Экономика – сфера человеческой активности, позволяющая удовлетворить потребности индивидуумов. Одновременно это объект нескольких научных дисциплин: прикладных и теоретических. Цель экономики – потребление, но оно невозможно без производства, развитие которого является фундаментом функционирования рынка, поскольку представляет собой источник всей массы продуктов, товаров.
Экономика организации – дисциплина, рассматривающая разные аспекты предпринимательской деятельности. Ее основные разделы – производство, описание процессов, объяснение сути происходящего на предприятии. Закономерности производственного процесса, будучи понятыми, используются для формирования новых методик и подходов воплощения в реальность задуманного результата, достижения цели.
Взаимные связи и отличия
Экономика организации – научная дисциплина, рассматривающая предприятие в рамках экономического поля в целом. Анализ реализуется через производственные факторы и сбытовой рынок. Экономика предприятия обязывает изучать взаимодействие компании и рынка, а также взаимное влияние фирм друг на друга. Объект изучения науки – процесс хозяйствования как единое целое и как комплекс взаимосвязанных явлений, интересов юрлица.
Экономика организации зависит от экономики микроуровня, макроуровня, влияет на них, но не является тождественным понятием. Проведение анализа на микроуровне обязывает исследовать влияние рынка на фирму, при этом в равной степени внимание уделяется и спросу, и предложению. А вот экономика предприятия в первую очередь использует спрос как единицу условную, заданную изначально.
Относительно экономического макроуровня экономика организации рассматривает определенные факторы как заданные параметры, которые нужно помнить и учитывать. Сюда относится ценообразование, нац. доход, которые для макроуровня науки являются проблемами анализируемыми и требующими решения. Изменение аспектов народного хозяйства, смена потребленческой структуры, перемены, коснувшиеся демографии или среднего душевого дохода, прогресс технологий – все это является факторами, которыми может манипулировать макроэкономика, но для экономики компании это лишь аспекты, которые нужно учитывать, просчитывая собственное положение, его перспективы и возможности развития.
Самостоятельность как базовое условие
Экономика организации исследует некоторые объекты, которые для микро-, макроуровня представляют заданные величины, подлежащие учету, но не корректируемые. К числу таковых относятся, к примеру, производственные издержки.
Объекты экономики организации – предприятие, аспекты его деятельности, производственный процесс, решения, которым подчинено хозяйствование компании. Это совершенно самостоятельная научная дисциплина, и важность ее ни в коей степени не меньше, нежели сходных областей.
Объекты: подробнее
Рассматривая понятие экономики организации, важно особенное внимание уделить тем объектам, которые исследуются этой научной дисциплиной. К их числу относят:
- особенности организации управленческого процесса;
- формирование стратегии, производственного и реализационного планов;
- производственную структуру юрлица;
- типы производства;
- организацию промышленного цикла работ;
- капитал;
- технические мощности, ресурсы, материальное обеспечение, поставки, запасы, инфраструктуру;
- производственные издержки, себестоимость, ценообразование;
- фин. возможности юрлица, эффективность хоз. деятельности, рисковые оценки;
- инновации, аспекты качества, инвестиции;
- кадровую работу, организационные аспекты, оплату труда, стимуляцию роста эффективности рабочих процессов;
- внешнеэкономическую хоз. активность.
Научные методы
Экономика развития организации – наука, имеющая собственные методики исследования, анализа, накопления сведений. Дисциплина прикладная, применяет исследовательские подходы, давно используемые в иных прикладных областях, связанных с экономикой. Особенно важными представляются статистические правила и законы, позволяющие наблюдать за развитием ситуации. Не менее важен сравнительный анализ. Используя такие подходы, можно накапливать полезную информацию, вычислять и сравнивать показатели, проводить корректный анализ изменений, сравнивать нынешние итоги и свойственные прошлым этапам. Не менее важно проводить регулярное сравнение с другими субъектами хозяйствования, чтобы понять, кто достигает наилучших результатов, чем это обусловлено.
Теоретические, прикладные аналитические задачи, примеры в экономике организации решаются с помощью моделирования, графического изображения. Такие методы упрощают восприятие сведений, позволяют более корректно оценивать взаимоотношения параметров, характеристик, а также анализировать, какие тенденции изменений свойственны показателям, что на них влияет в большей степени. Экономическое, математическое моделирование производится с двумя условиями допуска:
- предприятие заинтересовано в приведении прибыли к максимально возможной;
- рыночная среда активна, влияет на все субъекты.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда
Только такой предприниматель может прийти к успеху, который адекватно оценивает роль экономики организации в успехе предприятия. В настоящее время прийти к положительному финансовому результату можно, активно применяя популярные и эффективные научные методы, стратегии. Важно ориентироваться в общей экономической теории и иметь практические навыки, знания. Предприниматель, способный применять количественные методики для проведения расчетов, прогнозирования ситуации, сможет построить адекватную линию развития компании без убытков.
Основы экономики организации тесно связаны с маркетинговыми подходами и предпринимательской экономикой как научной дисциплиной. Чтобы детальнее вникнуть в суть науки, важно ориентироваться в правилах и закономерностях бухучета, промышленных финансов, статистических исследований. Теория и практика тесно взаимосвязаны, а рассчитывать на успех может готовый приложить усилия для освоения обеих этих сторон направления. Придется изучать деятельность компании, вникать в закономерности, которым подчинено принятие решений. Сравнительный анализ при этом не менее важен, нежели расчет вероятностей, умение корректно формулировать прогноз. Экономика организации – научная дисциплина, позволяющая освоить знания, умения, навыки, связанные с экономическими законами, а также применить их в реальной жизни.
Организация в масштабах державы
Экономика организации в рыночных отношениях – это анализ первичного экономического звена. Эффективность его работы напрямую определяет качество и эффектность экономики государственного уровня, уровня финансового благополучия населения страны. Предприятие – это объект, поставляющий нуждающимся продукты, сервис, работу, а значит, обеспечивающий жизнедеятельность широких масс.
Экономика организации в рыночной системе предполагает оценку отдельно взятого лица как базового элемента системы хозяйствования. Связано это с тем, что юрлицо не только лишь производит продукт, востребованный на рынке, но формирует места для трудоустройства населения. Это повышает уровень занятости. Юрлицо начисляет оплату за труд и ответственно за ряд иных операций. На предприятии важно решать разные вопросы, связанные с производственными задачами: определять необходимые объемы выпуска, корректировать номенклатурный ряд, выбирать поставщиков сырья и искать покупателей, задавать ценовые тренды, разумно использовать ресурсы и кадры, внедрять эффективную технику, современные технологии.
Экономика современной организации – это свод требований, правил, законов и соотношений, правильное применение которых на практике позволяет формировать разноуровневые бюджеты успешно, с выгодой для всех заинтересованных лиц. Компания ответственна за уплату налогов, а значит, вносит свой вклад в обеспечение ресурсами госструктур, соцпрограмм.
То есть…
Экономика и организация производства представляют собой решение задач по поиску, формированию индивидуального, уникального пути развития для каждого юрлица, действующего в пределах рынка. Компания должна не только поддерживать баланс, но и развиваться, а для этого улучшать собственное экономическое положение. Это возможно при соблюдении баланса между прибылью и тратами. Для повышения эффективности нужно уметь находить новые пути и методы использования капитала, привлечения клиента. Успешная товарная политика, поиск поставщиков и прочие рабочие аспекты – все эти вопросы рассматриваются в рамках экономики предприятия как научной дисциплины, позволяющей получить решения, применимые на практике.
Общие положения науки
Экономика организации, производства – научная область, признаваемая всеми, а вот общепринятой расшифровки самого термина пока не существует, поэтому в каждом конкретном варианте толкование остается на усмотрение анализирующего тему специалиста. Базовой наукой здесь выступает экономика, то есть дисциплина, в рамках которой исследуется, каким образом можно применять ограниченные ресурсы, чтобы изготавливать полезные услуги, товары, распределяемые среди общественных масс. На уровне фирмы экономика представляет собой дисциплину, анализирующую такие процессы в рамках конкретного юрлица.
Экономика организации – управление, рассмотренное с научной точки зрения и основанное на совокупности производственных, непроизводственных нюансов. При анализе учитывают фонды, запасы, продукты, доходы, связанные с продажей товара, оказанием услуг.
Экономика предприятия исследует структуру юрлица (организационную, производственную), а также все управленческие процессы и их особенности. Немаловажный аспект – реструктуризация, то есть разделение, поглощение, объединение фирм.
Объекты научного исследования
В качестве объектов экономики и управления организацией рассматривают:
- маркетинговые аналитические работы, позволяющие планировать активность фирмы;
- формирование, применение на практике трудовых, финансовых, имущественных ресурсов;
- создание издержек, расчет себестоимости, цены продукции;
- контроль финансовых ресурсов, формирование результатов;
- бюджет;
- инвестиции;
- инновации;
- контроль конкурентоспособности;
- сертификацию, стандартизацию.
А также способы повышения качественного уровня продукта.
Наука: важные аспекты
Экономика предприятия как научная дисциплина предполагает изучать сущность юрлица, его фонды и оборотные средства, персонал, инвестиции. Анализу подлежат связи между этими объектами с целью повышения финансовых результатов предприятия. Ответственные за это экономисты должны уметь описывать отдельные отрасли производства, находить пути оптимизации рабочих процессов, снижения рисков, изменения управленческой системы для улучшения итогов компании. Учету подлежат экологические, технические аспекты, а не только лишь связанные с экономикой.
Для достижения поставленных задач следует использовать научные подходы. Методы исследования предполагают получение решения сформированной задачи посредством приемов, вычислений, теоретических, практических подходов.
Исследование экономики финансовых организаций, промышленных, торговых (и прочих типов) представляет собой достаточно сложную познавательную задачу. Сперва нужно сформулировать и обосновать выбранную тему, затем определить задачу работы, обозначить гипотезу, подобрать список объектов для анализа, составить программу работы с ними. Исследователь собирает полезные сведения, накапливает данные, обобщает их, на основании чего разрабатывает способы применения полученных закономерностей на практике.
Научная методология
Методология – базовый подход к построению познания, формам этого процесса и способам, для него применимым. Для любого исследования методологическая, теоретическая основа – научные работы, написанные именитыми деятелями (иностранными и отечественными), а также достижения, уже сделанные в выбранной области науки. База методологии – методы, применимые для этой сферы, то есть исследования (их содержание, последовательность), способы изложения данных, пути применения полученных результатов. Важно учитывать методы, определяющие научность исследования, позволяющие назвать его продуктивным.
Для научного анализа экономики организации активно используется дидактический метод, вынуждающий оценивать объект как нечто изменяющееся. Начинают анализ с простого, постепенно переходя к сложному. Не менее важным для познания сущности структуры экономики организации будет применение специфических методик, а также общих для всех экономических наук.
Общенаучные подходы:
- абстракция;
- индукция;
- дедукция;
- сравнение;
- эксперимент.
Специфические экономические научные методы:
- статистика;
- монография;
- баланс;
- математический;
- конструктивный.
Организация: что это?
Центр экономики – производство, то есть формирование некоторого продукта. Производство – базовое условие, делающее возможным потребление. Фирма производит продукт, выполняет услуги, на основании чего нац. богатство может постепенно расти. Эффективность работы отдельного лица, финансовое состояние компаний – факторы, влияющие на экономическую ситуацию в пределах державы, на мощь страны как экономической единицы.
Предприятие – обладающий самостоятельностью субъект, ведущий хоз. деятельность, изготавливающий продукт, исполняющий работу, предоставляющий сервис ради удовлетворения потребностей социума, получения прибыли. В нашей стране определение, формы организации в экономике регламентированы ГК, а именно 48-й статьей, где указаны факторы, позволяющие причислить некоторый объект к числу организаций. Таковыми условиями являются:
- наличие обособленного имущества и способность отвечать по обязательствам относительно него;
- способность покупать, реализовывать права (имущественные, неимущественные);
- возможность выступать в судебной инстанции в качестве ответчика, истца;
- несение обязанностей.
Чтобы стать юрлицом, нужно иметь баланс, смету. Точка отсчета в существовании фирмы – момент ее госрегистрации в соответствии с регламентированной законом процедурой. Каждое предприятие имеет уникальное имя, в котором есть указание на выбранную форму деятельности.
Бывают коммерческие и не являющиеся таковыми юрлица. Первые – те, что работают ради получения прибыли. Формируются они в форме обществ, товариществ, кооперативов, предприятий государственных, муниципальных. Вторая группа – созданные не ради прибыли, а значит, ведущие предпринимательскую активность лишь в рамках достижения основной цели, ради которой юрлицо формировалось.
Не отнять!
В любой форме, любого типа юрлица – важный элемент нац. экономики. Такие предприятия – база для повышения нац. дохода, ВВП, ВНП, обеспечения обороноспособности, воспроизводства. Фирмы – фундамент существования государства, без них невозможно исполнение гос. функций. Одновременно предприятия необходимы для прогресса науки, техники, медицины, культуры, образования. Они помогают решить проблему безработицы, иные социальные сложности. В рамках рыночной экономики функции организаций, упомянутые выше, исключительно важны как для державы в целом, так и для отдельных граждан в частности.
Предприятие создается таким образом, чтобы результаты работы были положительными, деятельность – рентабельной. Дополнительные важные цели включают в себя повышение качественного уровня и достижение лидирующего положения в технологических сферах. Любая фирма желает занять как можно большую часть выбранного рынка, использовать максимально эффективно все доступные ресурсы, повысить уровень занятости. Это возможно через стабилизацию положения и минимизацию затрат ресурсов (включая труд) при изготовлении каждой единицы продукта. Функции организации, рассматриваемые в рамках экономической науки:
- охрана природы;
- обеспечение трудоустроенных адекватным уровнем заработной платы;
- предоставление покупателю продукта, соответствующего требованиям заключенных договоренностей;
- решение социальных проблем.
Принципы работы
Экономика организации как наука устанавливает следующие принципы деятельности современных компаний:
- повышение экономической эффективности производственного процесса;
- децентрализованное управление;
- соблюдение права собственности.
Для оценки эффективности необходимо регулярно проводить анализ с определением соотношения итогов деятельности, затрат, объемов примененных в работе ресурсов.
Децентрализация означает, что директивная управленческая система – устаревший подход. Предприятие должно своими силами организовывать производственные процессы и контролировать их.
Право собственности – базовое явление рыночной экономики. Соблюдение его, а также собственнических интересов позволяет сделать предпринимательство свободным, обеспечить адекватную рыночную конкуренцию.
Чтобы компания была успешна, важно заинтересовать в этом работников, одновременно сделав их ответственными за результаты. Материальная стимуляция – базовый инструмент кадровой политики, помогающий добиться от сотрудников повышенной эффективности труда. Наиболее сильным будет стремление качественно работать у того, кто уверен в выплате ему достойной заработной платы. При этом задача руководства – позволить каждому трудоустроенному осознать, что внимание приковано к нему лично. Важно ввести в компании стимулы – это поможет повысить эффективность, одновременно дать понять, что высокий уровень ответственности – залог успешности работника, а значит, его большей заработной платы.