Факторы спроса

Рынок, прежде всего, представляет собой ту самую сферу, где взаимодействуют между собой спрос и предложение. Таким образом, совокупность покупателей является силой, которая формирует на рынке востребованность разных групп товаров. Существуют определённые факторы, определяющие спрос. Однако для начала необходимо разобраться с тем, что означает само это понятие.

Спрос является показателем платежеспособной потребности покупателей в конкретном товаре и данной установленной цене. Он характеризуется своей величиной. Ее определяет готовность потребителя приобрести этот товар в данной ценовой категории. Здесь подразумевается сочетание одновременной необходимости и возможности покупки указанного изделия в конкретном количестве. Очевидно, что спрос всего лишь указывает на потенциальную платежеспособную потребность. Другими словами его величина сообщает нам о том, какое количество товара могут и готовы приобрести покупатели. И это еще совсем не означает, что сделка состоится. Предположим, что производитель не может покрыть своими мощностями возникшую потребность в товаре. Также есть такое понятие - индивидуальный спрос. Это величина, характеризующая потребности и возможности конкретного покупателя. И, наконец, общий спрос определяется всей совокупностью клиентов, которые формируют рынок.

Экономика мало изучает индивидуальный спрос, так как определяющие его факторы в столь узком сегменте практически не дают никакого представления об общей картине. К примеру, отдельно взятый покупатель может не испытывать потребность в товаре, который в целом пользуется огромной популярностью.

Факторы спроса для удобства делят на две группы. Рассматривают ценовые и неценовые детерминанты. При этом необходимо понимать, что они взаимно влияют и видоизменяют друг друга.

Ценовые факторы спроса

  • Собственно цена на товар – совершенно очевидна взаимозависимость стоимости и спроса между собой.
  • Цена на сопряженный товар. Тут взаимосвязь работает по-разному. К примеру, рост цены на чай приведет к увеличению спроса на кофе, в то время как повышение стоимости бензина приведет к снижению востребованности техники, использующей в работе такое топливо.

Неценовые факторы спроса

  • Величина доходов потребителей. Повышение зарплаты обязательно приведет к увеличению спроса. Единственное, надо учитывать, что он будет расти не на все группы товаров, а на некоторые – даже падать. Так, спрос на низкокачественные, а, следовательно, и дешевые изделия резко рухнет. То есть рост будет наблюдаться только на нормальных и высших категориях товаров, тогда как низшая категория будет невостребованной.
  • Факторы спроса включают в себя и не самые очевидные вещи. Это мода и вкус. Ведь потребитель склонен под воздействием разных факторов, в том числе и рекламы, менять свои предпочтения, что приведет к изменению спроса. Эта детерминанта мало влияет на товары, предназначенные для длительного пользования.
  • Число потребителей. Тут очевидная взаимосвязь. Если количество покупателей увеличивается, то естественно растет и спрос. Это часто связано с миграциями людей, изменением численности населения.
  • Цена на заменители. Если товар имеет аналог, который предназначен для выполнения тех же самых функций, то тут будет наблюдаться следующая закономерность. Падение цены на аналоги приведет к снижению спроса на данный товар, и наоборот, увеличение их стоимости значительно его увеличит. Указанный фактор не влияет на товар, если заменителей очень мало или их вообще нет.
  • Ожидания потребителя. Фактор, который сложно учитывать в моделях, так как он сложно предсказуем. К примеру, потребители решают, что завтра будет дефицит определенного товара и закупают все возможные его запасы.

Вывод: влияние любых типов спроса на товар существенно зависит от самого товара.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Кофе к чаю - это не сопряженный товар, а как раз заменитель. Этот пример немного запутывает: непонятно, чем сопряженный (дополняющий) от заменителя отличается.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.