Лермонтов - великий русский поэт, драматург и прозаик, известный во всем мире благодаря своим великолепным произведениям, обогатившим русскую культуру. В классической литературе России Лермонтов по праву занимает второе место после А.С.Пушкина.
Два этих известных имени связаны между собой незримой нитью, поскольку именно трагическая смерть А.С.Пушкина, погибшего в 1837 году от тяжелого ранения на дуэли, послужила невольной причиной восхода поэтической звезды Лермонтова, впервые прославившегося своим стихотворением «На смерть поэта».
Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» дает богатую пищу для размышлений. Данное стихотворение, в том виде, в котором мы его знаем, – состоящее из трех частей (первой части - с 1 по 56 строфу, второй части - с 56 по 72 строфу, и эпиграфа), приобрело свой законченный вид не сразу. Самая первая редакция стихотворения датировалась 28 числом января месяца 1837 года (за один день до смерти Пушкина) и состояла из первой части, заканчивающейся строфой «и на устах его печать».
Эти 56 строф первой части, в свою очередь, условно разделяются на два относительно самостоятельных фрагмента, объединенных общей темой и литературным пафосом. Анализ стихотворения «Смерть поэта» обнаруживает отличия этих фрагментов: первые 33 строфы написаны динамичным трехстопным ямбом и кипят возмущением по поводу гибели поэта, обличая в ней не трагическую случайность, а убийство, причиной которого явилось холодное равнодушие «пустых сердец» светского общества, его непонимание и осуждение свободолюбивого творческого духа поэта Пушкина.
Проводя дальнейший анализ стихотворения «Смерть поэта», мы видим, что вторая часть первого фрагмента, состоящая из последующих 23 строф, отличается от первой изменением стихотворного размера на четырехстопный ямб. Также меняется тема повествования с рассуждения о причинах гибели на прямое обличение высшего света и всех его представителей – «клеветников ничтожных». Автор не боится бросить, по выражению А.В.Дружинина, «железный стих» в наглое лицо тех, которые не стесняются глумиться над светлой памятью великого поэта и человека, как и показывает нам это подробный анализ стихотворения. «Смерть поэта» Лермонтов написал, не беспокоясь о последствиях, что само по себе уже является подвигом. Делая анализ стихотворения «Смерть поэта», второй его части, содержащей строфы с 56-ой по 72-ую, мы замечаем, что скорбная элегия первой части сменяется в ней злобной сатирой.
Эпиграф же появился лишь много позже, когда от поэта потребовали предоставить Государю рукописную копию стихотворения для ознакомления. Анализ стихотворения «Смерть поэта» показывает, что данный эпиграф был заимствован поэтом из трагедии «Венцеслав» французского драматурга Жана Ротру.
Известно, что все придворное общество и сам император Николай Первый «по достоинству оценили» горячий творческий порыв молодого гения, вылившийся в стихотворную форму, поскольку данное произведение вызвало очень негативную оценку правящей власти и было охарактеризовано как «бесстыдное вольнодумство, более чем преступное». Результатом такой реакции стало возбуждение дела «О непозволительных стихах…», с последующим за ним арестом Лермонтова, состоявшимся в феврале 1837 года, и ссылкой поэта (под видом службы) на Кавказ.