Вертикальная планировка считается одним из основных элементов инженерной подготовки территорий населенных пунктов. Это ключевой элемент изменений естественного рельефа для улучшения жилищных условий или создания ландшафтного проекта.
Назначение элемента
Планировка состоит из нескольких частей, каждая из которых отвечает за определенную задачу. Главная цель вертикальной планировки заключается в создании на поверхности уклонов, которые будут использоваться для отведения дождевых вод в специальные водостоки или естественные водоемы. Особенность заключается в методе выведения влаги на поверхности, поэтому важен также рельеф и тип грунтов.
Ключевые цели
К ним можно отнести создание благоприятных условий для пешеходов и движения транспорта, подготовку территории к возможным застройкам и расширению инфраструктуры участка. В декоративном плане вертикальная планировка должна состоять из решения композиционно-ландшафтных элементов и создания стиля выбранного места.
При правильной формулировке задач достигается минимальное использование транспортных услуг для перемещения земли и максимальная экономия в плане расходования ресурсов. Иными словами, негативное, разрушающее влияние на окружающую среду в процессе работ должно быть минимальным. Вертикальная планировка комплексно решает эти задачи.
Важные моменты в проектах
При создании первых эскизов дизайнеры должны стремиться к максимально естественному рельефу без вреда для природы и изменения растительного почвенного покрова. Нельзя проводить планировку изменения больших параметров зеленой зоны. Чаще всего вертикальная планировка территории затрагивает те участки, возле которых находятся разные транспортные соединения, выход к городу или сооружения с инженерными сетями.
Проводится планировка на участках с плотностью застройки более 25 %. При производстве работ верхний плодородный слой земли надо снимать и складывать в отдельном месте, чтобы потом можно было использовать грунт для озеленения территории. Этот момент также предусматривается в проекте.
Если участок ранее был затоплен паводковыми водами или требуется подсыпание земли по другим причинам, это должно значиться в документе, чтобы можно было предвидеть уровень проседания верхнего слоя и создания надежного фундамента для построек. Перед разработкой вертикальной планировки территории надо детально изучить особенности рельефа и его состав, только потом составлять план по изменению участка.
Изучение рельефа
Недочеты в процессе исследования или неверные выводы в проекте могут привести к затруднениям в работе. Например, возникнут потребности в дополнительных строительных материалах, появятся проблемы с размещением зданий или дорог.
Рельеф местности определяет не только внешний вид города, но и предугадывает условия его будущего развития. Проект вертикальной планировки должен начинаться с определения типа рельефа.
К равнинному относится просторная без холмов и уклонов земля. Ярким примером этого может послужить Санкт-Петербург. В среднем рельефе могут присутствовать небольшие холмы, котлованы и неровности. Это добавляет уникальности месту и позволяет спроектировать разные элементы инфраструктуры.
В сложном рельефе имеются как крутые скаты, так и холмы. Спроектировать участки довольно сложно, ведь надо предусматривать природные факторы и возможные наводнения. К примеру вертикальной планировки на таком типе можно отнести Киев.
Для определения используется геодезическая камера и создание проекта в горизонталях, где обозначены линии, которые находятся на равном расстоянии друг от друга. Каждой линии соответствует плоскость на рельефе. Разные по высоте линии в плане не пересекаются.
Составление проекта
Отметки, что отсчитывают от уровня Балтийского моря (абсолютного нуля), надписываются над горизонталями. Они называются высотными. Если предварительных данных нет, то сделанные отметки будут называться относительными.
Расстояние между двумя горизонталями дизайнеры называют шагом, а расстояние между ними в плане - заложением. При вертикальной планировке участка эти данные имеют большую ценность, ведь позволяют составить точный проект с последующей компьютерной визуализацией всех элементов.
Если угол падения рельефа одинаковый, то расстояния между горизонталями будут равными. Если имеется уклон, то расстояния увеличиваются, тем самым показывая реальные параметры неровности на участке. Вычисления помогают предугадать расположение объектов.
Что касается детальности изображения рельефа, то это зависит от стадийности проекта. Чем ближе к застройке, тем точнее он должен составляться. Условия рельефа местности зависят от наличия уклонов и их направления, которые обязательно прописываются в вертикальной планировке участка.
Стадии процесса
При разработке планировки выделяют три ключевых метода.
Первичный метод планирования не может быть ключевым в процессе создания проекта. Используя так называемые красные отметки, на схеме генплана с геодезической основой наносят определенные расстояния между горизонталями. Чаще всего отметками такого типа указываются неровности или расположение будущих объектов.
Метод продольных и поперечных профилей более детальный, поскольку здесь указываются пересечения улиц и дорог, а также уклоны и неровности. Разницу между проектными и существующими отметками принято называть рабочей. Этот тип планировки применяется для сооружения новых дорог или коррекции уже установленных транспортных путей.
Его эффективность заключается в возможности отразить большую территорию, учитывая при этом все неровности и уклоны, которые создают дополнительные препятствия на пути. Одним из эффективных методов вертикальной планировки считается метод красных горизонталей. Он наглядно демонстрирует на основе геодезического типа те изменения, которые будут внесены согласно требованиям планировки. Новые горизонтали наносятся красным цветом для выделения.
Планировка населенных мест
В схеме определяются не только общие изменений рельефа, но и наличие водостоков и канализаций. В случае с добавлением участков под жилые дома надо прописать также сеть водоотводящих коллекторов, которые должны трассироваться по пониженным местам согласно занимаемой территории.
В зависимости от типа рельефа участкам, выбранным для проектирования, придают односкатную, двухскатную или четырехскатную поверхность. Это делается для определения скорости стока поверхностных вод и просушивания участка.
Качественным примером вертикальной планировки будет гармоничное количество насыпей и ям, которые появятся в процессе. Нулевой баланс земляных работ важен для создания естественного стока.
Подсыпки или срезки отмечаются в проекте рабочими отметками и могут корректироваться при необходимости. Наличие стрелок вдоль осей улиц и дорог может говорить о размещении продольных уклонов. Иногда на них указывают и цифры, которые отвечают приблизительной длине неровности.
Особые условия
В случае со сложным рельефом коренные изменения не всегда будут верным решением. Здесь корректируется расположение будущих объектов с учетом выбора подходящего участка. Дизайнеры отмечают для этого вершины неровностей, чтобы водостоки не повышали уровня влажности, не было застаивания вод из-за преграды в виде постройки.
Размещение зданий на крутых склонах требует дополнительного террасирования, чтобы остановить размывание грунтов или осувание натуральных пород. Если речь идет об односекционных домах, то их можно размещать и без него. Для защиты от негативного влияния природных факторов рекомендовано использовать дополнительные опорные стенки или методы откосов.
Задачи подготовки
Вертикальная планировка и инженерная подготовка территории ставят перед собой выполнение ряда заданий. Во-первых, это осушение болотистых участков и защита от наводнения путем составления плана размещения водоотводов естественного типа.
Во-вторых, подготовка территории под строительство малых архитектурных форм, дорог и магистралей, максимальное укрепление берегов и склонов рек, если такие находятся в зоне проведения проектных работ. Техническая и биологическая рекультивация помогает увидеть финишный этап подготовки территории к строительным работам.
Устранение селей, карста и оползней считается предфинишным этапом. Качественное выполнение задач поможет создать идеальную территорию для возведения зданий или осуществления транспортного проекта.