У каждой нации есть свой, индивидуальный и искренне почитаемый символ, религиозный оберег или даже само воплощение высшей силы. У индусов такой верховной и божественной мощью, которую можно потрогать, является река Ганг. Если путешественник, попавший в пряные земли Индии, назовет благословенный водоем по имени, которое известно нам с уроков географии и истории – Ганг, индусы с раздражением поправят его: «Не Ганг, а Ганга». Потому как они называют реку на женский лад, отождествляя ее исключительно с женским началом божественной сущности бога Вишну.
Почитаемая как земное воплощение вселенской силы река Ганг собирает на своих берегах миллионы людей. Они стремятся к священным водам с непреодолимым желанием смыть с себя все грехи, очиститься разумом и телом. Индусы верят, что река Ганг обладает целительными свойствами и является своего рода пастырем, отпускающим грехи. Когда христианин желает покаяться, он идет в церковь. Когда у индуса плохо на душе, и он желает избавиться от гнета грехов, он окунается в Гангу. Именно благодаря Индии на весь мир стало знаменито выражение «смыть свои грехи». Вода реки считается священной, то же самое можно сказать о городах, расположенных на берегах Ганги. К ним относятся Аллахабад, Ришикеш, Варанаси, Хардвар и многие другие.
Реки Индии – это огромное количество водоемов, протекающих как в горах Гималаев, так и вьющихся по просторам долин и низин. Однако ни одна из них не является столь почитаемой и священной для индусов, как Ганга. Существует огромное количество легенд, связанных с появлением этого водного рукава. Одна из них гласит следующее. В небесном раю протекала восхитительная река, воды которой обладали целебными и излечивающими свойствами. Каким-то образом, прознав об этом, один индийский царь Багират стал молить бога Шиву (одна из ипостасей бога Вишну) о том, чтобы тот даровал кусочек великолепного водоема и своим детям – индусам. Просьбы человека были услышаны, и с тех пор жители страны радуются священным водам, которые подарила им река Ганг.
Вторая легенда звучит совершенно по-другому. Ее мне рассказывают брахманы у храма Вайшно Деви в Гималаях. Немногим известно, что у жены Шивы – Сати (Деви) – имелось несколько ипостасей, одной из которых являлось женское начало, символ матери – богиня Мата Рани. Именно с ее именем и связано возникновение реки.
Когда-то давным-давно в высоких горах Гималаях жил пастырь, всю свою жизнь посвятивший служению Мата Рани. В той же деревне жил злобный Бхейрон, не веривший ни в какую могущественную силу, кроме своей. Он мечтал искоренить веру в богиню и заставить всех людей верить только в себя. Бхейрон стремился найти Мата Рани и убить ее. Для того чтобы дать мужчине шанс одуматься, богиня скрылась в пещере Гималаев, по дороге к которой она ударила посохом по горной насыпи. Земля раскололась, и из нее недр полилась кристально-чистая вода, которая положила начало возникновению реки Ганг.
Считается, что священные воды не только смывают все грехи, но и служат путем к новому миру для усопших – они являются проводником в рай. Поэтому неудивительно, что огромному количеству умерших индусов, стремящихся попасть туда, дает приют река Ганг. Трупы усопших сжигаются на специальных погребальных кострах. После сожжения прах собирается в урну, и родственники, устроившись в лодке, развеивают его над священными водами реки.