структура управления предприятием

Структура управления предприятием создается для осуществления процессов регулирования. Согласитесь, на предприятии работает достаточно много людей, которыми необходимо правильно заведовать, чтобы достигнуть хорошего результата работы. Именно для этого разрабатывается структура, в которую четко и ясно вписаны участки работы каждого звена. В такой структуре  наглядно видно  круг обязанностей начальников и подчиненных, показана степень подчинения и разделения труда в организации.

При разработке структуры управления предприятием необходимо помнить, что:

- внутри организации возникает конкуренция более сильная, чем между разными организациями;

- часто структура управления не помогает, а затрудняет определение задач подразделений из-за их взаимозависимости, возникшей подобным образом;

- некоторые организации сопротивляются изменениям их структуры;

- часто структура управления ограничивает решения, определенные развитием общества, темпами технического роста и социальными изменениями.

Следовательно, структура управления предприятием непременно должна быть гибкой, учитывать различные изменения, которые могут произойти в обществе и быть способной воспринять их, а значит, все время держаться в динамическом равновесии.

Для построения гибкой управленческой структуры часто используют терминологию, принятую в архитектуре. Иными словами, «структурное зодчество» в управлении организацией дает возможность в графическом представлении увидеть варианты решения различных проблем, а также наладить работу всех подразделений предприятия.

Типы структур управления предприятия могут быть следующими:

- иерархическими;

- линейными;

- линейно – штабными;

- дивизионными;

- структурными;

- бригадными;

- проектными.

У каждого типа структуры есть свои положительные стороны и определенные недостатки. Поэтому при разработке на предприятии структуры управления  нужно учитывать эти аспекты.

Иерархический тип структуры управления возник в начале 20 века и заключается в осуществлении контроля вышестоящим руководством над нижестоящими уровнями производства и  в четком подчинении ему.

Принципами такой структуры являются:

- принцип разделения труда, в соответствии с которым каждый работник выполняет четко свою работу в соответствии со своей специализацией;

- принцип стандартизации деятельности;

-  принцип отбора, в соответствии с которым прием и увольнение с рабочего места производится предприятием в строгом соблюдении квалификационных требований.

Линейно–функциональная структура управления предприятием (линейная)  - наиболее распространенный тип такой структуры. Среди преимуществ данной структуры стоит отметить четкую систему взаимных связей между подразделениями; систему единоначалия, когда в процессе работы предприятия руководитель контролирует весь процесс работы, сосредотачивая в своих руках руководство компанией; ярко выраженную ответственность руководителя; исполнение приказов и указаний руководства незамедлительно.

Линейная структура управления предприятием имеет и следующие недостатки: отсутствие звена, которое должно заниматься вопросами стратегического планирования; часто невозможность приспособиться к изменениям ситуации; большое количество руководящего состава организации, что приводит к появлению «этажей» между сотрудниками, выпускающими продукцию и руководством предприятия.

Функциональная структура управления предприятием сложилась как результат усложнения управленческого процесса. Особенностью такого типа структуры является формирование специальных подразделений, в которых возможно подготовка принятия решений, которые могут вступить в силу после утверждения руководством предприятия.

Следует отметить, что линейно-функциональная структура управления предприятием сохраняет единоличие руководителя.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.