Функция полезности и ее характеристики

Приобретая тот или иной товар, человек руководствуется многими принципами, основным из которых является функция полезности товара. Например, когда индивид голоден, ему кажется, что он может съесть 10 булочек. Первое поглощенное мучное изделие кажется невероятно вкусным, свежим и таящим во рту. Второе кондитерское чудо все еще ужасно вкусное, но уже не такое мягкое. Третья булочка немного пресновата, а четвертую уже надо разбавить напитком или чаем. Дойдя до десятого хлебобулочного изделия, человек понимает, что все те булочки, которые он съел – не очень вкусные и совершенно не свежие. То есть с каждым съеденным кондитерским произведением полезность его уменьшается. Поэтому можно с уверенностью сказать, что чем меньше булочек употребил человек, тем выше ценные свойства каждой из них. Однако главная цель, а именно - купирование чувства голода, была достигнута, значит, продукт оказался полезным. При этом ценные свойства первой булочки были намного выше последней.

функция полезности

Данный закон характеризуется таким термином, как функция полезности. Она показывает, что с увеличением количества товара на рынке его ценные свойства теряются, и общество уже не хочет приобретать то, что распространено массово. То есть существует прямая зависимость таких двух элементов, как спрос и полезность. При этом предложение также имеет огромное значение. Чем выше уровень спроса на тот или иной товар, тем выше его полезность. Если предложение продукта превышает заинтересованность в его приобретении, то его ценные качества снижаются. Откуда же возникло такое понятие, как функция полезности?

спрос и полезность

В Австрии в свое время существовала экономическая школа, представители которой первыми попробовали установить зависимость между такими понятиями, как цена товара и спрос на него, а также между количеством продукта и его запасами.

Самыми видными учеными этого направления были Менгер, Бем-Баверк и Визер. Они доказали, что существует прямая зависимость цены от того, сколько товара находится на рынке, при этом основным условием являлась ограниченность ресурсов. Представители этой школы доказали, что существует закономерность между полезностью блага и его количеством, потребляемым человекам. Именно австрийцы первыми показали, ценные функции товара уменьшаются с увеличением потребляемого количества. Данная закономерность приведена в виде примера выше. При этом общая совокупная полезность увеличивается очень медленно, а предельная полезность уменьшается. Исходя из этого наблюдения, представители австрийской школы вывели основной фактор, влияющий на цену. И им является предельная полезность. Формула для вычисления данного показателя имеет следующий вид:

MU = dU/dQ, где

U – функция полезности,

Q – количество товара.

функции товара

Благодаря разграничению предельной и общей полезности, нашли ответ на парадокс, который в среде экономистов носил название «Парадокс воды и алмазов». Суть данного вопроса состоит в следующем. Вода должна иметь большую цену для человека, чем бриллианты, потому как без нее общество не может существовать, в отличие от ценных минералов. Однако на практике все выходит наоборот. Ответ кроется в количестве ресурса: так как запасы воды огромны, то и цена, соответственно, ниже. А месторождения алмазов редки, поэтому их стоимость довольно велика.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.