Картина "Золотая осень" Остроухова - шедевр пейзажной живописи

Картина «Золотая осень» была написана русским художником Ильей Остроуховым в 1886 году. Она изображает парковый пейзаж осеннего леса с пылающими ярко-желтыми и красными кленовыми листьями. Композиция картины отличается декоративностью и насыщенностью теплых оттенков.

«Золотая осень» сразу получила признание критиков и была приобретена Павлом Третьяковым для своей галереи. Сегодня полотно Остроухова считается одним из шедевров русской пейзажной живописи конца XIX века.

Замысел и работа над картиной в усадьбе Абрамцево

Замысел картины «Золотая осень» возник у Остроухова в 1885 году, когда он жил и работал в усадьбе Абрамцево. Эта усадьба принадлежала меценату и предпринимателю Савве Мамонтову, близкому другу художника. Именно там был написан этюд к будущей картине в 1885 году. Саму картину Остроухов создавал зимой 1885-1886 годов.

Сюжет «Золотой осени» связан с видами приусадебного парка Абрамцево, которые художник наблюдал осенью. Они натолкнули его на создание этого произведения. В парке усадьбы было много старых деревьев с красивой кроной, которые Остроухов изобразил на картине. Этот пейзаж олицетворяет красоту золотой осени в Абрамцево.

  • Замысел картины возник в 1885 году, когда Остроухов жил в Абрамцево
  • Этюд написан в 1885 году в парке усадьбы
  • Работа над картиной велась зимой 1885-1886 годов

Усадьба Абрамцево, где Остроухов работал и которая вдохновила его на создание полотна «Золотая осень», сыграла ключевую роль в появлении этого шедевра пейзажной живописи.

Фото художника, пишущего картину осеннего леса

Успех полотна на выставках и положительные отзывы

Картина «Золотая осень» была представлена на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, открывшейся в феврале 1887 года в Санкт-Петербурге. Несмотря на скептическое отношение самого Остроухова, полотно было принято к экспонированию и имело успех как у посетителей выставки, так и у критиков.

В обзорных статьях в прессе в частности отмечали удачный выбор цветовой гаммы «Золотой осени». К примеру, П. Н. Ковалевский писал, что «золото листьев клена — действительно золото, и весь золотой мотив этюда горит красками действительно золотой осенней рощи». Положительно отозвались о картине Остроухова также В. В. Стасов и А. Н. Бенуа.

Успех на выставке имел важные последствия для молодого художника. В том же 1887 году полотно «Золотая осень» было приобретено П. М. Третьяковым для своей галереи. Это означало признание таланта Остроухова ведущими ценителями русского искусства того времени.

Композиция картины и колорит

На картине «Золотая осень» изображен осенний лес, представленный группами деревьев с пожелтевшей листвой. Композиционно полотно построено на контрасте двух планов: на переднем плане в правой части расположены два раскидистых клена, сквозь ветви и листья которых проглядывает более глубокий план леса.

Главный акцент сделан на передаче эффекта «золотой» осенней листвы, сверкающей в лучах солнца. Листва доминирует в композиции, превращаясь в метафору времени года. Ее изображение детализировано и тщательно проработано художником. При этом остальные элементы картины (стволы деревьев, тропинка, птицы) играют второстепенную роль.

Для передачи впечатления ослепительного сияния золотой листвы Остроухов использует насыщенную теплую цветовую гамму с обилием оттенков желтого и оранжевого. Он мастерски нюансирует эти тона, передавая тончайшие градации цвета. Наибольшей силы «золотое сияние» достигает в центральной части картины, постепенно затухая к краям.

Красочные осенние листья и ветви на фоне неба

Оценки искусствоведов и значение картины

Полотно «Золотая осень» получило высокие оценки ряда известных искусствоведов. А.Н. Бенуа назвал его одним из «самых близких и по духу, и по времени предшественников Левитана». По мнению Ф.А. Мальцевой, картина продемонстрировала зрелость Остроухова как самостоятельного пейзажиста. В.А. Манин выделял такие достоинства полотна, как декоративность, передача естественности и ощущение живого дыхания природы.

Благодаря мастерству в передаче эффекта «золотой осени» картина Остроухова приобрела символическое звучание. По словам Н.А. Ярославцевой, она стала своего рода «иконой русской осени», запечатлев пору года как драгоценную, но быстротечную красоту. Также отмечается, что «Золотая осень» открыла путь к пейзажам настроения, прославившим вскоре Левитана.

Помимо высоких оценок критиков, признанием выдающихся художественных достоинств картины Остроухова стало приобретение полотна П.М. Третьяковым. Это означало, что «Золотая осень» заняла достойное место в собрании лучших произведений русского искусства.

Этюды и наброски к «Золотой осени»

Работа Остроухова над полотном «Золотая осень» началась с этюдов, которые он писал в усадьбе Абрамцево, изображая картины природы осенью 1885 года. Сохранившийся этюд к картине, также озаглавленный «Осень», хранится ныне в Национальном художественном музее Белоруссии. Его композиция соответствует правой и средней частям будущей картины.

Ю.И. Русаков отмечал более непосредственный, эскизный характер этюда по сравнению с картиной. В нем все приближено к зрителю и исполнено более свободно. В части эскизов к «Золотой осени» упоминаются также этюд из собрания Д.Я. Черкеса (повторяющий композицию картины), другой этюд, принадлежавший Н.М. Молевой, и «Этюд осени» из архива РГАЛИ.

Процесс создания картины включал не только работу с этюдами, но и выполнение набросков. В частности, из переписки Остроухова известно, что по совету В.А. Серова на одном из завершающих этапов работы он добавил на тропинку фигуры двух сорок, которые придали композиции бо́льшую живость и достоверность.

Влияние картины на творчество других художников

Полотно «Золотая осень» оказало заметное влияние на последующее развитие русского пейзажа. Прежде всего, эта картина стала важной вехой на пути становления «пейзажа настроения» - направления, наиболее ярким представителем которого вскоре стал И. Левитан.

У истоков этого направления стоял А. Саврасов. Картина Остроухова перекликается с произведениями Саврасова в стремлении передать состояние природы, настроение осеннего дня. Влияние «Золотой осени» видно и в некоторых работах самого Левитана.

Опыт Остроухова по передаче эффекта «золотой осени» с ее ослепительным сиянием был воспринят и развит С. Виноградовым, П. Петровичевым, С. Жуковским, К. Коровиным в их пейзажах рубежа XIX-XX веков. Так картина жила в творчестве последующих поколений художников.

Интересные факты о создании «Золотой осени»

История создания шедевра Остроухова содержит немало любопытных подробностей. Так, по воспоминаниям самого художника, первоначальный замысел картины возник у него в Абрамцеве, когда он любовался красотой осеннего парка усадьбы Мамонтовых.

Работу над полотном Остроухов вел зимой 1885-1886 годов. При этом он скептически относился к шансам своей картины на попадание на очередную выставку передвижников. Однако благодаря успеху у зрителей и критиков его ждал триумф.

Любопытно, что сороки на тропинке были добавлены на одном из заключительных этапов работы по совету В.А. Серова. Предполагается даже, что сами птицы могли быть написаны кистью Серова. Эта деталь оживила композицию, сделав ее более реалистичной.

Судьба картины в собрании Третьяковской галереи

После приобретения П.М. Третьяковым в 1887 году картина «Золотая осень» стала частью собрания его знаменитой галереи. Это означало признание полотна шедевром русской пейзажной живописи достойным национальной коллекции.

В советский период галерея Третьякова была разделена на Русский музей, переехавший в здание в Лаврушинском переулке, и собственно ГТГ на Лаврушинской набережной. К счастью, это не повлияло на судьбу «Золотой осени» - она так и осталась в экспозиции ГТГ, где заняла подобающее ей место в разделе русского пейзажа XIX века.

И по сей день, спустя более чем 130 лет со дня написания, картина Остроухова является одним из главных экспонатов ГТГ, привлекая внимание и восхищение посетителей музея.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.