Структура менеджмента: типы, виды и функции

Что такое структура менеджмента? Что означает этот термин? Если вы не знаете, что ответить на вопросы, то вам обязательно нужно прочитать нашу статью. Мы начнем со структуры менеджмента и закончим всеми нюансами этой сферы. Поверьте, скучно не будет.

Что это такое

Учебная литература

Мы разберем структуру системы менеджмента, но сначала определимся с тем, что такое менеджмент.

Термин означает всевозможные формы, методы и приемы управления производством и персоналом. Как только менеджмент появился, его объект был неделим, но со временем из общего объекта отпочковалось несколько объектов, из которых позже уже появились свои направления. Если вести речь о настоящем времени, то существуют типы менеджмента характерные для определенной страны. Например, во всем мире известна русская модель менеджмента.

С чего все началось

Прежде чем разбирать структуру менеджмента, было бы неплохо дать определение структуре управления.

На сегодняшний день теория менеджмента выделяет два типа управления предприятиями и организациями: органический и бюрократический. Каждый из них имеет различные основания и характерные черты, которые позволяют выделить сферы использования и перспективы развития.

Если верить историкам, то первым сформировался бюрократический тип. Автором концепции стал немецкий социолог Макс Вебер, он разработал теорию в начале ХХ века. В чем же заключается ее суть? Вебер разработал нормативную модель рациональной бюрократии, которая кардинально поменяла системы отчетности, коммуникации, структуру работы, оплату труда и отношения на предприятии. Социолог назвал основой модели организованную организацию, которая предъявляет серьезные требования как к людям, так и к структурам. Можно выделить ключевые положения этой модели структуры менеджмента:

  1. Разделение труда, на каждой должности должен быть только квалифицированный специалист.
  2. Иерархичность управления. В этом случае нижний уровень подчиняется верхнему.
  3. Нормы и формальные правила, которые обеспечивают одинаковое выполнение менеджерами своих обязанностей и задач.
  4. Дух формальной озабоченности. Присущ официальным лицам во время выполнения своих обязанностей.
  5. Наем на работу только если кандидат соответствует квалификационным требованиям, а не личным предпочтениям руководителя.

В бюрократической структуре менеджмента можно выделить несколько основных понятий - ответственность, рациональность, иерархичность. Социолог считал, что нельзя смещать человека и должность, потому как содержание и состав управленческой деятельности должен определяться по потребностям организации, а не ее работников. Конкретно сформулированные предписания не позволяют сотрудникам креативно подходить к выполнению задания или проявить субъективизм. Это, пожалуй, и есть отличие современной структуры организации менеджмента от исторически сложившейся общинной. Разница еще и в том, что общинная структура делала упор на мастерство и партнерство.

Бюрократическая структура управления за годы существования уже не раз доказала свою эффективность особенно в очень крупных организациях. Ведь именно там нуждаются в слаженной работе, чтобы двигаться к одной цели.

Что же такого необычного в организационной структуре организации менеджмента? Ее суть заключается в том, чтобы разделить труд по управлению производством. В этом случае каждая должность и подразделение создается для того, чтобы выполнять определенные работы или набор функций. Для того чтобы качественно выполнять функции, должностным лицам вменяются некоторые права на распоряжение ресурсами. Эти же люди отвечают за выполнение тех функций, которые за ними закрепили.

Направления менеджмента

Структура финансового менеджмента

Мы уже сказали, что структура системы менеджмента имеет множество ответвлений. Кроме того, у структуры имеются и определенные требования. Среди них:

  1. Оперативность. Стратегические решения должны быть приняты своевременно.
  2. Оптимальность. Речь идет о рациональности при небольшом количестве уровней управления.
  3. Надежность. Достоверное и бесперебойное отражение информации.
  4. Гибкость. В этом случае речь идет о способности к постоянным изменениям.
  5. Экономичность. Достигается за счет максимального эффекта при маленьких затратах.
  6. Устойчивость структурной системы. Мы говорим о целостности и неизменности системы как при внутренних воздействиях, так и при внешних.

Структуры управления в менеджменте бывают нескольких видов. Их и рассмотрим:

  1. Стратегический менеджмент. Речь идет об ориентировании производства на желания и потребности потребителей, приспособлении предприятия к внешней среде, в результате чего и достигаются намеченные цели. Стратегический менеджмент находится под контролем у высшего руководящего звена организации.
  2. Оперативный менеджмент. Подразумевает организацию и управление процессами воплощения оперативных планов, а также производственный контроль. Сюда относится распределение ресурсов, работ, внесение важных корректировок в финансовые и производственные процессы, а также ход выполнения настоящих заданий.
  3. Тактический менеджмент. Тактическая структура управления в менеджменте направлена на разработку стратегии предприятия. Обычно этим занимается руководство среднего звена, причем составляет перспективу примерно на год. Менеджмент этого типа можно отнести к повседневной работе.
  4. Производственный менеджмент. Речь идет об управлении вспомогательными, основными, а также обеспечивающими процессами, из-за которых и производятся товары, поставляемые на рынок.
  5. Маркетинг-менеджмент. Суть управления заключается в том, чтобы изучать рынки, перспективную и сложившуюся конъюнктуру, формировать ценовую политику, создавать каналы сбыта, заниматься рекламной работой.
  6. Менеджмент в области материально-технического снабжения. Здесь мы говорим об оформлении хозяйственных договоров, которые заключаются на поставку полуфабрикатов, материалов, комплектующих изделий. А также сюда относится доставка, упаковка, процессы входного контроля, поставка готовой продукции населению, ее хранение.
  7. Финансовый менеджмент. Включает в себя управление финансовыми отношениями и движением финансовых ресурсов.
  8. Менеджмент персонала. Здесь речь идет о планировании трудовых ресурсов, оценки кадров и отборе лучших из них, отборе персонала, определении зарплаты и льгот, обучении и повышении квалификации, профессиональной адаптации и ориентации, оценке трудовой деятельности.
  9. Эккаутинг-менеджмент. Менеджмент организационной структуры управления этого типа направлен на сбор информации, ее анализ и обработку. Делается это для того, чтобы потом можно было сравнить собственные показатели с другими предприятиями, занимающимися похожей работой.
  10. Инновационный менеджмент. Задача этого направления овеществлять творческую деятельность людей по созданию продуктов, которые по каким-либо параметрам лучше, чем уже выпущенные продукты.
  11. Адаптивный менеджмент. Персонал занят тем, что адаптирует предприятие к условиям внешней среды.

Как видите, организационные структуры управления менеджмента очень отличаются между собой. Пока еще тема не раскрыта и вам довольно трудно понять о чем речь, но если вы продолжите читать, то вопросов не останется.

Виды менеджмента

Прежде чем раскрывать тему, давайте узнаем, какой смысл вкладывается в определение. Итак, под видами менеджмента понимают специальные сферы управленческой деятельности, которые неразрывно связаны с решением конкретных задач менеджмента.

Менеджмент делят по признаку объекта на общий и функциональный. Смысл первого заключается в том, чтобы управлять работой предприятия полностью или отдельными звеньями. Специальный или функциональный менеджмент понимается как управление некоторыми областями деятельности предприятия или его звеньев. Сюда как раз и относятся направления менеджмента, которые мы перечислили выше.

Менеджмент различается также и по признаку содержания. Выделяют стратегический, нормативный и оперативный менеджмент. Первый предполагает, что менеджер будет вырабатывать стратегии, распределять их по времени, обеспечивать контроль за их реализацией, формировать потенциал успеха предприятия.

В нормативный менеджмент входит реализация и разработка философии предприятия, предпринимательской политики, формирование общих стратегических намерений, определение позиции предприятия в рыночной нише.

Об оперативном менеджменте можно сказать, что это разработка оперативных и тактических мер, которые направлены на фактическое претворение в жизнь стратегий развития предприятия.

Принципы менеджмента

Главная схема

Структура финансового менеджмента или любого другого базируется на определенных принципах. О них сейчас и поговорим. Что такое принципы? Это устойчивые требования и общие закономерности, лишь при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие предприятия.

Итак, к принципам относится:

  1. Иерархичность.
  2. Целостность.
  3. Оптимальность и целевая направленность.
  4. Демократизация.
  5. Децентрализация и централизация.

Также существует несколько подходов управления, которые вписываются не только в структуру финансового менеджмента, но и любого другого. Есть процессный и системный подход и если в первом случае речь идет об управлении, как процессе, например, организация, планирование, мотивация, курирование и прочее, то во втором мы говорим об обозначении задач и целей в показательной форме. Как правило, строится дерево цели, с помощью которого систему делят на подсистемы. Ярким примером считается деление организации на подразделения.

Пока плохо понятно о чем речь, да? Ничего страшного, мы расскажем о каждом подходе отдельно.

Системный подход

Если со структурой принципов менеджмента все понятно, то давайте поглубже изучим системный подход. Основой такого подхода считается исследование объектов в качестве систем. Благодаря системному подходу на предприятии адекватно ставятся выявляются проблемы в определенных областях и решаются.

Чтобы стало понятнее, давайте дадим определение системе. Итак, системой называют совокупность элементов, которые связаны между собой, образующие единство, целостность.

Системный подход имеет свои принципы, о которых тоже необходимо рассказать. Среди них:

  1. Структурность. Описание системы происходит через установление ее структуры, то есть отношений и связи системы.
  2. Целостность. Речь идет о зависимости каждого элемента от функций, места и прочего.
  3. Иерархичность. Каждый компонент системы, в свою очередь, является тоже системой и так во всем.
  4. Взаимосвязь среды и структуры. Проявляются и формируются свойства в системе только при взаимодействии со средой. Множественность описания каждой системы. Так как каждая система сложна, то для правильного изучения необходимо построить много разных моделей, которые будут описывать конкретные особенности модели.

Структура системы менеджмента качества подразумевает собой еще некоторые правила. Вот они:

  1. Принятие решений может начинаться лишь с четкого формулирования и выявления определенных целей.
  2. Любая проблема рассматривается как единое целое и по этой причине последствия каждого решения нужно выявлять заранее.
  3. Нужно находить альтернативные пути достижения целей, а также анализировать их.
  4. Не должно быть такого, что общая цель конфликтует с отдельными целями.
  5. Необходимо соблюдать принцип восхождения от абсолютного к конкретному.
  6. Должно быть единство синтеза, анализа, причем речь идет и об историческом и о логическом.
  7. В объекте должны быть выявлены разнокачественные связи.

Чтобы структура системы менеджмента качества стала более понятной, рассмотрим, как это происходит на примере.

Во время системного подхода сначала формируются параметры выхода услуги или товара. Менеджеры при этом обязаны опираться на маркетинговые исследования. На основе этих же данных решаются вопросы касательно предмета производства, затрат на работу, качества производимого товара и прочее. Важно, что на все вопросы ответы должны быть даны в одно время. Только при соблюдении этого правила выход получится конкурентоспособным согласно нормативам.

Следующим шагом в функциональной структуре менеджмента будет определение параметров входа. Речь идет о необходимых ресурсах и информации для процесса. Менеджеры сначала изучат организационно-технический уровень производства системы: уровень организации производства, техники, управления и труда. Затем полученные данные нужно будет сопоставить с параметрами внешней среды, как экономической, политической, социальной, технологической и прочей.

Кстати, системы могут быть как открытые, так и закрытые. Поговорим о каждой из них подробнее.

Закрытые и открытые системы

Правильное управление

Мы уже в общих чертах объяснили, что такое структура стратегического менеджмента и не только. Давайте теперь разберемся, что такое открытая и закрытая система менеджмента.

Открытой называют ту систему, которая питается ресурсами и энергией извне. Подобной системой считается радиоприемник или калькулятор со встроенной солнечной батареей.

О закрытой можно сказать, что она имеет источник ресурсов или энергии внутри себя. Примером закрытой системы можно считать часы, которые имеют внутренний источник энергии. Сюда же относится производство с собственным источником энергии или работающая машина.

Получается, что хозяйствующие предприятия не могут работать на одной внутренней энергии, ведь для работы потребуется снабжение, работа с потенциальными покупателями и прочее.

Функции менеджмента

Организационные структуры системы менеджмента существуют не в качестве красивых названий, а имеют ряд функций. Благодаря им, определяется устойчивый состав видов управленческой работы, имеющих свои особенности. Как правило, они характеризуются однородностью действий, целей, объектов. Также функции имеют общие задачи и направления управленческой деятельности, они меньше всего зависят от специфики предприятия.

Разграничение функций позволяет выделить основные задачи и виды управленческой деятельности, а также регламентировать и процедуры и правила их претворения в жизнь.

Виды структуры менеджмента мы рассмотрели и рассказали о системном подходе, но все-таки тема до конца не раскрыта. Не хватает пояснений на тему функций системного подхода. Итак, функции делятся:

  1. Общие. Сюда относится планирование, формирование целей, контроль и организация поставленных задач.
  2. Социально-психологические. Речь идет о мотивации и делегировании. Функция прямо связана с психологической обстановкой и характером производственных отношений.
  3. Технологические. Коммуникации и решения являются составляющими этой функции.

Все эти функции неразрывно связаны между собой и дополняют друг друга. Другими словами, нельзя выполнить одну функцию и не задействовать другую.

Но это не значит, что рабочее поле, которое считается менеджментом организации, нельзя разделить на отдельные функции, сосредоточенные на основных группах. Мы говорим о следующих группах:

  1. Общее управление. Сюда относится установление политики управления и нормативных требований, мотивация, организация работы, контроль, координация и, конечно же, ответственность.
  2. Определенные сферы управления. Ярким примером является производство, маркетинг, кадры, основные фонды и финансы.
  3. Управление структурой предприятия. Речь идет о предмете деятельности, создании, правовых формах, организации, ликвидации и реконструкции предприятия.

Процессный подход

Система менеджмента

Организация структуры управления (менеджмент) может быть спланирована с отсылкой на процессный подход. О чем идет речь? Это подход в менеджменте, за основу которого взят системный подход. На основе процессного подхода работа предприятия организуется таким образом, что деятельность организации делится на бизнес-процессы, ровно как и аппарат управления на блоки. Как правило, процессный подход представлен как схема с отдельными звеньями цепочки (операциями). Производная цепочка всегда заканчивается на продукте. Кстати, звенья, которые отвечают за определенный бизнес-процесс, формируются из подразделений структуры.

Принципами процессного подхода можно назвать следующее:

  1. Ответственность всех участников цепочки за хозяйственные результаты.
  2. Ориентированность на потребительские предпочтения и повышение качества продукции.
  3. Мотивирование работников на высшем уровне.
  4. Ослабление бюрократии.

Но процессный подход, как структура процесса менеджмента, имеет и свои отличительные черты. Речь идет о следующих моментах:

  1. Управленческие ступени сокращаются, за счет этого и принимаются решения в ускоренном порядке.
  2. Руководство делегирует свои полномочия и ответственность сотрудникам предприятия.
  3. На предприятии внимательно следят за качеством услуг и продуктов.
  4. Все технологии, что связаны с бизнес-процессами, автоматизированы и формализованы.

Какие проблемы могут возникнуть?

Структура и понятие менеджмента, точнее, процессного подхода, звучит довольно-таки просто, но на деле управляющие сталкиваются с рядом проблем. Почему так происходит? В первую очередь все упирается в деньги и временные затраты. Но, с другой стороны, это касается любой ситуации, когда на предприятие внедряется непроверенная теория. Но тем не менее это не единственная проблема, связанная с переходом на процессный подход. Их довольно-таки много, мы перечислим лишь основные:

  1. Внедрение процессного подхода лишь на формальном уровне.
  2. Внедрение подхода на неформальном уровне.
  3. Несоответствие созданной системы и реального положения дел.
  4. Процессы не были регламентированы или руководство не умеет ими управлять.
  5. Менеджеры не хотят воспринимать процессный подход как новую идеологию предприятия.
  6. Менеджеры оказываются не готовы к резким переменам, особенно к пересмотру структуры компании.
  7. Недостаточно целеустремленности, мотивации или компетенции в вопросах оптимизации процессов.

Как же перейти на процессное управление с наименьшими потерями?

Структура менеджмента качества такова, что для ее успешного введения должны применяться правильные методы. А как этого добиться, если ошибкой считается как внедрение формальное, так и неформальное? Есть несколько методов, рассмотрим их подробнее.

Методы перехода

Увеличение прибыли

Существует два метода безболезненного перехода на новый тип структуры менеджмента предприятия: полный и сквозной метод.

Первый метод подходит для системного и процессного подхода, так как он основывается на выделении бизнес-процессов в уже действующей организационной структуре. Только после этого можно переходить к процессной структуре. Фундаментом метода считаются несколько положений. А именно:

  1. Классификация и выделение бизнес-процессов.
  2. Разработка методов и стандартов, которые обеспечивают результативность процессов управления.
  3. Формирование цепочки процессов в пределах уже работающей структуры.
  4. Подбор ресурсов и создание информационной базы для выполнения работ в рамках процессов.
  5. Анализ и мониторинг процессов.
  6. Улучшение бизнес-процессов.
  7. Внедрение мер, которые помогут достигнуть запланированные цели.

Что касается сквозного метода, то он подходит для ситуационного или процессного подхода. В чем заключается суть? Руководство отмечает сквозные бизнес-процессы, для которых подготавливается описание последовательности работ и документооборота. После этого они включаются в процессную структуру, которая чаще всего бывает матричной. В этом методе сначала ведется подготовка модели согласно ситуации, затем анализируются существующие процессы. После чего начинается разработка лучшей модели и реорганизация тех процессов, которые работают на ее основе. Последним шагом считается подготовка новой процессной структуры предприятия.

Получается, что все проблемы возникают из-за недостаточного умения руководства управлять персоналом. Какой бы ни был тип структуры менеджмента, основатель предприятия и управляющий персонал должен уметь вовлекать сотрудников и заинтересовывать их. В этом случае решающую роль играют лидерские качества руководства. Последний должен донести до сознания работников, что смена подхода равна смене идеологии. Лишь после того, как сознанием людей завладеет идея, можно говорить о том, что инструмент принесет пользу. Персонал согласится применять новые методы, а руководство вознаградит их за покладистость.

Ситуационный подход

Мы уже рассмотрели структуру функций менеджмента и основные подходы, нелишним будет рассказать и об оставшихся. Среди них ситуационный подход. Он появился в шестидесятых годах прошлого века. Его сторонники предлагают выбирать методы управления, учитывая факторы среды и ситуацию. Метод эффективен в том случае, если соответствует сложившимся обстоятельствам.

На сегодняшний день ситуационный подход используют редко, так как предпочтение отдано системному и процессному подходу.

Количественный подход

Как только развились точные науки, тогда же возник и этот метод. Известна даже точная дата - 1950 год. Почему именно такая зависимость? Дело в том, что достижения физики, математики и компьютерные технологии стали активно задействовать в управлении. Связано это с тем, что гораздо проще конструировать виртуальные модели по управлению запасами, распределению ресурсов, стратегическому планированию, обслуживанию и прочему, чем каждый раз вводить новую структуру, набивая шишки. В наше время в чистом виде количественный подход практически не встречается. Как правило, он входит в состав процессного или системного подхода.

Типы структур

Переход на новую систему

Основные типы структур управления выделяются в зависимости от характера связи. Это:

  1. Функциональная.
  2. Линейная.
  3. Матричная.
  4. Линейно-функциональная.
  5. Множественная.
  6. Дивизиональная.

Схема организационной структуры отражает то положение должностей и подразделений, что существует в действительности. Связи, в свою очередь, тоже делятся по категориям:

  1. Линейные. Речь идет об административном подчинении.
  2. Кооперационные. Связь прослеживается между подразделениями одного и того же уровня.
  3. Функциональные. Нет прямого административного подчинения, но при этом связи делятся по сфере деятельности.

Линейная структура управления построена таким образом, что каждый руководитель начальствует над нижестоящими подразделениями в любом виде деятельности. Из плюсов можно назвать довольно-таки простую схему, единоначалие и экономичность. При этом минусом является требование к квалификации руководителей, она должна быть высокой. Сейчас такая структура практически вышла из использования.

Функциональная структура примечательна тем, что имеет тесную связь между функциональным и административным управлением. Принципа единоначалия здесь нет, ровно как и кооперации между отделами. По этой причине структура также практически вышла из использования.

Линейно-функциональной структурой называют ступенчатую иерархическую. В этом случае линейные руководители представляют собой единоначальников, а функциональные органы помогают им. Важно, что линейный руководитель низшей ступени не подчиняется функциональным руководителям, даже если последние на ступень выше. Структура сразу же обрела популярность и применялась практически повсюду.

Дивизиональная структура построена так, что филиалы выделяются либо географически, либо по роду деятельности.

О матричной структуре можно сказать, что над одним исполнителем может быть несколько руководителей. Подобная схема часто применяется на предприятиях, которые работают сразу по нескольким направлениям. Так как удобство структуры налицо, неудивительно, что именно матричная структура вытесняет линейно-функциональную.

Множественная структура особенна тем, что объединяет разные структуры на различных ступенях управления. Примером может стать ситуация, когда на предприятии принята филиальная структура управления, а в самих дивизионах может быть выстроена матричная или линейно-функциональная структура. Эта структура используется по сей день и не теряет своей популярности.

Как вы уже поняли, для того чтобы стать хорошим менеджером, нужно углубленно изучать науку, в том числе и структуру целей менеджмента. Каким бы человек ни был хорошим практиком, без знания теории вряд ли что-то получится. Мы можем посоветовать лишь одно — учите матчасть.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.