Структура управления предприятием создается для осуществления процессов регулирования. Согласитесь, на предприятии работает достаточно много людей, которыми необходимо правильно заведовать, чтобы достигнуть хорошего результата работы. Именно для этого разрабатывается структура, в которую четко и ясно вписаны участки работы каждого звена. В такой структуре наглядно видно круг обязанностей начальников и подчиненных, показана степень подчинения и разделения труда в организации.
При разработке структуры управления предприятием необходимо помнить, что:
- внутри организации возникает конкуренция более сильная, чем между разными организациями;
- часто структура управления не помогает, а затрудняет определение задач подразделений из-за их взаимозависимости, возникшей подобным образом;
- некоторые организации сопротивляются изменениям их структуры;
- часто структура управления ограничивает решения, определенные развитием общества, темпами технического роста и социальными изменениями.
Следовательно, структура управления предприятием непременно должна быть гибкой, учитывать различные изменения, которые могут произойти в обществе и быть способной воспринять их, а значит, все время держаться в динамическом равновесии.
Для построения гибкой управленческой структуры часто используют терминологию, принятую в архитектуре. Иными словами, «структурное зодчество» в управлении организацией дает возможность в графическом представлении увидеть варианты решения различных проблем, а также наладить работу всех подразделений предприятия.
Типы структур управления предприятия могут быть следующими:
- иерархическими;
- линейными;
- линейно – штабными;
- дивизионными;
- структурными;
- бригадными;
- проектными.
У каждого типа структуры есть свои положительные стороны и определенные недостатки. Поэтому при разработке на предприятии структуры управления нужно учитывать эти аспекты.
Иерархический тип структуры управления возник в начале 20 века и заключается в осуществлении контроля вышестоящим руководством над нижестоящими уровнями производства и в четком подчинении ему.
Принципами такой структуры являются:
- принцип разделения труда, в соответствии с которым каждый работник выполняет четко свою работу в соответствии со своей специализацией;
- принцип стандартизации деятельности;
- принцип отбора, в соответствии с которым прием и увольнение с рабочего места производится предприятием в строгом соблюдении квалификационных требований.
Линейно–функциональная структура управления предприятием (линейная) - наиболее распространенный тип такой структуры. Среди преимуществ данной структуры стоит отметить четкую систему взаимных связей между подразделениями; систему единоначалия, когда в процессе работы предприятия руководитель контролирует весь процесс работы, сосредотачивая в своих руках руководство компанией; ярко выраженную ответственность руководителя; исполнение приказов и указаний руководства незамедлительно.
Линейная структура управления предприятием имеет и следующие недостатки: отсутствие звена, которое должно заниматься вопросами стратегического планирования; часто невозможность приспособиться к изменениям ситуации; большое количество руководящего состава организации, что приводит к появлению «этажей» между сотрудниками, выпускающими продукцию и руководством предприятия.
Функциональная структура управления предприятием сложилась как результат усложнения управленческого процесса. Особенностью такого типа структуры является формирование специальных подразделений, в которых возможно подготовка принятия решений, которые могут вступить в силу после утверждения руководством предприятия.
Следует отметить, что линейно-функциональная структура управления предприятием сохраняет единоличие руководителя.