Самая большая подводная лодка в истории человечества была создана советскими конструкторами из КБ «Рубин» в период с 1972 по 1980 годы. К 1976 году были завершены проектные работы, и лодку заложили на Севмаше. Впрочем, это скорее был тяжелый крейсер, чем лодка. На носу субмарины был нарисован силуэт акулы, а позже он появился и на рукаве у моряков, служивших на этом корабле.
На иллюстрации приведены силуэты атомных подводных лодок, сначала американских: «Морской волк», «Вирджиния», «Огайо», «Кило», затем наших проектов 209 и 212. Внизу находится силуэт «Акулы». Ее длина составляет 173 метра, водоизмещение в подводном положении 48 тысяч тонн.
«Акула» в официальных документах называлась скромно - АПЛ - проект 941. Назвал эти лодки «Тайфуном» Л.И. Брежнев в ходе XXVI съезда КПСС в 1981 году, он не хотел сообщать настоящего названия новой субмарины, созданной в ответ на запуск американцами программы «Огайо» с ракетами «Трайдент» на борту.
Самая большая подводная лодка обязана своими размерами ракетам, которыми собирались ее вооружать. Р-39 были трехступенчатыми, их головная часть разделялась на десять независимо наводящихся боеголовок по сто килотонн. К тому же их было двадцать.
Конструкция подводного крейсера была уникальной. Если обычная подводная лодка имеет один прочный и один наружный легкий корпус, находящиеся друг в друге по подобию матрешки, то в этом проекте их было два основных и три дополнительных. Ракетные шахты располагались впереди ходовой рубки, что также представляло новинку в подводном судостроении. Торпедный отсек заключался в отдельный корпус, как и ЦКП, и механический кормовой отсек.
Но эта самая большая в мире подводная лодка была уникальна не только по конструкционной схеме, но и по своим ходовым и эксплуатационным качествам. В одном из пунктов технического задания содержалось требование к осадке корабля в надводном положении, достаточно небольшой, чтобы она могла проходить на мелководье. Для выполнения этого условия следовало оснастить АПЛ очень объемными цистернами главного балласта, которые заполнялись водой при погружении. Эта особенность конструкции позволила «Акуле» всплывать даже на Северном полюсе, проламывая снизу более чем двухметровую толщу льда.
Материал изготовления прочных корпусов – титан, легкие выполнялись из стали. Покрытие особой резиной улучшало ходовые качества и снижало шумы, затрудняя обнаружение подводного крейсера силами противолодочной обороны вероятного противника. Допускаемая глубина погружения составляла 500 метров.
Самая большая подводная лодка в мире обладала соответствующей силовой установкой, - почти два с половиной миллиона лошадей, а это даже трудно себе представить, но позволяло держать ход под водой в 25 узлов. Были и дополнительные двигатели для совершения сложных маневров и аварийного дублирования.
Боевые посты занимали попеременно 160 матросов мичманов и офицеров. Условия жизни на борту были комфортными, экипаж мог полноценно отдыхать в бассейне и заниматься спортом в гимнастическом зале.
Самая большая подводная лодка могла совершать полугодовые автономные походы.
После завершения холодной войны военная доктрина России изменилась. АПЛ «Акула», как инструмент нанесения превентивного удара, оказалась ненужной. Всего их было построено шесть, в строю одна, две находятся в резерве.
Как и многие другие образцы уникальной военной техники времен холодной войны, самая большая подводная лодка не принимала участия в военных действиях, и это хорошо. Свою лепту в поддержание баланса сил она внесла, и, возможно, этим помогла сохранить мир на нашей планете.