Что представляет собой календарное планирование в дошкольном образовательном учреждении? С его помощью педагог моделирует свою деятельность.
Календарно-тематическое планирование дает возможность решать определенные задачи:
- формулировать цель, ставить тактические и стратегические воспитательные и образовательные задачи;
- разработать четкое содержание, подобрать методические средства, выбрать формы для реализации образовательного процесса;
- предположить результаты деятельности, планировать и корректировать индивидуальную образовательную и воспитательную траекторию для каждого участника коллектива.
Варианты планирования
Перспективное календарное планирование составляется на длительный срок: квартал, год, четверть. Календарный вариант рассчитан на день, учебную неделю. Комплексно-тематический вариант предполагает распределение определенных тем по неделям.
Педагог имеет право выбирать календарное планирование на каждый день.
Для удобства работы педагогов дошкольных учреждений многие детские сады используют единый вариант написания плана.
В качестве необходимого условия успешной деятельности является владение воспитателем информацией об индивидуальных особенностях и возможностях каждого ребенка, динамике роста.
Специфика деятельности
Календарное планирование педагог составляет с использованием методических пособий, рекомендаций методических объединений. Кроме того, в работе помогут советы специалистов, данные на курсах повышения квалификации.
Календарное планирование будет полноценным и качественным в том случае, если оно составляется несколькими педагогами, работающими с детьми одного возраста.
Подобное условие гарантирует единство подхода к детям, даст возможность повысить ответственность воспитателей за выполнение программы и плана работы.
Что предполагает календарно-тематическое планирование? Группа, в которой работает воспитатель, отличается интеллектуальными, физиологическими особенностями, которые педагог должен учитывать при продумывании своей работы с дошкольниками.
Воспитатель наблюдает за детьми, анализирует их поведение, выявляет приоритеты, затем на их основе вносит корректировки в намеченную деятельность.
Календарное планирование на год предполагает перечисление всех направлений деятельности, указание мероприятий, форм их проведения.
Технология разработки
Для начала важно учитывать режимные моменты: утро, день, вечернее время. При оформлении плана педагог должен учитывать также и эстетические требования, чтобы их можно было продемонстрировать родителям.
Воспитатель использует следующие нюансы:
- учет соотношения эмоциональной, физической, интеллектуальной нагрузки дошкольников;
- побор материала определенной сложности;
- полное соответствие программно-методическому обеспечению;
- усложнение приемов деятельности: словесных, наглядных, развивающих игр, бесед, коллективных творческих дел;
- включение различных методов деятельности.
Как правильно составить календарное планирование? Младшая группа включает в себя малышей в том возрасте, когда они не могут долгое время концентрировать свое внимание на конкретном объекте. Эти особенности педагог учитывает при продумывании приемов и методов воспитательной, образовательной, развивающей деятельности.
Принципы планирования
Отметим следующие особенности продумывания образовательной и воспитательной работы с детьми дошкольного возраста:
- подбор оптимального варианта нагрузки, недопустимость информационной перегрузки;
- учет медико-гигиенических требований к продолжительности, последовательности, специфике проведения разных режимных процессов;
- включение самостоятельной деятельности детей;
- учет климатических, природных условий.
Для того чтобы воспитательный процесс в детском саду был результативным, на свободную деятельность должно приходиться около 40 % всей регламентированной деятельности. На свежем воздухе врачи рекомендуют малышам находиться не меньше 3-4 часов в день, независимо от погодных условий.
Важно выделять в плане и время на свободную игру малышей внутри детского сада.
Педагог применяет в работе разнообразные виды диагностики, чтобы изучить индивидуальные особенности каждого ребенка, выстроить для него собственную образовательную и развивающую траекторию.
Важно включать такие элементы деятельности, которые способствуют эмоциональной разрядке, создают у школьников отличное настроение, доставляют им истинное удовольствие.
Полезные советы
Как должно выглядеть календарное планирование? 2 младшая группа характеризуется подвижностью, любознательностью, поэтому воспитатель вводит в план развивающие подвижные игры, праздники и конкурсы.
Есть определенный алгоритм, согласно которому составляется календарный вариант плана воспитателя детского сада:
- оформление титульного листа;
- формирование списка группы;
- продумывание работы с родителями воспитанников;
- составление недельной сетки занятий;
- включение в работу специальных занятий (с указанием даты и дня);
- самостоятельная деятельность дошкольников;
- закаливающие мероприятия.
Формы работы с родителями
В настоящее время педагоги детских садов используют различные формы работы с мамами и папами своих подопечных:
- проведение родительских собраний;
- индивидуальные и групповые консультации;
- семинары, практикумы;
- организация совместных праздников;
- проведение анкетирования;
- продумывание досуга, создание клубов по интересам;
- организация тематических выставок;
- экскурсии, туристические походы.
Деятельность воспитателя с детьми
Важна обязательная взаимосвязь между педагогом и детьми. Только в процессе совместной работы можно рассчитывать на получение максимального результата, закрепление теоретических знаний в рамках практической деятельности, уточнение и систематизация умений и понятий. Среди форм работы, которые важно включать в тематическое планирование, выделим:
- пересказ или совместное чтение;
- продумывание индивидуального диалога с каждым ребенком;
- совместные занятия внутри группы, во время прогулки;
- развивающие игры, дидактические упражнения;
- ролевые и творческие игры;
- наблюдения;
- художественно-продуктивная деятельность;
- разнообразный труд;
- музыкальные занятия;
- психическая гимнастика.
Что можно включать в утреннее время? Задача педагога - включить малышей в работоспособный ритм, сформировать у них жизнерадостное, бодрое настроение. Для этого в план работы воспитатель включает эмоционально стимулирующую гимнастику.
Утренний прием – это время, которое благоприятно для индивидуальной работы с дошкольниками. В качестве отличительных параметров ранних занятий отметим непринужденность малышей, их любознательность, интерес.
В дообеденное время в детском дошкольном учреждении проводят занятия по устранению дефектов речи, развитию коммуникативных навыков, стимулированию двигательной активности.
Утренний отрезок включает игровую деятельность, анализ иллюстраций и предметов, беседы с малышами, осуществляются короткие наблюдения за природными объектами и явлениями.
Есть определенные ограничения по видам деятельности в ДОУ в утренние часы:
- в средней и младшей группе – не больше 4 видов;
- в подготовительной группе – до 6 вариантов занятий.
Опираясь на предлагаемые нормативы, воспитатель имеет право на самостоятельный выбор количества утренних развивающих занятий.
Заключение
В современном дошкольном образовании в последние годы произошли серьезные изменения. После введения в ДОУ ФГОС второго поколения основная деятельность воспитателей связана не с образовательной работой, а направлена на развитие индивидуальности дошкольников. Педагоги проводят специальные анкетирования, позволяющие им выявлять одаренных малышей, подбирать для них индивидуальные развивающие траектории.