Производственная стратегия - принятая в компании долгосрочная программа действий, связанная с созданием продукции, выводом ее на рынок и реализацией. Объектом стратегии выступает непосредственно сама компания, а также управление производством продукции. Предметом являются отношения управленческого, технического, организационного характера. Развитие производственной стратегии должно протекать в согласовании с общей стратегией компании. Она должна также отвечать устоям компании, ее целям и задачам как в краткосрочной, среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе развития.
Понятие стратегии
Существует множество значений данного термина. В менеджменте стратегия - это некоторая модель действий, которая предназначена для анализа и достижения конкретных целей компании. Стратегия включает в себя последовательные принятия решений, которые используются для различных направлений деятельности компании.
В большинстве случаев она выбирается на достаточно долгий промежуток времени, включается в различные программы и практические действия компании, в процессе их выполнения стратегия и реализуется. Любая стратегия требует больших затрат времени, ресурсов и труда, поэтому редко какая компания может позволить себе часто менять ее, возможно, лишь незначительно корректировать.
Понятие производственной стратегии
В менеджменте существует разные виды стратегий компании. Производственной стратегией принято считать программу, принятую на длительный срок вперед, которая определяет действия компании по созданию, выводу на рынок и реализации продукции. Стратегические действия могут приниматься по следующим направлениям работы компании:
- улучшение организации производства;
- улучшение производственной инфраструктуры;
- управление производством;
- контроль качества продукции;
- контроль производственных мощностей;
- организация благоприятных взаимоотношений с контрагентами компании: поставщиками и другими партнерами;
- использование производственного персонала.
Базовая стратегия
В менеджменте стратегия - это нахождение баланса между объемом продукции, которая выпускается компанией, и задействованными производственными мощностями рабочей силы. Важно учитывать такие моменты, как:
- необходимый уровень трудовых ресурсов для стабильной работы производства;
- достаточная квалификация трудового ресурса;
- необходимый технический уровень для непрерывного производственного процесса;
- наличие возможностей для модернизации производственного оборудования;
- создание условий и возможности экстренной перенастройки оборудования, в случае с вероятными изменениями сроков, а также объемов производственных заказов.
Стратегия полного удовлетворения спроса
Производственная стратегия предприятия существует и в нескольких альтернативных вариантах.
При стратегии полного удовлетворения спроса потребителей компания стремится производить то количество продукции, какое требуется на рынке. При этом при минимальных запасах продукции на складах наблюдаются достаточно высокие затраты на производство в силу возможных колебаний объема выпуска.
Преимуществом стратегии является возможность держать запас материальных и производственных ресурсов на минимальном уровне.
Производство товара в зависимости от среднего уровня спроса
Придерживаясь данной стратегии, компания производит усредненный объем продукции. При падении спроса изготовленный товар уходит в запас, как только спрос на товар возрастает, он удовлетворяется за счет тех накоплений, которые были сделаны ранее.
Преимуществом данного вида стратегической модели является то, что производство задействовано на постоянной основе, не затрачиваются дополнительные средства на изменение объема изготавливаемой продукции. Компании также не приходится держать дополнительные ресурсы, чтобы повышать уровень производительности для того, чтобы в пик спроса иметь возможность удовлетворить потребности всех покупателей. Также у стратегии есть и недостатки, а именно - накопление избыточных запасов материалов в периоды, когда спрос балансирует на нижней границе.
Производство товара по нижнему уровню спроса
Компания, придерживаясь данной производственной стратегии, выпускает на рынок тот объем продукции, который соответствует минимальному зафиксированному уровню спроса. Недостающий объем спроса покрывается товаром, произведенным компаниями-конкурентами. Данную стратегию также называют стратегией пессимиста.
Также компания может оформить субподряд, который будет производить дополнительный объем продукции для удовлетворения спроса потребителей. Преимуществом является тот факт, что компания, не производя излишка продукции, в целом не теряет количество клиентов. А также в периоды низкого спроса не имеет излишка остатков на складах. Недостатком являются повышенные расходы на производство продукции через привлечение субподряда. Так как себестоимость дополнительного объема будет выше, а значит, и прибыль меньше, нежели если компания сама производила необходимый объем товара.
В пример можно привести компанию по выращиванию срезанных цветов. В течение года объем выпуска продукции колеблется примерно на одном уровне с небольшими всплесками, но один раз в году имеется период повышенного спроса - 8 Марта. Для того чтобы не иметь излишка производства продукции с коротким сроком жизни в течение года, компания имеет небольшие производственные мощности, которых не хватает в период праздника. Для этого в феврале привлекается субподрядчик для выполнения необходимого объема праздничных заказов. Компания благодаря привлечению субподрядчика полностью выполняет повышенный объем заказов от собственных клиентов, которые в течение года также делают закупки, но уже в других объемах.
Стратегия размещения производства
Данную стратегию в большинстве случаев используют в крупных компаниях, которые владеют развитой кооперацией внутри фирмы. При разработке производственной стратегии предприятие должно учитывать следующие факторы:
- какие необходимы транспортные расходы, если имеется удаленность филиалов;
- насколько квалифицирована рабочая сила;
- доступны ли экономические льготы, предлагаемые руководством региона нахождения компании;
- наличие источников сырья, полуфабрикатов и материалов.
Стратегия организации производства
Понятие стратегии организации заключается в том, что компания ставит ориентир на потребителя. Это определяется следующими отличительными особенностями:
- такие показатели, как объем выпускаемой продукции, качество продукции, ассортимент и сроки поставки компанией устанавливаются в зависимости от сделанных прогнозов потребностей покупателей на будущие периоды;
- товары поставляются в пункты реализации в необходимое время и в нужном количестве.
Программы стратегии организации производства
Программа под названием синхронизация производства направлена на определение совокупности действий, необходимых для организации системы, способной быстро реагировать на изменения потребительского спроса. Для этого необходимо наладить одновременное поступление всех необходимых комплектующих и синхронное производство и монтаж.
Программа предполагает реализацию следующих стратегических решений:
- необходимо определение методов, позволяющих достичь синхронизации каждой отдельной стадии производства;
- создание правил для правильной организации синхронного производства;
- создание альтернативных методов внедрения программы.
Программа по управлению материальными потоками - это взаимосвязанные друг с другом работы, формирующие целостную систему управления материальными потоками. Для выполнения стратегических решений по внедрению программы необходимо:
- обосновать методы системы производственной логистики;
- разработать системы сквозного управления потоками материалов, включая как стадию закупки, так и само производство, и сбыт продукции.
Программа по повышению гибкости производства с организационной стороны предполагает целостность действий, устанавливающих и соединяющих организационные, экономические и технические решения, направленные на формирование гибкого производства. Для внедрения программы необходимо:
- определение методов повышения организационной гибкости;
- анализ и разработка методического подхода к формированию гибкого производства.