Теория спроса и предложения составляет основу той рыночной модели, которая господствует в большинстве развитых стран. Относительная простота формулировок, наглядность и хорошая прогнозируемость привели к тому, что эта концепция приобрела огромную популярность у ученых и экономистов всего мира.
Основы теории спроса и предложения были заложены еще знаменитыми апологетами рыночной экономики А. Смитом и Д. Рикардо. Впоследствии эта концепция дополнялась и совершенствовалась, пока не приобрела современный вид.
Теория спроса и предложения базируется на нескольких основных понятиях, ключевыми среди которых являются, естественно, спрос и предложение. Спрос представляет собой значимую экономическую величину, которая характеризует потребность потребителей в том или ином товаре или услуге.
Ученые выделяют несколько классификаций спроса. Например, бывает спрос индивидуальный, то есть потребность конкретного гражданина в определенном товаре на рассматриваемом рынке, и совокупный, то есть общая величина спроса на те или иные товары и услуги в конкретной стране.
Кроме того, спрос бывает первичный и вторичный. Первый представляет собой потребность в четко выбранной категории товаров в целом. Вторичный же спрос указывает на интерес к товарам определенной компании или марки.
Теория спроса и предложения определяет последнее как количество товара, находящееся на рынке в конкретный момент времени, которое готовы продать производители. При этом стоит отметить, что предложение, как и спрос, может быть индивидуальным и совокупным, причем последний вид подразумевает общий объем предлагаемого товара в конкретной стране.
Основные факторы спроса и предложения можно условно разделить на несколько групп. К первой следует отнести те, которые напрямую не зависят от деятельности покупателей и производителей. Это, прежде всего, общая социально-экономическая обстановка в стране, политика государства в сфере производства и потребления, конкуренция, в том числе со стороны иностранных организаций.
К внутренним факторам можно отнести то, насколько продукция данного производителя конкурентоспособна, насколько грамотная ведется ценовая и маркетинговая политика, а также уровень и качество рекламы, уровень доходов граждан, изменение таких показателей, как мода, вкус, пристрастия, привычки.
Основными законами, на которых базируется теория спроса и предложения, являются законы именно этих экономических категорий. Так, закон спроса провозглашает, что количество товара, при некоторых неизменных условиях, возрастает в том случае, если происходит снижение цены на данный товар. То есть величина спроса обратно пропорциональна цене товара.
Закон предложения, наоборот, устанавливает прямую зависимость между величиной предложения и ценой: при некоторых неизменных условиях увеличение цены товара ведет к увеличению количества предложений на данном рынке.
Спрос и предложение не оторваны друг от друга, а находятся в постоянном взаимодействии. Результатом этого процесса является так называемая равновесная цена, при которой спрос на данный товар полностью соответствует предложению.