Формирование устной и письменной речи является одной из самых важных задач такого школьного предмета, как «Русский язык». Несмотря на высокие требования школьной программы и специальные уроки, направленные на развитие речевого запаса, для многих школьников эта задача остается невыполнимой. Мало того, что речь учащихся лишена выразительности, так она еще и перегружена стилистическими ошибками. К сожалению, несоответствие литературным и орфографическим нормам демонстрируют не только младшие школьники. Чтобы составить предложение, выстроенное логически правильно, приходится прилагать некоторые умственные усилия даже отдельным старшеклассникам.
Усовершенствование и развитие навыков речи сопровождает учебный процесс с начального этапа младшего школьного образования. Уже в подготовительном классе ребенок учится выстраивать в смысловом порядке предложения, пересказывать тексты и составлять описания к картинкам. Дети затрудняются в выполнении подобных заданий. Чтобы помочь им в этом, можно предложить составить предложение из слов, написанных на доске. Слова должны быть разрозненными, но нести определенную смысловую нагрузку, позволяющую составить предложение на заданную тему. Таким же методом можно научить ребенка выстраивать ряд предложений, составляющих небольшой рассказ. Овладев такими навыками, ребенок сначала научится использовать простые предложения. Впоследствии, в старших классах, составить сложное предложение не окажется для него трудновыполнимой задачей.
Владение языком не ограничивается умением письменно излагать свои мысли. Некоторые учащиеся, с легкостью справляясь с письменными творческими работами, с трудом могут составить предложение в устной форме. Чтобы избежать этого, необходимо еще в дошкольный период привить ребенку необходимые навыки: связная речь, мышление, умение описывать и рассказывать. В этом помогут специальные развивающие игры.
Игры для развития устной речи
Испорченный телефон
В этой игре несколько участников шепчут друг другу на ушко какое-либо слово, которое последующий игрок искажает. Ребенок понимает, что последнее слово в цепочке значительно отличается от исходного и осмысливает важность правильного произношения.
Путаница
Ведущий предлагает прочитать предложение, где все слова перепутаны неожиданно налетевшим ураганом. Ребенок должен составить предложение, переставляя слова. Можно предложить внимательно рассмотреть два предложения, в которых слова заимствованы друг у друга.
Съедобное – несъедобное
Один из игроков бросает мяч, называя какой-либо предмет. Если предмет съедобный, второй игрок ловит его, если же нет – пропускает.
И последнее: ребенок строит свою речь, исходя из того, что понимает. Потому очень важно приучать ребенка осмысливать то, что он читает. Большое значение имеет чтение вслух. Причем этот процесс не должен превращаться в упражнение. Попробуйте заинтересовать ребенка. Предложите ребенку устроить своего рода литературный вечер. Передавая друг другу роль интересного рассказчика, читайте и пересказывайте занимательные истории, сказки и рассказы. Это не только поможет совершенствовать навыки устной речи, но и установит между родителями и детьми незримую связующую нить тепла, доверия и понимания.