими амортизаторами. Их ремонт в домашних условиях крайне затруднителен из-за отсутствия доступа к внутренним деталям. Разбирать такие амортизаторы самостоятельно не рекомендуется, т.к. существует высокий риск поломки и последующей необходимости замены всей детали.
Определенные навыки и наличие специального оборудования позволяют самостоятельно разобрать и отремонтировать телескопические амортизаторы старых моделей автомобилей. Для этого потребуются:
- Съемник для сжатия пружины
- Ключи необходимых размеров
- Емкость для слива масла
- Новое масло для заливки
- Набор прокладок и сальников для замены
Последовательность разборки:
- Снять пружину при помощи съемника
- Открутить гайку крепления поршня
- Вынуть поршень, слить масло
- Заменить изношенные прокладки и сальники
- Собрать в обратном порядке, залить масло
Однако даже при наличии необходимых навыков и инструментов результат такого ремонта может оказаться непредсказуемым. Сильно изношенные детали лучше заменить на новые оригинальные.
Также возможна замена наполнителя амортизатора - масла или газа. Но данная процедура влияет лишь на характеристики демпфирования и не устраняет последствия износа основных деталей.
Поэтому, если амортизаторы значительно выработали свой ресурс, целесообразнее их заменить, нежели тратить время на сомнительный ремонт. А ремонт имеет смысл в случае незначительной, точечной поломки - например, повреждения сальника или небольшой течи масла.
Когда проще купить новые амортизаторы
Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, амортизаторы выполняют очень важные функции - обеспечивают устойчивость и управляемость автомобиля. Поэтому от надежности их работы напрямую зависит безопасность водителя и пассажиров.
Амортизаторы, выработавшие свой ресурс, сильно снижают характеристики управляемости и торможения автомобиля. В таком случае даже качественный ремонт амортизаторов своими руками не решит проблему износа основных деталей.
Поэтому в ряде ситуаций проще и разумнее купить новые оригинальные амортизаторы, чем тратить время на сомнительный ремонт:
- Истек срок службы амортизаторов (более 50-60 тысяч км)
- Наблюдается сильная течь масла или газа из амортизаторов
- Детали подвергались сильным механическим воздействиям (удары, перегрузки)
- Обнаружен износ внутренних деталей (зазор стержня, износ поршня)
- Требуется замена амортизаторов в ходе тюнинга подвески
Стоит отметить, что амортизаторы желательно менять попарно (обе стойки на одной оси). При замене только одного амортизатора возможен перекос и неравномерный износ деталей подвески.
Оптимальным вариантом при значительном пробеге будет замена амортизаторов в сборе со стойками. Это позволит одновременно обновить все основные элементы подвески.
Особое внимание стоит уделить выбору новых амортизаторов. Рекомендуется приобретать запчасти только проверенных брендов у официальных дилеров. Стоимость качественных амортизаторов окупается надежностью и предсказуемостью их работы.
Подделки и неоригинальные запчасти часто имеют сомнительное качество, что ведет к быстрому износу и снижению характеристик подвески. В итоге экономия на дешевых амортизаторах может обернуться проблемами с управляемостью автомобиля и дополнительными затратами.
Таким образом, при значительном износе или неисправностях амортизаторов, их ремонт своими силами нецелесообразен. Более разумный подход - своевременная замена на новые качественные оригинальные детали от проверенных производителей.
Как правильно заменить амортизаторы
При необходимости замены изношенных амортизаторов важно соблюсти правильную последовательность действий, чтобы получить желаемый результат без повреждения других узлов подвески:
- Приподнять автомобиль домкратом и зафиксировать на опорах.
- Демонтировать колесо со стороны заменяемого амортизатора.
- Отсоединить амортизатор от рычага подвески и рамы кузова.
- Установить новый амортизатор, затянув крепежные гайки.
- Проверить затяжку крепежа и опустить автомобиль.
- Повторить процедуру для второго амортизатора на этой оси.
Важный момент при замене амортизаторов - обязательная затяжка крепежа с усилием, указанным в инструкции. Недостаточная затяжка приведет к постоянному ослаблению соединения и поломкам, чрезмерная - к срыву резьбы болтов.
Также следует учитывать, что при длительной эксплуатации амортизаторы могут «прикипеть» в штатных местах крепления. Поэтому их демонтаж может потребовать приложения определенных усилий.
В некоторых случаях, если предполагается значительный пробег на старом автомобиле, имеет смысл заменить амортизаторы вместе со стойками. Это позволит обновить сразу весь узел подвески целиком.
После установки новых амортизаторов рекомендуется проверить углы установки колес и при необходимости отрегулировать развал-схождение. А также выполнить тестовую поездку для проверки стабильности и управляемости автомобиля.
Самостоятельно заменить амортизаторы достаточно просто при наличии необходимых навыков. Главное – иметь качественный инструмент и четко следовать инструкциям по демонтажу и установке.
Если вы не уверены в своих силах или не имеете возможности качественно выполнить работу, лучше доверить замену амортизаторов автосервису. Это избавит от возможных ошибок и обеспечит правильную регулировку геометрии подвески.
Почему важно следить за состоянием амортизаторов
Несмотря на небольшие размеры, амортизаторы выполняют очень важные функции в ходовой части автомобиля. Они отвечают за гашение колебаний кузова, стабилизируют машину на поворотах, улучшают сцепление колес с дорогой.
Изношенные амортизаторы существенно ухудшают управляемость и тормозные качества автомобиля. В итоге страдает безопасность водителя и пассажиров. Кроме того, повышается износ остальных деталей подвески и шин.
Основные признаки неисправностей амортизаторов:
- Повышенная «качка» кузова на неровностях
- Увеличенный крен в поворотах
- Просадка задней или передней части авто при торможении
- Появление стуков и шумов из подвески
При этом визуально определить неисправность амортизаторов достаточно сложно. Поэтому важно регулярно диагностировать их состояние и не допускать эксплуатации с превышением нормативного срока службы.
Для современных амортизаторов это примерно 50-60 тысяч километров пробега в штатном режиме. При активной езде по плохим дорогам ресурс может сократиться до 40 тысяч км.
Качественные дорогие амортизаторы могут прослужить и дольше - до 70-80 тысяч км. Но лучше заменить их заранее, чем рисковать безопасностью из-за возможной поломки на ходу.
При превышении нормативного срока службы целесообразно произвести замену амортизаторов, даже если внешних признаков износа нет. Это позволит сохранить управляемость автомобиля и избежать внезапных поломок деталей подвески.
Как продлить срок службы амортизаторов
Чтобы продлить срок службы амортизаторов, необходимо соблюдать несколько простых правил. Во-первых, следует регулярно проводить диагностику подвески и своевременно обнаруживать неисправности. При появлении подтеканий, стуков или других дефектов нужно незамедлительно обращаться в сервис для ремонта или замены амортизаторов.
Во-вторых, очень важно соблюдать правила эксплуатации автомобиля и не перегружать подвеску. Резкие ускорения и торможения, а также езда по ухабам на высокой скорости значительно сокращают ресурс амортизаторов. Плавное вождение позволит прослужить им намного дольше до появления дефектов.
В-третьих, при выборе новых амортизаторов отдавать предпочтение известным производителям с хорошей репутацией. Недорогие детали сомнительного качества могут выйти из строя уже через несколько месяцев, что приведет к повторным затратам. Лучше сразу купить надежные оригинальные или качественные неоригинальные амортизаторы из проверенных марок.
В-четвертых, очень важно правильно проводить ремонт стойки амортизаторов своими руками, если вы решитесь на такой шаг. Неквалифицированное вмешательство в конструкцию, использование некачественных запчастей или смазочных материалов сведет на нет все усилия по продлению срока службы.