За всю историю человеческого рода не было у людей более удобного, практичного и надежного материала для обустройства быта, чем древесина. Из нее производили, и производят до сих пор, практически любой предмет: от ложки до автомобиля. И хоть этот материал прекрасен сам по себе человечество придумало немало способов украшения деревянных изделий. Некоторые из них, к примеру, резьба и роспись по дереву, превратились в настоящее искусство и культивировались веками.
Расписывалось все – фасады домов и хозяйственных строений, ограды и заборы, лавочки и скамейки. Внутренний интерьер расцветал, преображаясь в сказочные хоромы, если в нем присутствовала крупная и яркая роспись по дереву. Повседневную посуду разрисовывали с любовью и старательностью. А уж если она шла в качестве приданого, то мастерицы старались перещеголять друг друга в красоте и изысканности рисунка.
В каждом регионе были свои излюбленные узоры и орнаменты, и техника их нанесения применялась разная. На фронтонах домов северных жителей красовались большие цветы, узор из пышной листвы или цветной «шашечки», который наносился широкими, вольными взмахами кисти, безо всякого предварительного рисунка. Эти мазки потом выделялись небольшими светлыми штрихами – оживками. Цвета подбирались теплые, иногда, как в Архангельской области, почти горячие – охристо-желтые цветы на красном или оранжевом фоне.
Очень колоритной была уральская роспись по дереву. Она имела свою уникальную композицию – букет, когда один или несколько собранных воедино цветов находился в вертикальном положении прямо по самому центру, притягивая к себе внимание. Сверху и снизу «букет» обрамлялся полосками. Очень интересна техника «букета»: основной цвет композиции «подмалевывают» краской нанесенной на пальцы, а уж затем прописывают лепестки и травки, не забывая и про оживку. Для этой росписи характерны холодные цвета и оттенки: синий, голубой, зеленый.
Предметами для изображения в городецкой и волховской росписях служили не только цветы и узоры. Городецкая роспись по дереву легко узнаваема по «сюжетности»: скачущие лошади с всадниками, прогуливающиеся барышни, играющие собаки и кошки. Волховская – примечательна пейзажами, игрой света и тени, природными мотивами.
Мировой славой обзавелась хохломская роспись. Вся утварь, украшаемая в этой технике, расписывается красными и черными «пряниками» и «травками», поверх которых вьется золотая «кудрина». Затем все это великолепие покрывается специальным лаком, придающим дополнительную красоту и долговечность.
Не менее известны и палехские миниатюры. В основу росписи палехских мастеров легли приемы иконописания: тонкость и закругленность линий, некоторая условность, использование золота и темперных красок. Расписанные в Палехе шкатулка, пудреница или портсигар превращаются в драгоценность.
Однако, самой древней считается мезенская роспись. Основной узор, используемый в этой росписи – мелкие геометрические фигуры. Диски, кресты, ромбы, звездочки, крестики выполнялись двумя цветами: красным и черным. В этот орнамент вплетались стилизованные изображения оленей и коней. Реже встречались схематичные изображения птиц. В целом, такая роспись по дереву оставляет впечатление примитивности или детской наивности, но, тем не менее, декоративную функцию несет очень яркую.
Впрочем, расписывание деревянных предметов служило не только в качестве украшения, но и для скрытия каких-то дефектов материала – сучков, косослойности, пятен. Но в некоторых районах (например, в Верхнем Поволжье) ценилась естественность материала и роспись по дереву почти не использовалась, заменяясь ажурной, многогранной резьбой.