Едва начавшись, 20 век уже испытал такую молодую науку как психология на прочность. Основные направления психологии, существовавшие на тот момент, были не в состоянии ответить на вопросы, которые возникли в контексте исторических и культурных условий нового времени. Именно в этот период наука и пережила первый в своей истории кризис, который был связан в первую очередь с недостаточностью ее теоретических принципов, развиваемых интроспективной школой, для объяснения реального положения дел в обществе.
Это привело к тому, что основные направления психологии 20 века отличаются даже своим предметом исследования, а разные школы занимаются изучением разных сторон практической действительности. В частности, Вундт, представитель структурализма, ставит перед собой цель, которая заключается в изучении непосредственного опыта и его структур, а функционалисты не уделяют этому внимания, сосредоточившись на анализе работы этих структур. Таким образом, упомянутые основные направления западной психологии различаются своим подходом к определению опыта человека: структуралисты определяют его как «цепочку элементов», а функционалисты – как «поток сознания», который можно изучать только во всей его совокупности. Со временем именно подход представителей функционализма оправдал себя на практике.Бихевиористы во главе с Уотсоном своей основной задачей считали разобраться во всех загадках поведения живых существ. И если другие основные направления психологии страдали некоторым субъективизмом, то приверженцы этой концепции стремились объяснить все загадки в поведении живых существ объективными факторами, которые связаны с приспособлением к окружающей среде. В основном они использовали для своих экспериментов белых крыс, ведь сознание и психика для бихевиористов – это одно целое, поэтому различие между этими животными и человеком является несущественным. Основным достижением этой школы стало объяснение приобретения навыков путем проб и ошибок.
И, наконец, одной из концепций психологии, зародившейся в это время, является фрейдизм. Фрейд сосредоточил свое внимание на поступках, мотивы которых люди не могут объяснить. Так он пришел к идее о «бессознательном» и посвятил всю свою жизнь его изучению. Он считал, что причина неосознанных поступков может быть выявлена с помощью изучения сновидений, случайных оговорок и непроизвольных движений. Фрейд считал, что все развитие личности можно свести к двум основным инстинктам: половому влечению и боязни смерти. Живя в обществе, мы подавляем эти силы, поэтому они вытесняются в сферу бессознательного, однако иногда все равно дают о себе знать.