Пещера Ласко (или Ляско) – комплекс подземных галерей, прославленных наскальными рисунками, которые были созданы в период с восемнадцатого по пятнадцатое тысячелетие до нашей эры. Она была обнаружена случайно четырьмя подростками, натолкнувшимися на узкий проход, пробитый сосной, упавшей от удара молнии. Первым, кто серьезно исследовал искусство Верхнего палеолита в Ляско, был специалист по истории первобытного общества Анри Брейль. Именно он установил подлинность древнейших картин.
Пещера Ласко расположена на юго-западе Франции, недалеко от деревни Монтиньяк, в департаменте Дордонь. Она находится в долине реки Везер, где в начале двадцатого века были открыты и другие пещеры с наскальными рисунками, в основном изображающие крупных животных, как, например, Комбарель, Фон-де-Гом, Бернифаль. В подобных местах, в которых гравированные и живописные рисунки находятся вдоль стен и потолков, первобытные люди, вероятнее всего, не жили. Они предназначались для церемониальных целей.
Пещера Ласко – один из самых впечатляющих примеров искусства, созданного человеком эпохи палеолита. В ней содержится около 2000 изображений, которые могут быть сгруппированы в три основные категории: животные, человеческие фигуры (изображения человека, как правило, встречаются очень редко в палеолитическом искусстве) и абстрактные символы. Рисунки большого размера написаны с использованием минеральных пигментов, изображения меньшего размера вырезаны камнем. Многие образы стерлись и трудно различимы.
Каждая из двух сторон названа в соответствии с представленным на ней животным. Стена на северной стороне известна как панель «единорог» из-за изображенного здесь загадочного животного с длинным и совершенно прямым рогом. С южной стороны –панель «медведь». Здесь грудь одного из зубров частично закрыта рисунком небольшого медведя, у которого особенно выделяются уши и когтистые лапы. Один из зубров высотой в 5.2 метра – это самый крупный рисунок, представляющий наскальную живопись.
Пещера Ласко определенно представляла собой священное пространство. Животные играли важную роль в жизни палеолитических охотников. Долгое время считалось, что подобные рисунки были связаны с первобытной магией, благодаря которой происходило заклинание потенциальной добычи. На самом деле из изображенных животных лишь олени составляли основной рацион первобытных людей.
Живопись в галерее «Неф», названая «пересеченные бизоны», демонстрирует умение палеолитических предков работать с перспективой. Конечно, это только её примитивная форма. Скрещенные ноги у бизонов создают иллюзию того, что одна из фигур находится ближе к зрителю, чем другая.Конечно, пещера Ляско ещё не раскрыла все свои секреты, но её иллюстрированный бестиарий производит неизгладимое впечатление, он объединяет современного человека со своими далекими предками и помогает осознавать то, как начинала созидать человеческая сущность.