Падение Тунгусского метеорита: факты и гипотезы

Версий о природе Тунгусского метеорита предостаточно - от банального осколка астероида до космического корабля пришельцев или вышедшего из-под контроля эксперимента великого Теслы. Многочисленные экспедиции и тщательные обследования эпицентра взрыва по-прежнему не позволяют ученым однозначно ответить на вопрос о том, что же произошло летом 1908 года.

Два солнца над тайгой

Бескрайняя Восточная Сибирь, Енисейская губерния. В 7 часов 14 минут безмятежность утра была нарушена необычным природным феноменом. В направлении с юга на север над бескрайней тайгой пронеслось ослепительное светящееся тело, по яркости превосходящее солнце. Его полет сопровождался громоподобными звуками. Оставив на небосклоне дымный след, тело оглушительно взорвалось, предположительно, на высоте от 5 до 10 км. Эпицентр надземного взрыва пришелся на район междуречья Хушмы и Кимчу, впадающих в Подкаменную Тунгуску (правый приток Енисея), недалеко от эвенкийского поселения Ванавара. Звуковая волна распространилась более чем на 800 км, а ударная даже на двухсоткилометровом расстоянии была такой силы, что у строений лопались оконные стекла.

Опираясь на рассказы немногих очевидцев, феномен окрестили Тунгусским метеоритом, так как описываемое ими явление чрезвычайно напоминало полет крупного болида.

Лето светлых ночей

Сейсмические колебания, вызванные взрывом, были зафиксированы приборами многих обсерваторий по всему земному шару. На огромной территории от Енисея до атлантического побережья Европы последующие ночи сопровождались удивительными световыми эффектами. В верхних слоях земной мезосферы (от 50 до 100 км) образовались облачные формирования, интенсивно отражающие солнечные лучи. Благодаря этому в день падения Тунгусского метеорита ночь не наступила вообще - после захода солнца можно было читать без дополнительного освещения. Интенсивность явления постепенно пошла на спад, но отдельные всплески освещенности можно было наблюдать еще в течение месяца.

Последствия падения Тунгусского метеорита

Первые экспедиции

Военно-политические и экономические события, захлестнувшие Российскую империю в ближайшие годы (вторая русско-японская война, обострение межклассовой борьбы, приведшее к Октябрьской революции), заставили на время забыть об исключительном явлении. Но сразу по окончании Гражданской войны по инициативе академика В. И. Вернадского и основоположника отечественной геохимии А. Е. Ферсмана началась подготовка экспедиции к месту падения Тунгусского метеорита.

В 1921 году советский геофизик Л. А. Кулик и исследователь, писатель и поэт П. Л. Драверт посетили Восточную Сибирь. Были опрошены очевидцы события тринадцатилетней давности, собран многочисленный материал об обстоятельствах и местности, где упал Тунгусский метеорит. С 1927 по 1939 гг. под руководством Леонида Алексеевича было проведено еще несколько экспедиций в район Ванавары.

В поисках воронки

Основным итогом первого путешествия к месту падения Тунгусского метеорита стали следующие открытия:

• Обнаружение радиального повала тайги на площади более 2000 км2.
  • В эпицентре деревья остались стоять, но напоминали полным отсутствием коры и ветвей телеграфные столбы, что еще раз подтвердило справедливость утверждения о надземном характере взрыва. Здесь же было обнаружено и заболоченное озеро, скрывавшее, по-мнению Кулика, воронку от падения космического тела.

В ходе второй экспедиции (лето и осень 1928 г.) была составлена подробная топографическая карта местности, кино- и фотосъемка поваленной тайги. Исследователям частично удалось откачать воду из воронки, но взятые магнитометрические пробы показали полное отсутствие метеоритного вещества.

Последующие походы в район катастрофы также не принесли результатов в плане поисков осколков "космического гостя", за исключением мельчайших частиц силикатов и магнетитов.

Место падения Тунгусского метеорита

"Камень" Янковского

Об одном эпизоде стоит упомянуть отдельно. В ходе третьего похода работником экспедиции Константином Янковским во время самостоятельной охоты в районе реки Чугрим (приток Хушмы) была найдена и сфотографирована буроватая каменная глыба ячеистой структуры, очень похожая на метеорит. Длина находки составляла более двух метров, ширина и высота - около метра. Сообщению молодого сотрудника руководитель проекта Леонид Кулик не придал должного значения, поскольку, по его убеждению, Тунгусский метеорит мог иметь только железную природу.

В будущем никому из энтузиастов не удастся отыскать загадочный камень, хотя такие попытки неоднократно предпринимались.

Мало фактов - много гипотез

Итак, никаких материальных частиц, подтверждающих факт падения в 1908 году в Сибири космического тела, обнаружено не было. А как известно, чем меньше фактов, тем больше фантазий и предположений. Спустя целый век ни одна из гипотез не получила единодушного признания в научных кругах. По-прежнему много сторонников у метеоритной теории. Ее адепты твердо убеждены, что в конце концов все-таки будет обнаружена пресловутая воронка с остатками Тунгусского метеорита. Местом, наиболее оптимальным для поисков называют Южное болото междуречья.

Советский планетолог и геохимик, руководитель одной из экспедиций в район Ванавары (1958 г.) К. П. Флоренский высказал предположение, что метеорит мог иметь рыхлую, ячеистую структуру. Тогда при нагреве в земной атмосфере метеоритное вещество воспламенилось, взаимодействуя с кислородом воздуха, в результате чего и произошел взрыв.

Природу взрыва некоторые исследователи объясняют электрическим разрядом между положительно заряженным космическим телом (заряд в результате трения о плотные слои земной атмосферы мог достигнуть колоссальной величины в 105 кулон) и поверхностью планеты.

Академик Вернадский отсутствие кратера объясняет тем, что Тунгусский метеорит мог представлять собой облако космической пыли, вторгшееся в пределы нашей атмосферы с гигантской скоростью.

Падение Тунгусского метеорита

Ядро кометы?

Очень много есть сторонников гипотезы, что в 1908 году наша планета столкнулась с небольшой кометой. Такое предположение впервые было высказано советским астрономом В. Фасенковым и британцем Дж. Уипплом. В пользу этой теории говорит то, что в районе падения космического тела почва богата вкраплениями силикатных и магнетитовых частиц.

По мнению активного пропагандиста "кометной" гипотезы физика Г. Быбина, ядро "хвостатой странницы" состояло, главным образом, из веществ малой прочности и высокой летучести (замерзших газов и воды) с незначительной примесью твердого пылевого материала. Соответствующие расчеты и применение методов компьютерного моделирования показывают, что в этом случае можно вполне удовлетворительно истолковать все явления, наблюдаемые в момент падения тела и в последующие дни.

Тунгусское чудо - ледяное ядро кометы?

"Взрыв" писателя Казанцева

Свое видение произошедшего предложил в 1946 году советский писатель-фантаст А. П. Казанцев. В рассказе "Взрыв", опубликованном в альманахе "Вокруг света", литератор устами своего персонажа - ученого-физика - представил на суд общественности две новые версии разгадки тайны Тунгусского метеорита:

1. Космическое тело, вторгшееся в пределы земной атмосферы в 1908 году, было "урановым" метеоритом, в результате чего над тайгой произошел атомный взрыв.
  2. Еще одной причиной такого взрыва могла стать катастрофа инопланетного космического корабля.

Свои выводы Александр Казанцев сделал на основании схожести световых, звуковых и прочих явлений, возникших в результате атомной бомбардировки Соединенными Штатами японских городов Хиросима и Нагасаки и загадочного события 1908 года. Следует отметить, что теории писателя, хотя и были подвергнуты резкой критике со стороны официальной науки, нашли своих почитателей и адептов.

Тунгусский метеорит, фильм

Никола Тесла и Тунгусский метеорит

Часть исследователей дает сибирскому феномену вполне земное объяснение. По мнению одних, взрыв в районе Ванавары - последствия эксперимента американского ученого сербского происхождения Николы Теслы по беспроводной передаче энергии на большие расстояния. Еще в конце девятнадцатого века "повелитель молний" с помощью своей чудо-башни в Колорадо-Спрингс (США) без использования проводников зажигал 200 электрических лампочек, удаленных от источника на расстояние до 25 миль. В дальнейшем, работая над проектом Wardenclyffe, ученый собирался транслировать электроэнергию по воздуху в любую точку планеты. Специалисты считают вполне вероятным, что первоначальный сгусток энергии и был сгенерирован великим Теслой. Преодолев атмосферу Земли и накопив колоссальный заряд, луч отразился от озонового слоя и, согласно рассчитанной траектории, выплеснул всю свою мощь над безлюдными северными районами России. Примечательно, что в библиотечных записях Конгресса США сохранились запросы ученого о предоставлении карт наименее заселенных сибирских земель.

Никола Тесла

Упал снизу?

Остальные гипотезы "земного" происхождения феномена мало согласуются с зафиксированными в 1908 году обстоятельствами. Так, геолог В. Епифанов и астрофизик В. Кунд предположили, что надземный взрыв мог произойти в результате выброса из недр планеты десятков миллионов кубометров природного газа. Схожая картина вывала леса, но гораздо меньшего масштаба, наблюдалась вблизи селения Кандо (Галиссия, Испания) в 1994 году. Доказано, что причиной взрыва на Пиренейском полуострове послужил именно выброс подземного газа.

Ряд исследователей (Б. Н. Игнатов, Н. С. Кудрявцева, А. Ю. Ольховатов) объясняют Тунгусский феномен столкновением и детонацией шаровых молний, необычным землетрясением, внезапной активностью Ванаварской вулканической трубки.

Вслед за фундаментальной наукой

После падения Тунгусского метеорита, год за годом, с развитием науки появлялись и новые теории. Так, вслед за открытием античастицы электрона - позитрона - в 1932 году возникла гипотеза об "антиприроде" Тунгусского "гостя". Правда, в этом случае трудно объяснить сам факт того, что антивещество не аннигилировало гораздо раньше, сталкиваясь в космическом пространстве с частицами материи.

С разработкой квантовых генераторов (лазеров) появились убежденные сторонники того, что в 1908 году в земную атмосферу проник луч космического лазера неизвестной генерации, но особого распространения эта теория не получила.

Наконец, в последние годы американскими физиками А. Джексоном и М. Рианом была выдвинута гипотеза, что Тунгусский метеорит представлял собой небольшую "черную дыру". Это предположение было весьма скептически встречено научным сообществом, так как теоретически рассчитанные последствия такого столкновения совершенно не соответствуют наблюдавшейся картине.

Век спустя

Заповедная зона

Более ста лет прошло с момента падения Тунгусского метеорита. Фото и видеоматериал, собранный участниками первых экспедиций Кулика, составленные ими подробные карты местности по-прежнему представляют собой огромную научную ценность. Осознавая всю уникальность явления, в октябре 1995 года постановлением Правительства РФ в районе Подкаменной Тунгуски на площади около 300 тыс. га был учрежден государственный заповедник. Здесь продолжают свою работу многочисленные российские и зарубежные исследователи.

В 2016 году, в день падения Тунгусского метеорита - 30 июня, по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН был провозглашен Международный день астероида. Осознавая всю значимость и потенциальную угрозу подобных явлений, в этот день представители мировой научной общественности проводят мероприятия, направленные на привлечение внимания к проблемам поиска и своевременного обнаружения опасных космических объектов.

Кстати, кинематографисты по-прежнему активно эксплуатируют тему Тунгусского метеорита. Фильмы документального плана рассказывают о новых экспедициях и гипотезах, а в игровых проектах не последнюю роль играют различные фантастические артефакты, найденные в эпицентре взрыва.

Ложные сенсации?

Примерно каждые пять лет в различных медиаисточниках появляются восторженные сообщения, что тайна Тунгусского взрыва раскрыта. Из наиболее громких за последние десятилетия стоит отметить заявление руководителя фонда "ТКФ" ("Тунгусский космический феномен") Ю. Лавбина об обнаружении в районе катастрофы кварцевых булыжников со знаками неизвестного алфавита - якобы фрагментов информационного контейнера с потерпевшего в 1908 году аварию внеземного космического аппарата.

Об удивительной находке сообщил и глава экспедиции Владимир Алексеев (2010 г., Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований). При сканировании георадаром дна Сусловской воронки был обнаружен гигантский массив космического льда. По заверениям ученого, это и есть осколок от ядра кометы, взорвавшей сибирское безмолвие столетие назад.

Официальная наука от комментариев воздерживается. Может быть, человечество столкнулось с явлением, суть и природу которого при сегодняшнем уровне развития постигнуть не в состоянии? Очень метко по этому поводу заметил один из исследователей Тунгусского феномена: возможно, мы подобны дикарям, наблюдавшим в джунглях катастрофу авиалайнера.

Мы здесь, в Красноярске, с рождения в курсе этого происшествия: Н.Тесла на деньги миллионеров построил лабораторию, выбрал мало заселенную местность - Красноярский край, и направил туда электро-шаровую молнию. Вот и всё. Потом всё оценил,обдумал, понял, что изобрел что-то очень страшное для человечества, и никому ничего не рассказал, даже Рокфеллеру и другим миллионерам-спонсорам.