Нематериальные активы грозят обвалить экономику

Понятие нематериальные активы является одним из самых сложных для людей, начинающих изучать бухгалтерский учет. Сначала ярко выраженное недоумение вызывает тот факт, что на балансе предприятия держится то, что фактически не существует. Однако со временем, в ходе изучения бухучета, с этим термином свыкаются, и он воспринимается, как нечто само собой разумеющееся.

На самом деле, учет нематериальных активов вести довольно просто, поэтому многим кажется, что это – вообще не проблема. Однако нематериальные активы – это проблема и проблема весьма серьезная. Для того чтобы найти в этом понятии подводные камни, достаточно вспомнить свое первое впечатление от знакомства с нематериальными активами. Вы были абсолютно правы, посчитав, что это немного нелепо. В действительности, невозможно точно оценить, сколько стоит “воздух”, и какую прибыль он может принести предприятию в будущем.

Но можем ли мы называть “воздухом” то, что в экономической литературе сегодня принято считать едва ли не двигателем любого предприятия, а также всей мировой экономики?  Разумеется, да. Итак, нематериальными активами являются различные лицензии, патенты, технологии, плоды интеллектуального труда, авторские права и, так называемая, репутация компании.

Начнем с самого интересного. Репутация компании – это стоимость, которую покупатель переплатил при выкупе акций компании.  То есть он, мог заплатить абсолютную любую сумму за, скажем, совершенно неконкурентоспособное предприятие и записать эту разницу себе актив! Чем это чревато? Инвестор выкупает мусорную компанию за большие деньги. Затем начинает проводить через нее всю свою прибыль, которую добывают другие компании. Прибыль, однако, погашается амортизацией этой самой репутации, которой по логике вещей вообще не должно было быть на балансе. В результате получаем совершенно легальную схему неуплаты налогов. А со стороны всю выглядит красиво – инвестор вложил деньги, и предприятие заработало.

Размытость понятия нематериальные активы позволяет пойти еще дальше. Владельцы компании могут указать, что стоимость бренда компании выросла, в то время как предприятие показало убытки. В результате, компания выходит на положительный результат, а ее акции продолжают расти, хотя учетный год прошел для нее неудачно.

К слову, даже такие нематериальные активы, как то: сертификаты, лицензии и технологии, которые, казалось бы, могут иметь фиксированную стоимость, на деле ее не имеют. Как можно достоверно посчитать, сколько денег было вложено в развитие той или иной технологии? А как можно определить, сколько прибыли принесет компании тот или иной патент?

Конечно, инициаторы введения нематериальных активов в бухгалтерский учет видели в этом некую справедливость. Ведь сотрудники компании, вовлеченные в интеллектуальный труд, по сути, создают нечто, что в будущем может быть использовано на благо компании, даже если это – обычный набор цифр. Однако лучше бы эти расходы были сразу списаны в расходы. Пусть и менее объективно с точки зрения учета, зато не так привлекательно с точки зрения мошенников.

Размах мошенничества на нематериальных активах сегодня принимает такие обороты, что начинает угрожать существованию той экономики, которую мы привыкли видеть. Инвестиции в нематериальные активы просто раздувают огромный мыльный пузырь, который может лопнуть, сделав банкротами множество крупных и успешных компаний. Уже сегодня стоимость бренда крупнейших компаний оценивается в десятки раз выше, чем стоимость их производственных мощностей. Но что может продаваться под брендом, если не будет на чем его производить?

Пришло время возвращаться к оценке имущества компаний в исчислении, привязанном к реальным вещам, иначе мы совсем скоро столкнемся с гиперинфляцией. За наши кровные деньги ничего, кроме не материальных и никому не нужных активов, купить будет невозможно.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.